Иоанн Адливанкин — о сектах и бесах
Сегодня зарубежные специалисты всё чаще утверждают, что мир переживает некое «религиозное возрождение»… Однако не все так благостно.
Распространение такой нетрадиционной религиозности и новых форм религии, как New Age, многочисленных культов восточной и западной ориентации, возникновение новых сект вокруг новых «учителей»— всё это явления тревожные и требующие внимательнейшего изучения.
После десятилетий атеистических испытаний и в нашей стране наступило время увлечения духовностью без разбора ее содержания.
«Ситуация в сфере религиозной безопасности в России сегодня очень непростая», — считает ведущий специалист по проблемам сект и оккультизма, руководитель миссионерского отдела Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского монах Иоанн (Адливанкин).
— Отец Иоанн, расскажите о Вашем Центре.
— 16 лет специалисты Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского занимаются реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, затянутых в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры». К нам обычно попадают люди, которые не нашли помощи ни у врачей, ни в реабилитационных центрах, ни у духовников.
Центр возглавляет известный в России священник Анатолий (Берестов). Лично я работаю в центре 11 лет. В месяц к нам обращаются за помощью от пятидесяти до ста человек. В основном, это страждущие от оккультизма и сектантства.
— Опираясь на Ваш уникальный многолетний опыт работы в сфере всевозможных душевных патологий, скажите, каково положение дел в современном обществе?
— За последние десять лет произошли огромные изменения. Динамика эволюции духовных повреждений колоссальная. Интернет, информационные технологии открывают сатанинскую бездну: эффект от погружения в специфические интернет-ресурсы по мере воздействия на психику во многих случаях можно приравнять к годам пребывания в классических сектах. Ведь принадлежность к сектантству определяется не участием в каком-то культе, лжетаинствах и т.д, а в идентичном сектантству мировоззрении. При этом сегодня мы пожинаем плоды постсоветского мышления, когда большинство людей крестились, не понимая сути Таинства. Без традиции религия превратилась в мистику и, зачастую, в черную мистику.
— Какого рода деятельность осуществляет центр?
— В первую очередь, можно сказать о том, что мы реализуем древнюю практику Православия — чин присоединения отпавших от Церкви. Речь идет о людях, которые уже были крещены и отпали в разного рода секты или серьезно практиковали оккультизм. На проведение подобного чина требуется особое архиерейское благословение, которое в России имеют всего несколько людей, на этой ниве активно трудился, к примеру, убиенный иерей Даниил Сысоев.
Мы обратили внимание на то, что люди, которые проходили чин присоединения, скажем, в 90-е годы, часто вновь возвращались к тем или иным заблуждениям. Одной из причин был тот факт, что при присоединении они недостаточно ясно понимали, от чего они отрекаются, а основа чина присоединения — сознательное и точное отречение от заблуждений, от ереси, в которую они впали. Но древнее чинопоследование не учитывает многочисленные нюансы, существующие в современном мире. К примеру, если кришнаит проходит чин по классическому чину отречения от язычества из требника Петра Могилы, его спрашивают: отрекаешься ли от множества богов? Но Кришна — это не «множество богов» — там есть своя космология. Соответственно, к каждой ереси нужно разрабатывать особый чин отречения. И для того, чтобы такому заблудшему сознательно ответить на вопрос, типа: «Разумеешь ли, что Кришна — диавол, которому ты поклонялся?» — нужно многое понять и признать. Человеку необходимо это доказательно объяснить, а соотнести индуистскую космологию и православное миропонимание — не так просто. Поэтому мы стали разрабатывать специальный миссионерско-пастырский подход, который бы позволил максимально учесть те заблуждения, с которыми мы многократно сталкиваемся на практике. Подготовка к чину — дело крайне серьезное и очень ответственное. На это указывает, к примеру, построение классических чинов присоединений от иудаизма и мусульманства, которые длятся целых два дня. Недавно с Божией помощью мы выпустили книгу «Актуальная практика чинов присоединения», в которой отражена наша многолетняя практика на данном поприще и предложен отработанный на практике профессиональный подход к душепопечению обращающихся от сект и оккультизма людей.
