Небесное воинство и Ангельские чины
Многие знают, что Михайлов день, когда прославляются все небесные бесплотные силы, составляет особое празднество для иночествующих.
И мы, миряне, или бельцы (как на Святой Руси именовали христиан, живущих в городах и весях и угождавших Богу в супружестве), поздравляем друг друга с днем Ангела, чествуя таким образом своего Ангела-Хранителя. Но с особенным смыслом это делают монашествующие, ибо они сами, по призванию и произволению, стали ангелами на земле.
Они уже «не женятся и не выходят замуж», по слову Спасителя (см: Мф. 22, 30); не имеют здесь пребывающего града, но грядущего взыскуют (Евр. 13, 14). Обращая духовные взоры к небесному, горнему Иерусалиму, в теплых и сокрушенных молитвах иноки испрашивают у Милосердого Бога оставления грехов и возрождения душ благодатью Святого Духа.
Вот почему особенно торжественно празднество в честь безплотного воинства Господня совершается в наших обителях, и особенно в сердце России — в Троице-Сергиевой Лавре. В этот день все ее насельники воодушевлены духовной радостью и кажутся в своих развевающихся на ветру мантиях крылатыми существами. А Лавра, при подходе к ней, напоминает духовный бастион, небесную крепость, соборы и храмы которой златыми куполами и крестами касаются неба. Величественная колокольня, как стрела, устремленная в вечность, символизирует самого Архистратига Небесных сил, который стоит на страже безчисленного воинства и бдительно несет свой дозор, ратоборствуя против духов злобы.
Приблизившись к вратам Лавры, осеняя себя крестным знамением, с поклоном вы входите под их гостеприимную сень. Справа и слева от вас изображены герои сегодняшнего торжества — Архангелы Божии Михаил и Гавриил. Возвышаясь над вами, они склоняют свои прекрасные златокудрые главы, подвязанные голубым лентием, в знак небесной чистоты помышлений. В одежде воинов, с грозными копьями в руках, каждый из них держит на правой ладони, поднятой ко главе, сферу, внутри которой вписано страшное и достопоклоняемое имя Божие. «Иисус», — читаем в сфере Архангела Михаила. «Христос», — в круге, покоящемся на руке Архангела Гавриила.
Се, таинство! Зрительно, образно явлено людям, входящим и исходящим из обители, предназначение и главное занятие небожителей — всегдашнее созерцание неприступной славы Божией и восхваление Бога Живого, Творца мира видимого и невидимого! «Ни днем, ни ночью, — по свидетельству тайнозрителя Святого Иоанна Богослова, — ангелы не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет»… Задумаемся, братия, — ведь это и наше призвание, предназначение, духовное кредо — «возвещать совершенства Того, Кто призвал нас из небытия в чудный Свой свет» (см: 1 Пет. 2, 9). Именно так свидетельствует святой апостол Петр. Но возвратимся к созерцанию двух Архангелов, денно-нощно охраняющих вход в Троице-Сергиеву Лавру, и к главному предмету их внимания — вписанному в прозрачные сферы имени Господа нашего Иисуса Христа.
Остановимся близ небожителей, отделимся от потока людей — работников, паломников, экскурсантов, — вырвемся из потока времени, в котором все переменчиво, суетно и приземленно, — и отдадим себя во власть духовного, молитвенного размышления…
Посмотрите, как благоговейно, с какими страхом и трепетом Архангелы устремляют свой взор на таинственные сферы и помещенное в них самосветящееся имя Божие! Так, именно так, должно нам, земнородным, учиться стоять в присутствии Бога, Крепкого, Живого, и ходить пред невидимым лицом Его! «Да молчит всяка плоть человеча… и ничто же земнаго в себе да помышляет», — завещает Мать наша Церковь, преднося пред нами Святые Дары — Пречистые Плоть и Кровь Христовы — на Преждеосвященной Божественной литургии. Важно, спасительно важно на молитве обращать ум и сердце ко Господу, с сокрушенным вниманием обымая имя Иисуса Христа, нам присущего!
На иконописном изображении видно, как Архангелы вожделеют этого имени и света, от него исходящего… Прославление Господа и насыщение Его славой, созерцание безконечных совершенств Создателя — вот истинный насущный хлеб для небожителей, вкушая который они умножают свои силы и безконечно возрастают в ревности служения Богу духов. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола… и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение (Откр. 5, 11-12).
