Крест — Хранитель Вселенной
В Православной традиции издавна существуют самые разные изображение креста: и с образом распятого Господа, и без Него, эти изображения нередко дополняются разного рода символами. Ведь крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью.
Поклонение Кресту. Оборотная сторона новгородской иконы Спаса Нерукотворного из собрания Гос. Третьяковской галереи. Конец XII в.
На иконах, изображающих Распятие Господа Иисуса Христа, как правило, Крест не очень виден, он как бы заслонен фигурой Спасителя. Тело Распятого в древности изображали не натуралистично, а условно и символично: ненапряженным, не агонизирующим в смерти, но с изгибом, подобно тонкому стеблю, этим подчеркивалось, что Крест Христов есть Древо жизни. Христос на древних иконах свободно представлен раскинувшим руки по сторонам Креста, словно он обнимает Своей любовью всех. Образ смерти символизировала черная пещера под Крестом, где изображались череп и кости. Согласно Преданию, Голгофа — могила Адама, первого человека, согрешившего против творца и обрекшего человечество на смерть. Но Христос, «Новый Адам», побеждает на Кресте смерть («смертью смерть поправ») и освобождает людей из царства смерти. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21, 22), — пишет апостол Павел. Такова главная идея любой иконы «Распятие».
В резных Распятиях мотив креста выходит на первый план, но чем менее натуралистично изображение Распятого, тем более явственно звучит не только тема смерти, но и тема Воскресения, которая провозглашается Церковью в почитании Креста: «Кресту Твоему поклоняемся Христе, и святое Воскресение Твое славим».
В резных иконах, в прикладном искусстве, в книжной миниатюре нередко мы можем видеть Крест без изображения Господа. При этом крест обязательно сопровождается надписанием имени Спасителя: «IС ХС» «СНЪ БЖIЙ» (Иисус Христос Сын Божий). Также пишутся имена: «Царь Славы» и «НИКА», что значит «победа», ибо высшая слава Христа — это Его смерть, а Воскресение — это Его победа над смертью. Сам Господь так и говорит нам: «Мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Изображение Голгофы, на которой воздвигнут Крест, подписывается буквами МЛРБ, что обозначает: Место Лобное Рай Бысть. В нижней части пишутся буквы ГГ (гора Голгофа), ГА (голова Адама). Изображения орудий страстей Христовых: трость с губкой и копие также подписываются буквами Т и К. Иногда в средокрестии Креста может быть помещен терновый венец.
Чаще других в православной (восточнохристианской) традиции используется форма восьмиконечного креста. Из писаний евангелистов можно понять, что ко Кресту Христа (видимо, изначально четырехконечному) прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Именно эту надпись мы видим в виде букв ИНЦИ и на Распятиях, и на символических изображениях Креста. Традиционно на восьмиконечных крестах нижняя перекладина повернута диагонально: левый ее конец поднят вверх, правый опущен в ознаменование того, что один из разбойников, распятых вместе со Христом, покаялся и пошел на небеса («Ныне же будешь со Мной в раю», — сказал ему Спаситель), а другой — хулил Господа и обрек себя на ад.
Среди изображений креста встречаются не только восьмиконечные, но семиконечные (вертикаль не выдается над верхней перекладиной), шестиконечные (отсутствует нижняя перекладина), четырехконечные. Над храмами нередко помещают с кресты с полумесяцем, символика этих крестов ничего общего не имеет с исламом, эта формы древняя восходит к раннехристианскому изображению якоря как символа надежды.
В одном из посланий апостол Павел пишет, что христиане должны «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Также здесь проявлена солярная символика креста: Христос – солнце правды, а Богородица символизируется луной. Широко распространены в православном искусстве различные варианты процветшего креста, подчеркивающие символику Креста как Древа Жизни.
Любая форма креста — символична, потому что крест есть образ вселенной, поэтому крест использовался многими древними народами и в дохристианские времена. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь».
Но для христиан крест всегда сопряжен с искупительной жертвой Спасителя, взошедшего на Крест ради спасения нашего. Крест есть образ Господа, Его Царства Славы, и образ преображенного святостью земного мира, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина, и высота» (Еф. 3, 18). Многозначность креста выражается в надписях, которые нередко помещают на крестах: «Крест хранитель вселенной, красота Церкви, царей держава, верным утверждение, ангеловъ слава, демонов язва».