Мир стремительно меняет духовный и психологический облик человека: подстраиваясь под этот мир, меняется и сектантство. Сегодня даже некоторым образом «традиционные» для России баптисты подпали под американских харизматов, практикующих своего рода быстрый захват человека. Если, скажем, в баптизме от человека, так или иначе, требовалась реализация его свободной воли: познание догматов, доверие, изучение истории, то у харизматов-пятидесятников всё совсем не так. Человеку, втянутому в секту, в самое краткое время предлагают принять «духа святого» (которого у сектантов просто быть не может по определению). В ответ на согласие посредством участия в крайне экзольтированном молитвенном собрании человек обретает особый «дар» в виде неконтролируемого «бормотания» (так называемое «говорение на языках»). Это явление, по мнению сектантов, и является признаком сошествия «духа». К нам приходит много людей, десятилетиями болеющих «бормотанием» и осознающих свою неспособность волевым усилием избавиться от этих «даров». Если таковой попадет под профессиональное наблюдение психиатров — что со временем неизбежно, — наши возможности избавить человека от этой откровенной бесовщины крайне ограничены. Только после вовремя и правильно проведенного чина присоединения эта беда, как правило, немедленно оставляет человека, в чем мы многократно убеждались на практике. Потому так важен разумный, ориентированный на каноническую практику пастырский подход.
Состояние страждущего после чина присоединения — также особая тема. И здесь требуется комплексная духовно–психологическая помощь, которую мы оказываем пострадавшим людям. Сегодня одно из самых тяжких и часто встречающихся поражений личности после оккультно-сектантских погружений — так называемые «голоса». Проблема, хорошо известная и психиатрам, и опытным духовникам. Правда, что с этой бедой делать, точно не могут сказать ни те, ни другие. Данное явление находится на стыке духовности и психиатрии; определенно ответить на вопрос, откуда возникают эти голоса — органическое ли это повреждение психики или бесовское действие — практически невозможно. На практике важно определить очередность и меру духовной и психиатрической помощи — и здесь требуется профессиональный анализ. Нужно отметить, что если в девяностые годы обращавшихся с такой проблемой было всего 5–10%, то сейчас их практически половина.
Появление «голосов» может быть связано с употреблением наркотических средств: ЛСД (LSD), например. Но «голоса», вызванные наркотиками и сектантским вмешательством, имеют единую бесовскую природу, но разные причины. Именно с причинами в процессе душепопечения страдающего человека необходимо работать. При этом наркоман может быть вполне православным человеком, но болеющим. Он всё же в ограде Церкви, и есть надежда на исцеление. «Голоса» здесь, как правило, связаны с какими-то грехами, явными и тайными. А если мы говорим о «голосах», которые появляются вследствие тех или иных сектантских воздействий, то это результат непосредственного влияния демонов на человека. Согласитесь, разница существенная.
Часто разверзшаяся перед заблудшим бесовская бездна долго не отпускает человека, открывая перед ним все новые и новые врата искушений. Если еще десять лет назад некоторые интимные извращения у страдающих зависимостями людей случались не в фатальном количестве случаев, то сегодня практически все наркоманы и алкоголики (и не только они!) сидят в известных директориях интернета и соответственно одолеваемы постыдной страстью тайного блуда, от которой они обычно тотально зависимы. Возникает следующий вопрос: что опаснее: наркотики или блуд, который они не могут оставить? Таковым часто просто стыдно войти в церковь. Наркотики он, может быть, и оставит, а к страсти вернется. Нельзя забывать и о лукавстве демонов, в стратегических целях явно не искушающих человека, чтобы тот убеждался в своем «совершенстве». А когда человек милостью Божией возвращается к нормальному миру, бесовская месть за это — тяжкие нападки на все те области страстей, которые в прельщенном состоянии были обманчиво «укрощены». Часто после пройденного чина или просто искреннего покаяния, когда пагубные доктрины отвергнуты, могут иметь место тяжкие падения самого разного рода, но уже по «человеческим» причинам. Особенно у молодых людей. Демоны так просто своего не оставляют: если они не смогли погубить человека через ересь или иную интеллектуально ориентированную пагубу, они начинают искушать его разными человеческими страстями, и первые из них — плотские. И процесс «умирения» — долгий.
— Где границы, по которым можно считать человека полностью отпавшим от Церкви?