Однако и мы, друзья и ученики Христовы, питаемся той же нетленной пищей! «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». И нам, если мы хотим быть счастливыми и блаженными, как Ангелы, подобает «зреть пред собою Господа выну» (всегда) и духовно насыщаться пред лицем Его славы! Вот почему Церковь, кормилица наша, заповедует каждому христианину запечатлеть имя Иисус Христово в уме своем, а, по возможности, сокрыть его в самых недрах своего сердца. Да будет это превожделенное имя для нас драгоценной евангельской жемчужиной, положенной за пазуху, то есть в сокровищницу сердечную! Пусть нетварный свет, исходящий от небесного бисера молитвы Иисусовой, всегда озаряет наш внутренний мир… В немерцающих лучах умного Солнца правды мы разглядим, как следует, все присущии человекам греховные язвы, плакать о которых гораздо полезнее, нежели видеть Ангелов…
Изображения Архангелов дышат радостной, жизнеутверждающий силой. Ангелы воистину исполнены Божественной энергией доброделания. Они сотканы из любви к своему Владыке, неусыпающей бодрости, быстродвижности, легкости и стремительности в исполнении Божиих повелений. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный, — говорит царь Давид о Творце ангелов (Пс. 103, 4)… Давайте же и мы отринем от себя всякую лень и косность, дебелость ума и расслабление телесное. Предоставляя в нужное время покой, необходимый телу, нуждающемуся во сне как лекарстве от усталости, умом будем «утреневати к Богу», дабы и на нас исполнились замечательные слова ветхозаветного мудреца: Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. п. 5, 2)!..
Если и не так, то, во всяком случае, будем неукоснительно исполнять заповедь Спасителя, обращенную, конечно, не к безплотным духам, но к христианам, носящим на себе бренное тело: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лк. 21, 34-35). Видите, слушатели, как много общего и схожего у нас с Ангелами, при всем различии нашего состава, духовного у одних и духовно-телесного — у других.
Но есть нечто из даров Всесовершенного Отца Светов, чем мы предпочтены в отношении безплотных Сил. Это уже упоминавшийся нами небесный дар Святой Евхаристии, Таинства Пречистого Тела и Крови Господней. Ангелы, как говорят апостолы, «желают приникнути», уразуметь это непостижимое чудо, предназначенное для врачевания поврежденной грехом человеческой природы и для ее благодатного возрождения.
Небесные Силы «с нами невидимо служат» Божественную литургию, они же помогают священнику причащать народ Божий. Архангелы Михаил и Гавриил потому так склоняются над именем Господним, как рабы в присутствии Владыки, чтобы научить нас с крайним благоговением приступать к Святой Чаше, источнику жизни и безсмертия… Каждый пусть тщательно испытывает свою совесть прежде приобщения, чтобы не принять спасительный дар любви Божией в суд и осуждение…
Отходя от изображения наших небесных покровителей и защитников, вступим в пределы Лавры преподобного Сергия, всякий раз собирающей на духовное торжество, на пир Православной веры народ со всех концов Руси Великой… Благодаряще за доставленное назидание святого Михаила, Архистратига воинства Господня, обратим к Спасителя нашему, Владыке Ангелов, молитвенное славословие, которое некогда излилось из уст земного ангела святителя Амвросия, епископа Медиоланского:
«Молю Тя, Господи, самаго ради Святых Тела и Крове Твоея таинства, имиже всегда в храме Твоем питаеми и напаяеми, очищаеми, освящаеми и обожаеми бываем, да силою Твоею укреплен, благою совестию ко олтарю Твоему приходя, сия небесная таинства имею в себе в живот и спасение, по слову святому Твоему: Хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, Юже Аз дам за живот мира, ядый Мя, и той жив будет Мене ради. Хлебе сладчайший, уврачуй устне сердца моего, да чувствую во мне любве Твоея сладость, исцели всяк недуг, да, кроме Тебе, никоея же пожелаю красоты.
Хлебе чистейший, всякия сладости и благовония преисполненне, вниди в сердце мое и сладостию благовония Твоего наполни внутренняя души моея. Тобою питаются Ангели на небеси преизобильно: да насытится по силе своей Тобою и пришлец человек на земли. Хлебе святый, Хлебе живый, Хлебе вожделенне, сходяй с небесе и даяй живот мирови, вниди в сердце мое и очисти мя от всякия скверны плоти и духа, вниди в душу мою, внеуду и внутрьуду освящая и просвещая, буди моей души хранение всегдашнее и тела здравие. Отжени от мене находящих на мя, да бежат от лица Твоего ненавидящи мя, да, Тобою огражден, с Тобою прейду в вечное Твое царствие, идеже не покровенне, но лицем к лицу Тебе узрим, егда предаси Царство Богу и Отцу, да будет Бог всяческая во всех. Доныне алчу и жажду, но тогда насыщуся, внегда явит ми ся слава Твоя, в нейже царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки».