Поклонение Кресту. Оборотная сторона новгородской иконы Спаса Нерукотворного из собрания Гос. Третьяковской галереи. Конец XII в.
На иконах, изображающих Распятие Господа Иисуса Христа, как правило, Крест не очень виден, он как бы заслонен фигурой Спасителя. Тело Распятого в древности изображали не натуралистично, а условно и символично: ненапряженным, не агонизирующим в смерти, но с изгибом, подобно тонкому стеблю, этим подчеркивалось, что Крест Христов есть Древо жизни. Христос на древних иконах свободно представлен раскинувшим руки по сторонам Креста, словно он обнимает Своей любовью всех. Образ смерти символизировала черная пещера под Крестом, где изображались череп и кости. Согласно Преданию, Голгофа — могила Адама, первого человека, согрешившего против творца и обрекшего человечество на смерть. Но Христос, «Новый Адам», побеждает на Кресте смерть («смертью смерть поправ») и освобождает людей из царства смерти. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:21, 22), — пишет апостол Павел. Такова главная идея любой иконы «Распятие».
В резных Распятиях мотив креста выходит на первый план, но чем менее натуралистично изображение Распятого, тем более явственно звучит не только тема смерти, но и тема Воскресения, которая провозглашается Церковью в почитании Креста: «Кресту Твоему поклоняемся Христе, и святое Воскресение Твое славим».
В резных иконах, в прикладном искусстве, в книжной миниатюре нередко мы можем видеть Крест без изображения Господа. При этом крест обязательно сопровождается надписанием имени Спасителя: «IС ХС» «СНЪ БЖIЙ» (Иисус Христос Сын Божий). Также пишутся имена: «Царь Славы» и «НИКА», что значит «победа», ибо высшая слава Христа — это Его смерть, а Воскресение — это Его победа над смертью. Сам Господь так и говорит нам: «Мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Изображение Голгофы, на которой воздвигнут Крест, подписывается буквами МЛРБ, что обозначает: Место Лобное Рай Бысть. В нижней части пишутся буквы ГГ (гора Голгофа), ГА (голова Адама). Изображения орудий страстей Христовых: трость с губкой и копие также подписываются буквами Т и К. Иногда в средокрестии Креста может быть помещен терновый венец.
Чаще других в православной (восточнохристианской) традиции используется форма восьмиконечного креста. Из писаний евангелистов можно понять, что ко Кресту Христа (видимо, изначально четырехконечному) прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Именно эту надпись мы видим в виде букв ИНЦИ и на Распятиях, и на символических изображениях Креста. Традиционно на восьмиконечных крестах нижняя перекладина повернута диагонально: левый ее конец поднят вверх, правый опущен в ознаменование того, что один из разбойников, распятых вместе со Христом, покаялся и пошел на небеса («Ныне же будешь со Мной в раю», — сказал ему Спаситель), а другой — хулил Господа и обрек себя на ад.
Среди изображений креста встречаются не только восьмиконечные, но семиконечные (вертикаль не выдается над верхней перекладиной), шестиконечные (отсутствует нижняя перекладина), четырехконечные. Над храмами нередко помещают с кресты с полумесяцем, символика этих крестов ничего общего не имеет с исламом, эта формы древняя восходит к раннехристианскому изображению якоря как символа надежды.
В одном из посланий апостол Павел пишет, что христиане должны «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Также здесь проявлена солярная символика креста: Христос – солнце правды, а Богородица символизируется луной. Широко распространены в православном искусстве различные варианты процветшего креста, подчеркивающие символику Креста как Древа Жизни.
Любая форма креста — символична, потому что крест есть образ вселенной, поэтому крест использовался многими древними народами и в дохристианские времена. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь».
Но для христиан крест всегда сопряжен с искупительной жертвой Спасителя, взошедшего на Крест ради спасения нашего. Крест есть образ Господа, Его Царства Славы, и образ преображенного святостью земного мира, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина, и высота» (Еф. 3, 18). Многозначность креста выражается в надписях, которые нередко помещают на крестах: «Крест хранитель вселенной, красота Церкви, царей держава, верным утверждение, ангеловъ слава, демонов язва».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.