— Пример из сайентологии. В этом сатанинском культе есть такой акт, который называется «одитинг». Можно употребить древний термин для объяснения этого понятия — инициация, посвящение. С виду этот акт происходит очень просто: садятся друг напротив друга два человека, специалист и приходящий, и вроде ничего страшного не делают — всего лишь анализируют грехи человека. Но после этого акта, как правило, начинается процесс патологического изменения личности «объекта». Дело в том, что это несколько завуалированный акт получения «права на душу». Сайентологи убеждают своих жертв, что не используют в «одитинге» внушение (методы гипноза и т.п.), но профессиональная экспертиза данного метода явственно свидетельствует, что «одитинг» по сути своей является формой психотехники, цель которой — радикальное изменение личности человека. В большинстве случаев с этого момента вся жизнь жертвы подчинена стремлению к последующим сеансам «одитинга» с целью «возможно полного очищения личности», необходимость чего особо внушается. И каждый сеанс стоит всё дороже. Определив факт прохождения процедуры «одитинга», мы всегда ставим вопрос о чине присоединения как отпавшего от Церкви, а на практике знаем, как тяжки последующие многолетние страдания человека с таковым опытом даже уже под церковным покровом. Но правильно проведенное чинопоследование радикально сокращает эти терзания.
В работе с людьми, прошедшими через разного рода опасные заблуждения, много нюансов; здесь нет стандартов, ведь священнику, как и в исповеди, дано право учитывать не только глубину заблуждения человека, но и фактор раскаяния в содеянном, глубину покаяния. Границу, перейдя которую заблудший человек совсем отпал от Церкви, может определить только опытный духовник, при этом знакомый с канонической практикой чинов. Увы, но общая формула, которую мы обычно наблюдаем на практике в отношении сложных ситуаций, это либо усредненное «покаялся-причащайся», либо известные «отчитки». Но Таинство исповеди действенно только тогда, когда человек находится внутри Церкви, а если он своими деяниями вышел за пределы Церкви, то он не может участвовать в Таинствах. Покаяние в Таинстве и чин присоединения к Церкви через покаяние — это разные вещи. А после нескольких десятков посещений отчиток к нам приходят еще более тяжко поврежденные люди, с замутненным сознанием. Всё, что в них было, всё осталось, только хуже стало. Ересь, неправосмыслие не выходят отчитками…
— Каждый ли человек может подпасть под влияние сект?
— Современная масс-культура — телевидение, виртуальное пространство, дикие музыкальные ритмы и т.д. — сформировала общество с так называемым «феноменом открытой личности» (термин из психологии), то есть человека с гипертрофированно развитой чувственностью, обуреваемого страстями и эмоциями, в определенном аспекте гипнабельного, легко внушаемого. И этот факт, конечно же, вводит всё современное общество в степень риска. Человек со сформированной системой духовных ценностей существенно более защищен.
— Какие оккультные практики, на Ваш взгляд, наиболее опасны?
— Восток сегодня — это самое проблемное место. Некогда христианская европейская ментальность сегодня буквально пропитана восточными идеями. Весь оккультизм крайне опасен для человека, практически все оккультные практики базируются на тех или иных восточных постулатах.
Не так давно ко мне пришел молодой парень, недавно потерявший близкого человека, и очень сокрушался о том, что в этих переживаниях он «перестал чувствовать Бога». Я даже умилился такой его вере. Мы долго разговаривали и, наконец, в его рассказе проскальзывает фраза: «Вот когда я занимался Цигун, Бог был всегда со мной…». Оказывается, пятнадцать лет этот человек занимался одной из самых агрессивных оккультных практик, при этом ходил в православный храм и причащался. И так часто бывает, мир лукав.
Что такое Цигун? Восточная китайская практика, которая является своего рода базовой разработкой всей современной экстрасенсорики, — это работа с так называемыми «энергиями». Понятия «биоэнергия», «энергоинформационное пространство» — это чисто оккультные термины, которыми буквально заражен современный мир. Именно в вопросе «энергий» происходит сегодня множество коварных подмен. Здесь важно кратко обозначить разницу в понятиях «энергия» в восточных учениях и в христианском мировоззрении. Напомню основное положение исихазма: Бог есть энергия. Человек не может по своему усмотрению манипулировать Божественными энергиями, ибо это тождественно волевому вмешательству в Божественное бытие. Экстрасенсы же убеждены в том, что они пользуются именно «божественной энергией», которая вызывается исключительно волей человека. Весь Восток, его боевые искусства, практическая часть оккультных восточных доктрин — всё это манипуляция энергиями (прана, ци и др.). Когда человек, развив в себе соответствующие способности, является проводником этих энергий, уподобляясь своего рода «трубе», он в некотором смысле становится частью демонической иерархии. Все те духовные энергии, которые подвластны воле человека, являются энергиями исключительно инфернального мира — мира падших духов.