Аминь
Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Слово в день Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил безплотных
И мы, миряне, или бельцы (как на Святой Руси именовали христиан, живущих в городах и весях и угождавших Богу в супружестве), поздравляем друг друга с днем Ангела, чествуя таким образом своего Ангела-Хранителя. Но с особенным смыслом это делают монашествующие, ибо они сами, по призванию и произволению, стали ангелами на земле.
Они уже «не женятся и не выходят замуж», по слову Спасителя (см: Мф. 22, 30); не имеют здесь пребывающего града, но грядущего взыскуют (Евр. 13, 14). Обращая духовные взоры к небесному, горнему Иерусалиму, в теплых и сокрушенных молитвах иноки испрашивают у Милосердого Бога оставления грехов и возрождения душ благодатью Святого Духа.
Вот почему особенно торжественно празднество в честь безплотного воинства Господня совершается в наших обителях, и особенно в сердце России — в Троице-Сергиевой Лавре. В этот день все ее насельники воодушевлены духовной радостью и кажутся в своих развевающихся на ветру мантиях крылатыми существами. А Лавра, при подходе к ней, напоминает духовный бастион, небесную крепость, соборы и храмы которой златыми куполами и крестами касаются неба. Величественная колокольня, как стрела, устремленная в вечность, символизирует самого Архистратига Небесных сил, который стоит на страже безчисленного воинства и бдительно несет свой дозор, ратоборствуя против духов злобы.
Приблизившись к вратам Лавры, осеняя себя крестным знамением, с поклоном вы входите под их гостеприимную сень. Справа и слева от вас изображены герои сегодняшнего торжества — Архангелы Божии Михаил и Гавриил. Возвышаясь над вами, они склоняют свои прекрасные златокудрые главы, подвязанные голубым лентием, в знак небесной чистоты помышлений. В одежде воинов, с грозными копьями в руках, каждый из них держит на правой ладони, поднятой ко главе, сферу, внутри которой вписано страшное и достопоклоняемое имя Божие. «Иисус», — читаем в сфере Архангела Михаила. «Христос», — в круге, покоящемся на руке Архангела Гавриила.
Се, таинство! Зрительно, образно явлено людям, входящим и исходящим из обители, предназначение и главное занятие небожителей — всегдашнее созерцание неприступной славы Божией и восхваление Бога Живого, Творца мира видимого и невидимого! «Ни днем, ни ночью, — по свидетельству тайнозрителя Святого Иоанна Богослова, — ангелы не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет»… Задумаемся, братия, — ведь это и наше призвание, предназначение, духовное кредо — «возвещать совершенства Того, Кто призвал нас из небытия в чудный Свой свет» (см: 1 Пет. 2, 9). Именно так свидетельствует святой апостол Петр. Но возвратимся к созерцанию двух Архангелов, денно-нощно охраняющих вход в Троице-Сергиеву Лавру, и к главному предмету их внимания — вписанному в прозрачные сферы имени Господа нашего Иисуса Христа.
Остановимся близ небожителей, отделимся от потока людей — работников, паломников, экскурсантов, — вырвемся из потока времени, в котором все переменчиво, суетно и приземленно, — и отдадим себя во власть духовного, молитвенного размышления…
Посмотрите, как благоговейно, с какими страхом и трепетом Архангелы устремляют свой взор на таинственные сферы и помещенное в них самосветящееся имя Божие! Так, именно так, должно нам, земнородным, учиться стоять в присутствии Бога, Крепкого, Живого, и ходить пред невидимым лицом Его! «Да молчит всяка плоть человеча… и ничто же земнаго в себе да помышляет», — завещает Мать наша Церковь, преднося пред нами Святые Дары — Пречистые Плоть и Кровь Христовы — на Преждеосвященной Божественной литургии. Важно, спасительно важно на молитве обращать ум и сердце ко Господу, с сокрушенным вниманием обымая имя Иисуса Христа, нам присущего!
На иконописном изображении видно, как Архангелы вожделеют этого имени и света, от него исходящего… Прославление Господа и насыщение Его славой, созерцание безконечных совершенств Создателя — вот истинный насущный хлеб для небожителей, вкушая который они умножают свои силы и безконечно возрастают в ревности служения Богу духов. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола… и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение (Откр. 5, 11-12).
