Родители Богородицы: кто они?
В конце каждой службы священник перечисляет имена святых, которых Церковь вспоминает в этот день. Но есть два имени, которые звучат каждый день и на каждой службе, — это имена родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Что известно об этих святых? И почему Церковь воздает им такую особенную честь?
О родителях Пресвятой Богородицы Марии сообщают несколько источников, наиболее ранний из которых — Протоевангелие Иакова*, памятник христианской литературы второй половины II — начала III века (Примечание: Протоевангелием (от греч. πρῶτος, «первый») этот текст называют потому, что речь в нем идет большей частью о событиях, предшествовавших описанным в Евангелиях. Авторство текста приписывается (скорее всего, ошибочно) апостолу Иакову, брату Господню, одному из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. — Прим. ред.). Церковь не включила этот текст в состав Священного Писания, но многие из описанных в нем событий особо вспоминаются в течение богослужебного года, в том числе и Рождество Пресвятой Богородицы.
Иоаким, согласно Протоевангелию Иакова, был человек «очень богатый» и притом истинный праведник: материальный достаток он использовал для того, чтобы приносить Богу «двойные дары». Если, например, закон предписывал в том или ином случае приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из праздников, когда все иудеи по традиции собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг достаточно грубо отодвинули в сторону. Некто Рувим — священник или, возможно, распорядитель служб в храме — запретил ему подходить с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с личной праведностью семейной пары. Считалось, чем больше детей послал супругам Бог, тем более высоко Он ценит благочестие этой четы. И — наоборот…
Иоаким сел за книги и стал искать, были ли в истории Израиля праведники, не оставившие по себе потомства. Оказалось, что таких не было. Тогда он пришел в отчаяние, возложил на себя сорокадневный пост и отправился в пустыню в надежде, что, может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и питьем молитва», — решил Иоаким.
Скорбела и его супруга Анна, на которую тоже посыпались насмешки. Даже ее собственная служанка посмела сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле».
Люди осуждали Иоакима и Анну, а их собственные надежды на продолжение рода к тому времени уже почти иссякли: ведь, если верить позднейшим пересказам их житий, они жили вместе уже 50 лет и, понятно, находились в годах весьма преклонных.
Впрочем, Анна помнила из священной истории, как Сарра в 90 лет родила Исаака, и не оставляла молитву о ниспослании ей ребенка.
И вот в самый тяжелый момент Господь ответил на вопрошания бездетных супругов. Согласно Протоевангелию Иакова, и к Иоакиму, и к Анне был послан Ангел, возвестивший им о скором зачатии ребенка, причем такого ребенка, о котором станет говорить целый мир. В ответ на это известие Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Это обещание Анна и Иоаким исполнили в точности: когда рожденной ими Девочке исполнилось три года, они отвели Ее в Иерусалимский храм, где Мария с тех пор жила и получала воспитание. Отец же Ее и мать прожили на свете еще около 12 лет и отошли ко Господу в возрасте около восьмидесяти лет, как говорится в одном из сирийских переложений Протоевангелия Иакова — «Истории благословенной Девы Марии».
Этот сирийский текст (самые ранние из сохранившихся рукописей которого относятся к XII веку) интересен еще тем, что пытается проследить родословную линию Богородицы. Из него следует, что Иоаким (в сирийском варианте — Ионакир, или Цадок, то есть «праведный») был сыном Матфана и внуком Елеазара, то есть Дева Мария имела тех же деда и прадеда, что и Иосиф Обручник, Ее нареченный супруг. Иными словами, Богородица и Иосиф были двоюродными сестрой и братом и оба являлись продолжателями рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков Богородицы и церковные писатели VIII–IX веков преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах. Правда, Епифаний утверждает, что это Анна была дочерью Матфана, а не Иоаким — сыном.
За что же Церковь так почитает святых праведных Иоакима и Анну?
Дело в том, что Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам (ср.: Мф 7:15–20), а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Многие сотни и даже тысячи лет Господь ждал, когда же человечество принесет Ему такой плод — деву, чистую сердцем и всецело преданную Богу, способную без принуждения вверить Себя Ему со словами: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк 1:38). Ведь только такая дева, чуждая греха не вследствие чуда, которое мог бы совершить над ней Бог, а вследствие своего собственного свободного выбора, только она и была достойна стать Матерью Сына Божия. А такие качества — любовь к Богу, смирение, кротость — не могли бы развиться в Деве Марии без участия Ее родителей.
Безусловно, большую роль сыграло воспитание Девочки при храме начиная с трехлетнего возраста, но ведь и это тоже было решение Ее родителей, Иоакима и Анны, — отдать Дочь, еще совсем маленькую, священникам. Как ни жаль им было расставаться с Дочерью, ставшей утешением в дни их старости, но обет посвятить Ее Богу оставался в силе — и они исполнили, что обещали.
«Терпение, навыкнув во времени, родило [в Иоакиме и Анне] глубочайшее смирение», — говорил в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И точно такое же смирение мы находим в их Дочери, Которой суждено было стать Божией Матерью. Как некогда Ее родители, Дева Мария отказалась от всяких претензий на то, чтобы руководить Своим Сыном исключительно по своему разумению, жестко удерживать Его при Себе, связывать Своим родительским авторитетом (как это свойственно многим родителям). Она вверила Сына Промыслу Божию, а Сама смиренно последовала за Ним. Зерно такого смирения заронили в душу Пресвятой Богородицы Ее родители Иоаким и Анна.