Есть, к примеру, такой восточный культ, называется Рейки. Несколько слов о его истории. Один японский протестант решил узнать, как исцелял Христос и Его ученики. И вот он взошел на одну из японских гор, 20 дней постился, на 21-й день в него ударил столп энергии. Бедный японец понял, что это будто бы та сила, которой исцелял Христос, и стал передавать эту энергию своим ученикам. Так начала формироваться иерархия, рукоположение — некое саркастическое отражение нашего православного Таинства. Понятно, у нас начало — Господь и Святой Дух, а там — некий японский гуру и бесовская сила. Так вот, на сегодня в мире существует более полутора миллионов рейкистов — целая система учеников, учителей, которые имеют право инициации. Как правило, это люди, интегрированные в культуру, медицину, образование. В Белоруссии, заняв ключевые посты в правительстве, в начале двухтысячных они пытались даже устроить своеобразный духовный переворот. Из своей практики я знаю тысячи людей, поврежденных Рейки, которые исцелились только после чинов присоединения.
— Чем угрожает засилие сект в России и в мире?
— Людей, фатально подпавших под влияние сект, можно рассматривать и с эсхатологической точки зрения, как марионеток, как армию антихриста, которых «уже много в мире», по апостолу. Они выстраивают «новый мир», ожидая прихода последнего и самого значимого «цезаря и папы» в одном лице…
— В чем, по-Вашему, причина вспышки этой «эпидемии»?
— Переступив грани эпох, мир вошел в новую эру. Кто-то убежден, что это эра грядущего на Вселенную благоденствия, кто-то — в том, что неслыханных катаклизмов и трагедий. Но все вместе мы вошли в эру психического насилия: тайного, незримого, беззаконного насилия над человеческой личностью: духовное, психическое, информационное насилие в самых коварных и изуверских его формах уже вступило в права владения обнажившейся человеческой душой.
Идет тотальная война с человеком без объявления войны. Война незримая, призванная перевернуть и лицемерно извратить всё, что веками в сознании людей четко определялось как добро и зло: она кардинально меняет и представление обо всех духовных и этических ценностях, и вместе с этим саму человеческую душу.
Можно утверждать, что наиболее значимые процессы, происходящие во всех сферах мировой жизни, имеют отношение к формированию некоей единой для всего мира религии: политические тенденции, социальные проекты, научные изыскания, деятельность мирового сообщества и, несомненно, процесс глобализации. Более того, логично предположить, что именно последний и является продуманной системой формирования политической и социальной основы глобальной религии, исходя, как минимум, из их смысловой общности. Сама идея глобализации является порождением исключительно религиозного миропонимания, пусть и не всегда осознанного ее проводниками.
Сегодня всё происходит так: формирование единой мировой религии осуществляется силами мирового сектантства, а процесс глобализации осуществляется силами мирового сообщества.
Именно сектантство как духовный институт в данном случае является непосредственным представителем сил, стоящих у руля мировой политики, который и несут сектантскую идеологию «в массы».
— Отец Иоанн, прошлый год закончился подписанием Президентом поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Что-то изменилось?
— Интересна предыстория этого закона. Говоря о роли, которая отводится Западом деструктивным культам в разрушении нашего Отечества, вспоминается один крайне интересный исторический факт: после победы октябрьской революции в 1921 году появляется проект Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевистским правительством любых форм сектантства. Смотрите, уже тогда сектанты воспринимались как потенциальная опора нового, богоборческого режима. Особенно наводит на размышления воззвание Наркомзема от 5 октября 1921 г. «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей», в котором, в частности, говорится: «Впервые за всё время существования России сектантам всех направлений и недавно еще гонимым… предоставлена полная возможность широкого объединения… Мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!..» (Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект В. Бонч-Бруевича// Минувшее: Исторический альманах — М.; СПб., Феникс, 1996, с. 310).
«Религия» и сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле достижения политических целей. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России во время обсуждения российской общественностью в 1997 году закона «О свободе совести». Послания Российскому Президенту тогда направили и Президент, и сенаторы США, и Римский Папа, которые рекомендовали Президенту России действовать столь же «решительно», как при расстреле Дома Советов в 1993 году.
В связи с этим, безусловно, значительной победой стало недавнее подписание Президентом Владимиром Путиным поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и ряда других законодательных актов, предусматривающих введение жесткого контроля над деятельностью религиозных организаций, финансируемых из-за рубежа. Это, безусловно, важная веха. Думаю, на такой шаг российское правительство пошло после украинских событий: разгул сект там возымел беспрецедентные масштабы.
