Записки о здравии: какие бывают и зачем нужны
Церковные записки можно уподобить богослужебным книгам: на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Глобально делятся на две группы: о здравии и об упокоении. Сегодня мы поговорим о тех, что о здравии.
Такие записки – это наша просьба о сугубой помощи Господа тем людям, которые в ней указаны. И эта просьба носит вид соборной, то есть совместной церковной молитвы, которая во много раз сильнее келейной (домашней). Почему?
Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Только в храме объединяется молитвенная сила всех присутствующих. Только храм является домом Бога. Только в храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Сам Господь принес во оставление людских грехов в жертву Свою Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере правило совершать воспоминание об этой жертве в виде бескровных даров – хлеба и вина. Это воспоминание и совершается в каждом храме на Божественной литургии и в таинстве евхаристии – святом Причастии.
Соборная молитва в храме имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником – преемником апостолов, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).
В этому записку нужно включать всех, кому мы желаем здравия, спасения души и всяческого благополучия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
Но в записки о здравии хорошо вписывать также имена своих недоброжелателей и врагов. Это вовсе не значит, что мы просим Господа помогать им в совершении злых дел. Нет, мы молим Бога, чтобы Он вразумил врагов и сделал так, чтобы наш недоброжелатель изменился и обрел гармонию в отношениях с людьми.
По заповеди Господа: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Правильно написанная записка о здравии содержит полные имена без отчеств и фамилий:
— Патриарха
— владыки
— духовника
— членов свой семьи и родных, обычно по старшинству
-крёстных родителей
— тех людей, которые вам в чем-то помогли (благодетелей)
— знакомых, нуждающихся в помощи
— недоброжелателей и врагов
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
• Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на самом богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».
• Записка на проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.
• Молебен. Священник обращается с молитвою непосредственно к выбранному вами святому. Имя святого надо указать в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).
• Многодневные поминания (сорокоуст, полугодовое, годовое). Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 40 дней или 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом богослужении.
Перед именем духовного лица надо написать его сан: иерея Бориса, архиеп. Филарета и пр.
Перед именем тяжелобольного человека можно это указать в сокращении «т.бол.» или «бол.».
При обозначении имен детей до 7 лет пишется сокращенно слово «младенец».
Ребенка до 15 лет – «отрок».
Если вам известные имя, под которым человека крестили, то лучше указывать его. Например, не Светлана, а Фотиния.
НЕ НАДО указывать профессию или степень родства. Совершенно лишние пометки: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».
Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».
Еще не рожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)
За причисленных к лику к святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)
Подготовка начинается во время проскомидии – той части литургии, во время которых для таинства Причастия готовят хлеб и вино.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляются особые просфоры, из которых вынимаются частицы:
-для причащения (эту часть просфоры называют Агнец)
— в честь Божией Матери (ее называют «богородичной»)
— в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Этой часть просфоры называют «девятичинной».
— в память о живых и усопших Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах.
— за тех людей, имена которых указаны в записках и книжках-помянниках. В это время читаются поминания.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на особое блюдо (дискос) вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
В специальном порядке выложенные на дискос частицы просфор символизируют всю полноту Церкви Христовой.
Те частицы, которые вынуты из просфор для поминания указанных в наших записках имен, не даются в приобщение Плоти Спасителя, они впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.
Согласитесь, ничего из этого невозможно сделать в домашней молитве!
Такие записки – это наша просьба о сугубой помощи Господа тем людям, которые в ней указаны. И эта просьба носит вид соборной, то есть совместной церковной молитвы, которая во много раз сильнее келейной (домашней). Почему?
Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Только в храме объединяется молитвенная сила всех присутствующих. Только храм является домом Бога. Только в храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Сам Господь принес во оставление людских грехов в жертву Свою Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере правило совершать воспоминание об этой жертве в виде бескровных даров – хлеба и вина. Это воспоминание и совершается в каждом храме на Божественной литургии и в таинстве евхаристии – святом Причастии.
Соборная молитва в храме имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником – преемником апостолов, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).
ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»
Это просьба к Богу не только о физическом здоровье указанных в записке близких и родных, но и об их душевном и материальном благополучии.В этому записку нужно включать всех, кому мы желаем здравия, спасения души и всяческого благополучия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
Но в записки о здравии хорошо вписывать также имена своих недоброжелателей и врагов. Это вовсе не значит, что мы просим Господа помогать им в совершении злых дел. Нет, мы молим Бога, чтобы Он вразумил врагов и сделал так, чтобы наш недоброжелатель изменился и обрел гармонию в отношениях с людьми.
По заповеди Господа: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Правильно написанная записка о здравии содержит полные имена без отчеств и фамилий:
— Патриарха
— владыки
— духовника
— членов свой семьи и родных, обычно по старшинству
-крёстных родителей
— тех людей, которые вам в чем-то помогли (благодетелей)
— знакомых, нуждающихся в помощи
— недоброжелателей и врагов
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
КАКИЕ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ СУЩЕСТВУЮТ?
• Простая записка. Священнослужитель один раз упомянет имена указанных в ней людей на обычном богослужении.• Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на самом богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».
• Записка на проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.
• Молебен. Священник обращается с молитвою непосредственно к выбранному вами святому. Имя святого надо указать в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).
• Многодневные поминания (сорокоуст, полугодовое, годовое). Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 40 дней или 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом богослужении.
КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЗАПИСКИ?
Кроме уже указанных правил, надо учитывать, что имена пишутся в форме, которая как бы отвечает на вопрос «поминаем кого?»: например, Александра, Раису, Ивана, Ольгу и т.дПеред именем духовного лица надо написать его сан: иерея Бориса, архиеп. Филарета и пр.
Перед именем тяжелобольного человека можно это указать в сокращении «т.бол.» или «бол.».
При обозначении имен детей до 7 лет пишется сокращенно слово «младенец».
Ребенка до 15 лет – «отрок».
Если вам известные имя, под которым человека крестили, то лучше указывать его. Например, не Светлана, а Фотиния.
НЕ НАДО указывать профессию или степень родства. Совершенно лишние пометки: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».
Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».
ЗА КОГО НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ?
За некрещеныхЕще не рожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)
За причисленных к лику к святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)
ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ
По нашим запискам в храме совершается возношение бескровной Жертвы. Как это происходит?Подготовка начинается во время проскомидии – той части литургии, во время которых для таинства Причастия готовят хлеб и вино.
Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляются особые просфоры, из которых вынимаются частицы:
-для причащения (эту часть просфоры называют Агнец)
— в честь Божией Матери (ее называют «богородичной»)
— в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Этой часть просфоры называют «девятичинной».
— в память о живых и усопших Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах.
— за тех людей, имена которых указаны в записках и книжках-помянниках. В это время читаются поминания.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на особое блюдо (дискос) вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
В специальном порядке выложенные на дискос частицы просфор символизируют всю полноту Церкви Христовой.
Те частицы, которые вынуты из просфор для поминания указанных в наших записках имен, не даются в приобщение Плоти Спасителя, они впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.
Согласитесь, ничего из этого невозможно сделать в домашней молитве!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Спаси вас Господи, за подробное разъяснение!!!
- ↓