Жизнь по церковному завету
Все в нашей жизни преходяще. А что же вечно? Наверное, вечной можно назвать любовь: к Родине, матери, детям… К Богу, наконец.
И даже если вы атеист по воспитанию, хотя в наше время модно быть набожным (полезная мода, дай Бог ей долгие лета), все равно верите в хорошее, светлое и чистое. А иначе зачем жить? Краса и гордость Чистополя Чистопольцы привыкли мерить свою жизнь по белому строгому храму на берегу Камы, являющемуся визитной карточкой города. Оно и понятно: собору более двухсот лет. Господи, сколько всего — и хорошего, и плохого — видели эти стены! Никольский собор был построен по заказу и на средства купцов братьев Поляковых — Дмитрия и Григория. В стиле барокко, по проекту известнейшего архитектора Пятницкого. Построен очень быстро — всего за три года. А назван был Никольским вот почему. Чистополь ведь издавна считался купеческим городом, Поляковы — тоже купцы. А купцы — это путешественники, мореходы, и их покровитель — чудотворец Никола. Увы, не так уж много лет служил храм христианам. После революции 1917 года собор был закрыт на долгие годы, колокола отправлены на переплавку. В храме располагались всевозможные склады, амбары, конюшни и даже тюрьма для так называемых дезертиров в 1943-1944 годах. Никому не было дела до самого здания собора, и он разрушался, увядал, как цветок без воды. Служители церкви с беспомощной печалью смотрели на собор и тайно надеялись: придет время, вера оживет и зазвонят новые колокола — вестники новой жизни. Долго пришлось ждать. Церковные службы в Никольском возобновились только в 1995 году. А восстановительные работы ведутся до сих пор. Освящать храм приезжал сам архиепископ Анастасий. Возлюби же ближнего! В начале 70-х годов в Чистополе появился новый священник — строгий и чинный, чем-то неуловимо похожий на писателя Максима Горького. Архимандрит Сильвестр, конечно, не всегда носил имя Сильвестр. Когда-то, очень давно, в детстве, он был просто Толей Кульковым и проживал в городе Ельце. У мальчика была очень набожная бабушка. Благодаря ей Анатолий был знаком с Библией, знал молитвы, свято верил в Бога, исправно посещал службы в Вознесенском соборе, который был открыт в Ельце в 1943 году по указанию Сталина. После службы в Советской Армии Анатолий Михайлович полностью посвятил себя Богу: по окончании Московской семинарии два года служил дьяконом в Пскове, затем поступил в духовную академию, пять лет служил священником в Марийской республике. И, наконец, последнее его пристанище — Чистополь. Отношение к отцу Сильвестру со стороны властей и народа было поначалу настороженным и даже враждебным, в 70-е годы не пришла еще мода на Бога. Впрочем, архимандрит отличался ангельским терпением и не менее ангельской верой в светлое будущее. И точно, в 1990 году полуразрушенный, но, к счастью, еще подлежавший восстановлению Никольский собор был передан церковной общине. С того времени началась его активная реставрация при непосредственном участии и под руководством отца Сильвестра. Нужно было реставрировать колонны, штукатурить. В Москве посоветовали сначала набить сетку на кирпич, а уж затем наводить глянец. Кропотливую, почти ювелирную работу делали собственными силами, на средства верующих. На это ушло больше двух лет. Когда-то внутри весь собор был ярко расписан, но за многие десятилетия бессовестного, бесовского отношения к храму живопись стерлась, лишь кое-где на стенах сохранилась блеклая роспись. Надо было восстанавливать и иконостас. Отец Сильвестр сделал запрос в Санкт-Петербург, в бывший Священный синод, пытаясь получить оттуда копию проекта собора. Но напрасно. По традиции еще одна копия замуровывалась при строительстве в стены собора. Отец Сильвестр надеялся ее разыскать, но и тут его постигла неудача. Подолгу вечерами архимандрит просиживал за книгами, размышляя: с чего начать, кого из художников пригласить? Главный иконостас Никольского собора