Распространение такой нетрадиционной религиозности и новых форм религии, как New Age, многочисленных культов восточной и западной ориентации, возникновение новых сект вокруг новых «учителей»— всё это явления тревожные и требующие внимательнейшего изучения.
После десятилетий атеистических испытаний и в нашей стране наступило время увлечения духовностью без разбора ее содержания.
«Ситуация в сфере религиозной безопасности в России сегодня очень непростая», — считает ведущий специалист по проблемам сект и оккультизма, руководитель миссионерского отдела Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского монах Иоанн (Адливанкин).
— Отец Иоанн, расскажите о Вашем Центре.
— 16 лет специалисты Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского занимаются реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, затянутых в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры». К нам обычно попадают люди, которые не нашли помощи ни у врачей, ни в реабилитационных центрах, ни у духовников.
Центр возглавляет известный в России священник Анатолий (Берестов). Лично я работаю в центре 11 лет. В месяц к нам обращаются за помощью от пятидесяти до ста человек. В основном, это страждущие от оккультизма и сектантства.
— Опираясь на Ваш уникальный многолетний опыт работы в сфере всевозможных душевных патологий, скажите, каково положение дел в современном обществе?
— За последние десять лет произошли огромные изменения. Динамика эволюции духовных повреждений колоссальная. Интернет, информационные технологии открывают сатанинскую бездну: эффект от погружения в специфические интернет-ресурсы по мере воздействия на психику во многих случаях можно приравнять к годам пребывания в классических сектах. Ведь принадлежность к сектантству определяется не участием в каком-то культе, лжетаинствах и т.д, а в идентичном сектантству мировоззрении. При этом сегодня мы пожинаем плоды постсоветского мышления, когда большинство людей крестились, не понимая сути Таинства. Без традиции религия превратилась в мистику и, зачастую, в черную мистику.
— Какого рода деятельность осуществляет центр?
— В первую очередь, можно сказать о том, что мы реализуем древнюю практику Православия — чин присоединения отпавших от Церкви. Речь идет о людях, которые уже были крещены и отпали в разного рода секты или серьезно практиковали оккультизм. На проведение подобного чина требуется особое архиерейское благословение, которое в России имеют всего несколько людей, на этой ниве активно трудился, к примеру, убиенный иерей Даниил Сысоев.
Мы обратили внимание на то, что люди, которые проходили чин присоединения, скажем, в 90-е годы, часто вновь возвращались к тем или иным заблуждениям. Одной из причин был тот факт, что при присоединении они недостаточно ясно понимали, от чего они отрекаются, а основа чина присоединения — сознательное и точное отречение от заблуждений, от ереси, в которую они впали. Но древнее чинопоследование не учитывает многочисленные нюансы, существующие в современном мире. К примеру, если кришнаит проходит чин по классическому чину отречения от язычества из требника Петра Могилы, его спрашивают: отрекаешься ли от множества богов? Но Кришна — это не «множество богов» — там есть своя космология. Соответственно, к каждой ереси нужно разрабатывать особый чин отречения. И для того, чтобы такому заблудшему сознательно ответить на вопрос, типа: «Разумеешь ли, что Кришна — диавол, которому ты поклонялся?» — нужно многое понять и признать. Человеку необходимо это доказательно объяснить, а соотнести индуистскую космологию и православное миропонимание — не так просто. Поэтому мы стали разрабатывать специальный миссионерско-пастырский подход, который бы позволил максимально учесть те заблуждения, с которыми мы многократно сталкиваемся на практике. Подготовка к чину — дело крайне серьезное и очень ответственное. На это указывает, к примеру, построение классических чинов присоединений от иудаизма и мусульманства, которые длятся целых два дня. Недавно с Божией помощью мы выпустили книгу «Актуальная практика чинов присоединения», в которой отражена наша многолетняя практика на данном поприще и предложен отработанный на практике профессиональный подход к душепопечению обращающихся от сект и оккультизма людей.