Автор: Игорь Цуканов
О родителях Пресвятой Богородицы Марии сообщают несколько источников, наиболее ранний из которых — Протоевангелие Иакова*, памятник христианской литературы второй половины II — начала III века (Примечание: Протоевангелием (от греч. πρῶτος, «первый») этот текст называют потому, что речь в нем идет большей частью о событиях, предшествовавших описанным в Евангелиях. Авторство текста приписывается (скорее всего, ошибочно) апостолу Иакову, брату Господню, одному из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. — Прим. ред.). Церковь не включила этот текст в состав Священного Писания, но многие из описанных в нем событий особо вспоминаются в течение богослужебного года, в том числе и Рождество Пресвятой Богородицы.
Иоаким, согласно Протоевангелию Иакова, был человек «очень богатый» и притом истинный праведник: материальный достаток он использовал для того, чтобы приносить Богу «двойные дары». Если, например, закон предписывал в том или ином случае приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из праздников, когда все иудеи по традиции собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг достаточно грубо отодвинули в сторону. Некто Рувим — священник или, возможно, распорядитель служб в храме — запретил ему подходить с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с личной праведностью семейной пары. Считалось, чем больше детей послал супругам Бог, тем более высоко Он ценит благочестие этой четы. И — наоборот…
Иоаким сел за книги и стал искать, были ли в истории Израиля праведники, не оставившие по себе потомства. Оказалось, что таких не было. Тогда он пришел в отчаяние, возложил на себя сорокадневный пост и отправился в пустыню в надежде, что, может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и питьем молитва», — решил Иоаким.
Скорбела и его супруга Анна, на которую тоже посыпались насмешки. Даже ее собственная служанка посмела сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле».
Люди осуждали Иоакима и Анну, а их собственные надежды на продолжение рода к тому времени уже почти иссякли: ведь, если верить позднейшим пересказам их житий, они жили вместе уже 50 лет и, понятно, находились в годах весьма преклонных.
Впрочем, Анна помнила из священной истории, как Сарра в 90 лет родила Исаака, и не оставляла молитву о ниспослании ей ребенка.
И вот в самый тяжелый момент Господь ответил на вопрошания бездетных супругов. Согласно Протоевангелию Иакова, и к Иоакиму, и к Анне был послан Ангел, возвестивший им о скором зачатии ребенка, причем такого ребенка, о котором станет говорить целый мир. В ответ на это известие Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Это обещание Анна и Иоаким исполнили в точности: когда рожденной ими Девочке исполнилось три года, они отвели Ее в Иерусалимский храм, где Мария с тех пор жила и получала воспитание. Отец же Ее и мать прожили на свете еще около 12 лет и отошли ко Господу в возрасте около восьмидесяти лет, как говорится в одном из сирийских переложений Протоевангелия Иакова — «Истории благословенной Девы Марии».
Этот сирийский текст (самые ранние из сохранившихся рукописей которого относятся к XII веку) интересен еще тем, что пытается проследить родословную линию Богородицы. Из него следует, что Иоаким (в сирийском варианте — Ионакир, или Цадок, то есть «праведный») был сыном Матфана и внуком Елеазара, то есть Дева Мария имела тех же деда и прадеда, что и Иосиф Обручник, Ее нареченный супруг. Иными словами, Богородица и Иосиф были двоюродными сестрой и братом и оба являлись продолжателями рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков Богородицы и церковные писатели VIII–IX веков преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах. Правда, Епифаний утверждает, что это Анна была дочерью Матфана, а не Иоаким — сыном.
За что же Церковь так почитает святых праведных Иоакима и Анну?
Дело в том, что Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам (ср.: Мф 7:15–20), а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Многие сотни и даже тысячи лет Господь ждал, когда же человечество принесет Ему такой плод — деву, чистую сердцем и всецело преданную Богу, способную без принуждения вверить Себя Ему со словами: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк 1:38). Ведь только такая дева, чуждая греха не вследствие чуда, которое мог бы совершить над ней Бог, а вследствие своего собственного свободного выбора, только она и была достойна стать Матерью Сына Божия. А такие качества — любовь к Богу, смирение, кротость — не могли бы развиться в Деве Марии без участия Ее родителей.
Безусловно, большую роль сыграло воспитание Девочки при храме начиная с трехлетнего возраста, но ведь и это тоже было решение Ее родителей, Иоакима и Анны, — отдать Дочь, еще совсем маленькую, священникам. Как ни жаль им было расставаться с Дочерью, ставшей утешением в дни их старости, но обет посвятить Ее Богу оставался в силе — и они исполнили, что обещали.
«Терпение, навыкнув во времени, родило [в Иоакиме и Анне] глубочайшее смирение», — говорил в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И точно такое же смирение мы находим в их Дочери, Которой суждено было стать Божией Матерью. Как некогда Ее родители, Дева Мария отказалась от всяких претензий на то, чтобы руководить Своим Сыном исключительно по своему разумению, жестко удерживать Его при Себе, связывать Своим родительским авторитетом (как это свойственно многим родителям). Она вверила Сына Промыслу Божию, а Сама смиренно последовала за Ним. Зерно такого смирения заронили в душу Пресвятой Богородицы Ее родители Иоаким и Анна.
Автор: Игорь Цуканов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.