Записки о здравии: какие бывают и зачем нужны

Церковные записки можно уподобить богослужебным книгам: на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Глобально делятся на две группы: о здравии и об упокоении. Сегодня мы поговорим о тех, что о здравии.

Записки о здравии: какие бывают и зачем нужны

Такие записки – это наша просьба о сугубой помощи Господа тем людям, которые в ней указаны. И эта просьба носит вид соборной, то есть совместной церковной молитвы, которая во много раз сильнее келейной (домашней). Почему?

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Только в храме объединяется молитвенная сила всех присутствующих. Только храм является домом Бога. Только в храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Сам Господь принес во оставление людских грехов в жертву Свою Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере правило совершать воспоминание об этой жертве в виде бескровных даров – хлеба и вина. Это воспоминание и совершается в каждом храме на Божественной литургии и в таинстве евхаристии – святом Причастии.

Соборная молитва в храме имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником – преемником апостолов, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»

Это просьба к Богу не только о физическом здоровье указанных в записке близких и родных, но и об их душевном и материальном благополучии.

В этому записку нужно включать всех, кому мы желаем здравия, спасения души и всяческого благополучия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Но в записки о здравии хорошо вписывать также имена своих недоброжелателей и врагов. Это вовсе не значит, что мы просим Господа помогать им в совершении злых дел. Нет, мы молим Бога, чтобы Он вразумил врагов и сделал так, чтобы наш недоброжелатель изменился и обрел гармонию в отношениях с людьми.

По заповеди Господа: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Правильно написанная записка о здравии содержит полные имена без отчеств и фамилий:

— Патриарха

— владыки

— духовника

— членов свой семьи и родных, обычно по старшинству

-крёстных родителей

— тех людей, которые вам в чем-то помогли (благодетелей)

— знакомых, нуждающихся в помощи

— недоброжелателей и врагов

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

КАКИЕ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ СУЩЕСТВУЮТ?

• Простая записка. Священнослужитель один раз упомянет имена указанных в ней людей на обычном богослужении.

• Заказная записка. Батюшка просить о здравии людей дважды. Первый раз на самом богослужении, а затем повторно во время молитвы перед Престолом. В этом случае просящий обязательно должен написать в верхнем уголке записки слово «заказная».

• Записка на проскомидию. Считается самой сильной из всех вышеупомянутых. В этом случае о здоровье и благополучии людей будут просить на литургии.

• Молебен. Священник обращается с молитвою непосредственно к выбранному вами святому. Имя святого надо указать в верхнем углу записки (например, молебен Николаю Чудотворцу).

• Многодневные поминания (сорокоуст, полугодовое, годовое). Как правило, в этом случае имена людей заносятся в специальную книжечку, которая называется синодик. После заполнения она отдается священнослужителю, и он в течении 40 дней или 6-12 месяцев молит Бога о людях на каждом богослужении.

КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЗАПИСКИ?

Кроме уже указанных правил, надо учитывать, что имена пишутся в форме, которая как бы отвечает на вопрос «поминаем кого?»: например, Александра, Раису, Ивана, Ольгу и т.д

Перед именем духовного лица надо написать его сан: иерея Бориса, архиеп. Филарета и пр.

Перед именем тяжелобольного человека можно это указать в сокращении «т.бол.» или «бол.».

При обозначении имен детей до 7 лет пишется сокращенно слово «младенец».

Ребенка до 15 лет – «отрок».

Если вам известные имя, под которым человека крестили, то лучше указывать его. Например, не Светлана, а Фотиния.

НЕ НАДО указывать профессию или степень родства. Совершенно лишние пометки: «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».

Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».

ЗА КОГО НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ?

За некрещеных

Еще не рожденного ребенка (после появления на этот свет его обязательно должны окрестить)

За причисленных к лику к святых (они уже имеют Божью Благодать и делятся ею с другими)

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ

По нашим запискам в храме совершается возношение бескровной Жертвы. Как это происходит?

Подготовка начинается во время проскомидии – той части литургии, во время которых для таинства Причастия готовят хлеб и вино.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляются особые просфоры, из которых вынимаются частицы:

-для причащения (эту часть просфоры называют Агнец)

— в честь Божией Матери (ее называют «богородичной»)

— в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Этой часть просфоры называют «девятичинной».

— в память о живых и усопших Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах.

— за тех людей, имена которых указаны в записках и книжках-помянниках. В это время читаются поминания.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на особое блюдо (дискос) вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

В специальном порядке выложенные на дискос частицы просфор символизируют всю полноту Церкви Христовой.

Те частицы, которые вынуты из просфор для поминания указанных в наших записках имен, не даются в приобщение Плоти Спасителя, они впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.

Согласитесь, ничего из этого невозможно сделать в домашней молитве!

Оставить комментарий

Последние комментарии

iren-200807

Спаси вас Господи, за подробное разъяснение!!!

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024