Мир стремительно меняет духовный и психологический облик человека: подстраиваясь под этот мир, меняется и сектантство. Сегодня даже некоторым образом «традиционные» для России баптисты подпали под американских харизматов, практикующих своего рода быстрый захват человека. Если, скажем, в баптизме от человека, так или иначе, требовалась реализация его свободной воли: познание догматов, доверие, изучение истории, то у харизматов-пятидесятников всё совсем не так. Человеку, втянутому в секту, в самое краткое время предлагают принять «духа святого» (которого у сектантов просто быть не может по определению). В ответ на согласие посредством участия в крайне экзольтированном молитвенном собрании человек обретает особый «дар» в виде неконтролируемого «бормотания» (так называемое «говорение на языках»). Это явление, по мнению сектантов, и является признаком сошествия «духа». К нам приходит много людей, десятилетиями болеющих «бормотанием» и осознающих свою неспособность волевым усилием избавиться от этих «даров». Если таковой попадет под профессиональное наблюдение психиатров — что со временем неизбежно, — наши возможности избавить человека от этой откровенной бесовщины крайне ограничены. Только после вовремя и правильно проведенного чина присоединения эта беда, как правило, немедленно оставляет человека, в чем мы многократно убеждались на практике. Потому так важен разумный, ориентированный на каноническую практику пастырский подход.
Состояние страждущего после чина присоединения — также особая тема. И здесь требуется комплексная духовно–психологическая помощь, которую мы оказываем пострадавшим людям. Сегодня одно из самых тяжких и часто встречающихся поражений личности после оккультно-сектантских погружений — так называемые «голоса». Проблема, хорошо известная и психиатрам, и опытным духовникам. Правда, что с этой бедой делать, точно не могут сказать ни те, ни другие. Данное явление находится на стыке духовности и психиатрии; определенно ответить на вопрос, откуда возникают эти голоса — органическое ли это повреждение психики или бесовское действие — практически невозможно. На практике важно определить очередность и меру духовной и психиатрической помощи — и здесь требуется профессиональный анализ. Нужно отметить, что если в девяностые годы обращавшихся с такой проблемой было всего 5–10%, то сейчас их практически половина.
Появление «голосов» может быть связано с употреблением наркотических средств: ЛСД (LSD), например. Но «голоса», вызванные наркотиками и сектантским вмешательством, имеют единую бесовскую природу, но разные причины. Именно с причинами в процессе душепопечения страдающего человека необходимо работать. При этом наркоман может быть вполне православным человеком, но болеющим. Он всё же в ограде Церкви, и есть надежда на исцеление. «Голоса» здесь, как правило, связаны с какими-то грехами, явными и тайными. А если мы говорим о «голосах», которые появляются вследствие тех или иных сектантских воздействий, то это результат непосредственного влияния демонов на человека. Согласитесь, разница существенная.
Часто разверзшаяся перед заблудшим бесовская бездна долго не отпускает человека, открывая перед ним все новые и новые врата искушений. Если еще десять лет назад некоторые интимные извращения у страдающих зависимостями людей случались не в фатальном количестве случаев, то сегодня практически все наркоманы и алкоголики (и не только они!) сидят в известных директориях интернета и соответственно одолеваемы постыдной страстью тайного блуда, от которой они обычно тотально зависимы. Возникает следующий вопрос: что опаснее: наркотики или блуд, который они не могут оставить? Таковым часто просто стыдно войти в церковь. Наркотики он, может быть, и оставит, а к страсти вернется. Нельзя забывать и о лукавстве демонов, в стратегических целях явно не искушающих человека, чтобы тот убеждался в своем «совершенстве». А когда человек милостью Божией возвращается к нормальному миру, бесовская месть за это — тяжкие нападки на все те области страстей, которые в прельщенном состоянии были обманчиво «укрощены». Часто после пройденного чина или просто искреннего покаяния, когда пагубные доктрины отвергнуты, могут иметь место тяжкие падения самого разного рода, но уже по «человеческим» причинам. Особенно у молодых людей. Демоны так просто своего не оставляют: если они не смогли погубить человека через ересь или иную интеллектуально ориентированную пагубу, они начинают искушать его разными человеческими страстями, и первые из них — плотские. И процесс «умирения» — долгий.
— Где границы, по которым можно считать человека полностью отпавшим от Церкви?