Однако и мы, друзья и ученики Христовы, питаемся той же нетленной пищей! «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». И нам, если мы хотим быть счастливыми и блаженными, как Ангелы, подобает «зреть пред собою Господа выну» (всегда) и духовно насыщаться пред лицем Его славы! Вот почему Церковь, кормилица наша, заповедует каждому христианину запечатлеть имя Иисус Христово в уме своем, а, по возможности, сокрыть его в самых недрах своего сердца. Да будет это превожделенное имя для нас драгоценной евангельской жемчужиной, положенной за пазуху, то есть в сокровищницу сердечную! Пусть нетварный свет, исходящий от небесного бисера молитвы Иисусовой, всегда озаряет наш внутренний мир… В немерцающих лучах умного Солнца правды мы разглядим, как следует, все присущии человекам греховные язвы, плакать о которых гораздо полезнее, нежели видеть Ангелов…
Изображения Архангелов дышат радостной, жизнеутверждающий силой. Ангелы воистину исполнены Божественной энергией доброделания. Они сотканы из любви к своему Владыке, неусыпающей бодрости, быстродвижности, легкости и стремительности в исполнении Божиих повелений. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный, — говорит царь Давид о Творце ангелов (Пс. 103, 4)… Давайте же и мы отринем от себя всякую лень и косность, дебелость ума и расслабление телесное. Предоставляя в нужное время покой, необходимый телу, нуждающемуся во сне как лекарстве от усталости, умом будем «утреневати к Богу», дабы и на нас исполнились замечательные слова ветхозаветного мудреца: Аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. п. 5, 2)!..
Если и не так, то, во всяком случае, будем неукоснительно исполнять заповедь Спасителя, обращенную, конечно, не к безплотным духам, но к христианам, носящим на себе бренное тело: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лк. 21, 34-35). Видите, слушатели, как много общего и схожего у нас с Ангелами, при всем различии нашего состава, духовного у одних и духовно-телесного — у других.
Но есть нечто из даров Всесовершенного Отца Светов, чем мы предпочтены в отношении безплотных Сил. Это уже упоминавшийся нами небесный дар Святой Евхаристии, Таинства Пречистого Тела и Крови Господней. Ангелы, как говорят апостолы, «желают приникнути», уразуметь это непостижимое чудо, предназначенное для врачевания поврежденной грехом человеческой природы и для ее благодатного возрождения.
Небесные Силы «с нами невидимо служат» Божественную литургию, они же помогают священнику причащать народ Божий. Архангелы Михаил и Гавриил потому так склоняются над именем Господним, как рабы в присутствии Владыки, чтобы научить нас с крайним благоговением приступать к Святой Чаше, источнику жизни и безсмертия… Каждый пусть тщательно испытывает свою совесть прежде приобщения, чтобы не принять спасительный дар любви Божией в суд и осуждение…
Отходя от изображения наших небесных покровителей и защитников, вступим в пределы Лавры преподобного Сергия, всякий раз собирающей на духовное торжество, на пир Православной веры народ со всех концов Руси Великой… Благодаряще за доставленное назидание святого Михаила, Архистратига воинства Господня, обратим к Спасителя нашему, Владыке Ангелов, молитвенное славословие, которое некогда излилось из уст земного ангела святителя Амвросия, епископа Медиоланского:
«Молю Тя, Господи, самаго ради Святых Тела и Крове Твоея таинства, имиже всегда в храме Твоем питаеми и напаяеми, очищаеми, освящаеми и обожаеми бываем, да силою Твоею укреплен, благою совестию ко олтарю Твоему приходя, сия небесная таинства имею в себе в живот и спасение, по слову святому Твоему: Хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, Юже Аз дам за живот мира, ядый Мя, и той жив будет Мене ради. Хлебе сладчайший, уврачуй устне сердца моего, да чувствую во мне любве Твоея сладость, исцели всяк недуг, да, кроме Тебе, никоея же пожелаю красоты.
Хлебе чистейший, всякия сладости и благовония преисполненне, вниди в сердце мое и сладостию благовония Твоего наполни внутренняя души моея. Тобою питаются Ангели на небеси преизобильно: да насытится по силе своей Тобою и пришлец человек на земли. Хлебе святый, Хлебе живый, Хлебе вожделенне, сходяй с небесе и даяй живот мирови, вниди в сердце мое и очисти мя от всякия скверны плоти и духа, вниди в душу мою, внеуду и внутрьуду освящая и просвещая, буди моей души хранение всегдашнее и тела здравие. Отжени от мене находящих на мя, да бежат от лица Твоего ненавидящи мя, да, Тобою огражден, с Тобою прейду в вечное Твое царствие, идеже не покровенне, но лицем к лицу Тебе узрим, егда предаси Царство Богу и Отцу, да будет Бог всяческая во всех. Доныне алчу и жажду, но тогда насыщуся, внегда явит ми ся слава Твоя, в нейже царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки».
Аминь
Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Слово в день Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил безплотных
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.