— Пример из сайентологии. В этом сатанинском культе есть такой акт, который называется «одитинг». Можно употребить древний термин для объяснения этого понятия — инициация, посвящение. С виду этот акт происходит очень просто: садятся друг напротив друга два человека, специалист и приходящий, и вроде ничего страшного не делают — всего лишь анализируют грехи человека. Но после этого акта, как правило, начинается процесс патологического изменения личности «объекта». Дело в том, что это несколько завуалированный акт получения «права на душу». Сайентологи убеждают своих жертв, что не используют в «одитинге» внушение (методы гипноза и т.п.), но профессиональная экспертиза данного метода явственно свидетельствует, что «одитинг» по сути своей является формой психотехники, цель которой — радикальное изменение личности человека. В большинстве случаев с этого момента вся жизнь жертвы подчинена стремлению к последующим сеансам «одитинга» с целью «возможно полного очищения личности», необходимость чего особо внушается. И каждый сеанс стоит всё дороже. Определив факт прохождения процедуры «одитинга», мы всегда ставим вопрос о чине присоединения как отпавшего от Церкви, а на практике знаем, как тяжки последующие многолетние страдания человека с таковым опытом даже уже под церковным покровом. Но правильно проведенное чинопоследование радикально сокращает эти терзания.
В работе с людьми, прошедшими через разного рода опасные заблуждения, много нюансов; здесь нет стандартов, ведь священнику, как и в исповеди, дано право учитывать не только глубину заблуждения человека, но и фактор раскаяния в содеянном, глубину покаяния. Границу, перейдя которую заблудший человек совсем отпал от Церкви, может определить только опытный духовник, при этом знакомый с канонической практикой чинов. Увы, но общая формула, которую мы обычно наблюдаем на практике в отношении сложных ситуаций, это либо усредненное «покаялся-причащайся», либо известные «отчитки». Но Таинство исповеди действенно только тогда, когда человек находится внутри Церкви, а если он своими деяниями вышел за пределы Церкви, то он не может участвовать в Таинствах. Покаяние в Таинстве и чин присоединения к Церкви через покаяние — это разные вещи. А после нескольких десятков посещений отчиток к нам приходят еще более тяжко поврежденные люди, с замутненным сознанием. Всё, что в них было, всё осталось, только хуже стало. Ересь, неправосмыслие не выходят отчитками…
— Каждый ли человек может подпасть под влияние сект?
— Современная масс-культура — телевидение, виртуальное пространство, дикие музыкальные ритмы и т.д. — сформировала общество с так называемым «феноменом открытой личности» (термин из психологии), то есть человека с гипертрофированно развитой чувственностью, обуреваемого страстями и эмоциями, в определенном аспекте гипнабельного, легко внушаемого. И этот факт, конечно же, вводит всё современное общество в степень риска. Человек со сформированной системой духовных ценностей существенно более защищен.
— Какие оккультные практики, на Ваш взгляд, наиболее опасны?
— Восток сегодня — это самое проблемное место. Некогда христианская европейская ментальность сегодня буквально пропитана восточными идеями. Весь оккультизм крайне опасен для человека, практически все оккультные практики базируются на тех или иных восточных постулатах.
Не так давно ко мне пришел молодой парень, недавно потерявший близкого человека, и очень сокрушался о том, что в этих переживаниях он «перестал чувствовать Бога». Я даже умилился такой его вере. Мы долго разговаривали и, наконец, в его рассказе проскальзывает фраза: «Вот когда я занимался Цигун, Бог был всегда со мной…». Оказывается, пятнадцать лет этот человек занимался одной из самых агрессивных оккультных практик, при этом ходил в православный храм и причащался. И так часто бывает, мир лукав.
Что такое Цигун? Восточная китайская практика, которая является своего рода базовой разработкой всей современной экстрасенсорики, — это работа с так называемыми «энергиями». Понятия «биоэнергия», «энергоинформационное пространство» — это чисто оккультные термины, которыми буквально заражен современный мир. Именно в вопросе «энергий» происходит сегодня множество коварных подмен. Здесь важно кратко обозначить разницу в понятиях «энергия» в восточных учениях и в христианском мировоззрении. Напомню основное положение исихазма: Бог есть энергия. Человек не может по своему усмотрению манипулировать Божественными энергиями, ибо это тождественно волевому вмешательству в Божественное бытие. Экстрасенсы же убеждены в том, что они пользуются именно «божественной энергией», которая вызывается исключительно волей человека. Весь Восток, его боевые искусства, практическая часть оккультных восточных доктрин — всё это манипуляция энергиями (прана, ци и др.). Когда человек, развив в себе соответствующие способности, является проводником этих энергий, уподобляясь своего рода «трубе», он в некотором смысле становится частью демонической иерархии. Все те духовные энергии, которые подвластны воле человека, являются энергиями исключительно инфернального мира — мира падших духов.
Есть, к примеру, такой восточный культ, называется Рейки. Несколько слов о его истории. Один японский протестант решил узнать, как исцелял Христос и Его ученики. И вот он взошел на одну из японских гор, 20 дней постился, на 21-й день в него ударил столп энергии. Бедный японец понял, что это будто бы та сила, которой исцелял Христос, и стал передавать эту энергию своим ученикам. Так начала формироваться иерархия, рукоположение — некое саркастическое отражение нашего православного Таинства. Понятно, у нас начало — Господь и Святой Дух, а там — некий японский гуру и бесовская сила. Так вот, на сегодня в мире существует более полутора миллионов рейкистов — целая система учеников, учителей, которые имеют право инициации. Как правило, это люди, интегрированные в культуру, медицину, образование. В Белоруссии, заняв ключевые посты в правительстве, в начале двухтысячных они пытались даже устроить своеобразный духовный переворот. Из своей практики я знаю тысячи людей, поврежденных Рейки, которые исцелились только после чинов присоединения.
— Чем угрожает засилие сект в России и в мире?
— Людей, фатально подпавших под влияние сект, можно рассматривать и с эсхатологической точки зрения, как марионеток, как армию антихриста, которых «уже много в мире», по апостолу. Они выстраивают «новый мир», ожидая прихода последнего и самого значимого «цезаря и папы» в одном лице…
— В чем, по-Вашему, причина вспышки этой «эпидемии»?
— Переступив грани эпох, мир вошел в новую эру. Кто-то убежден, что это эра грядущего на Вселенную благоденствия, кто-то — в том, что неслыханных катаклизмов и трагедий. Но все вместе мы вошли в эру психического насилия: тайного, незримого, беззаконного насилия над человеческой личностью: духовное, психическое, информационное насилие в самых коварных и изуверских его формах уже вступило в права владения обнажившейся человеческой душой.
Идет тотальная война с человеком без объявления войны. Война незримая, призванная перевернуть и лицемерно извратить всё, что веками в сознании людей четко определялось как добро и зло: она кардинально меняет и представление обо всех духовных и этических ценностях, и вместе с этим саму человеческую душу.
Можно утверждать, что наиболее значимые процессы, происходящие во всех сферах мировой жизни, имеют отношение к формированию некоей единой для всего мира религии: политические тенденции, социальные проекты, научные изыскания, деятельность мирового сообщества и, несомненно, процесс глобализации. Более того, логично предположить, что именно последний и является продуманной системой формирования политической и социальной основы глобальной религии, исходя, как минимум, из их смысловой общности. Сама идея глобализации является порождением исключительно религиозного миропонимания, пусть и не всегда осознанного ее проводниками.
Сегодня всё происходит так: формирование единой мировой религии осуществляется силами мирового сектантства, а процесс глобализации осуществляется силами мирового сообщества.
Именно сектантство как духовный институт в данном случае является непосредственным представителем сил, стоящих у руля мировой политики, который и несут сектантскую идеологию «в массы».
— Отец Иоанн, прошлый год закончился подписанием Президентом поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Что-то изменилось?
— Интересна предыстория этого закона. Говоря о роли, которая отводится Западом деструктивным культам в разрушении нашего Отечества, вспоминается один крайне интересный исторический факт: после победы октябрьской революции в 1921 году появляется проект Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевистским правительством любых форм сектантства. Смотрите, уже тогда сектанты воспринимались как потенциальная опора нового, богоборческого режима. Особенно наводит на размышления воззвание Наркомзема от 5 октября 1921 г. «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей», в котором, в частности, говорится: «Впервые за всё время существования России сектантам всех направлений и недавно еще гонимым… предоставлена полная возможность широкого объединения… Мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!..» (Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект В. Бонч-Бруевича// Минувшее: Исторический альманах — М.; СПб., Феникс, 1996, с. 310).
«Религия» и сегодня рассматривается как эффективное орудие в деле достижения политических целей. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России во время обсуждения российской общественностью в 1997 году закона «О свободе совести». Послания Российскому Президенту тогда направили и Президент, и сенаторы США, и Римский Папа, которые рекомендовали Президенту России действовать столь же «решительно», как при расстреле Дома Советов в 1993 году.
В связи с этим, безусловно, значительной победой стало недавнее подписание Президентом Владимиром Путиным поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и ряда других законодательных актов, предусматривающих введение жесткого контроля над деятельностью религиозных организаций, финансируемых из-за рубежа. Это, безусловно, важная веха. Думаю, на такой шаг российское правительство пошло после украинских событий: разгул сект там возымел беспрецедентные масштабы.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.