резали казанские художники (виртуозная и очень дорогая работа обошлась в 100 тысяч рублей), боковые приделы — нижнекамские. Первый ярус главного придела иконостаса расписывал талантливый петербургский художник-портретист Георгий Пугачев (мазок у него смелый, краски яркие), три других придела — московский мастер Андрей Шишкин. Что касается тем росписей внутри собора, то отец Сильвестр рискнул распорядиться ими сам. Рассуждал при этом следующим образом: коль собор назван Никольским, то вполне обоснованно посвятить росписи фрагментам жития Николы-чудотворца. Что и было с успехом сделано. Еще одна смелая крупная роспись изображает погибшую семью последнего русского царя Николая II. Смелая потому, что отец Сильвестр рискнул ее сделать (предвосхищая событие) в ту пору, когда царская семья официально еще не была канонизирована. Теперь-то с этим все в порядке. В 2000 году специалисты Чистопольского часового завода восстановили колокольню. Корона и крест, покрытые нитротитаном, сделаны также на средства часовщиков. Они же заказали на ЗИЛе звонницу (всего 11 колоколов). Ныне по субботам и большим церковным праздникам по всему Чистополю плывет звон соборных колоколов. Наконец, недавно было позолочено горнее место (в храме оно находится за престолом). Добавлю, что службы в Никольском соборе сопровождает великолепный церковный хор. В него входят 25 любителей пения, которыми руководит выпускница Московской семинарии Светлана Вараксина.
Очень хотелось посмотреть на отца Сильвестра, так сказать, в работе, познакомиться с ним поближе. Тем более что сами чистопольцы (прошли времена недоверия) чуть ли не поголовно влюблены в своего батюшку. И вот с утра пораньше я пришла в Казанскую церковь, где он служит. Батюшку нашла в его крохотном уютном кабинете. Общаться с отцом Сильвестром оказалось просто — он человек глубоко интеллигентный. Говорили о том, что за последние годы в Закамье появилось много церквей: в Альметьевске, Буинске, Набережных Челнах. Люди, устав от лжи, потянулись к правде и чистоте. И не случайно в церкви можно увидеть сейчас не только закутанных в полушалки древних бабулек, но и совсем молодых людей. Сначала они приходили из любопытства, например в Пасхальную ночь. И вели себя в церкви неумело, нарочито вызывающе. Но постепенно появились и послушание, и понимание, и уважение. Уж лучше бывать в церкви и осенять себя крестным знамением, чем сходить с ума от тупости и безделья, колоться и умирать от СПИДа… В последнее время большинство молодых чистопольцев предпочитают после загса венчаться. Этот торжественный и красивый обряд проводится исключительно в Никольском соборе. Отец Сильвестр всегда тщательно готовится к проповедям, считает, что священник, должен убеждать людей своей искренностью, честностью, быть таковым в жизни. …Церковь была на удивление полна в то будничное утро. Возле ликов святых не хватало мест для свечек. О чем думали молящиеся люди, что они просили у Бога, что мысленно ему рассказывали? Это останется тайной. Но пусть у них все будет хорошо. Пусть все в нашей жизни будет наконец хорошо!
И даже если вы атеист по воспитанию, хотя в наше время модно быть набожным (полезная мода, дай Бог ей долгие лета), все равно верите в хорошее, светлое и чистое. А иначе зачем жить? Краса и гордость Чистополя Чистопольцы привыкли мерить свою жизнь по белому строгому храму на берегу Камы, являющемуся визитной карточкой города. Оно и понятно: собору более двухсот лет. Господи, сколько всего — и хорошего, и плохого — видели эти стены! Никольский собор был построен по заказу и на средства купцов братьев Поляковых — Дмитрия и Григория. В стиле барокко, по проекту известнейшего архитектора Пятницкого. Построен очень быстро — всего за три года. А назван был Никольским вот почему. Чистополь ведь издавна считался купеческим городом, Поляковы — тоже купцы. А купцы — это путешественники, мореходы, и их покровитель — чудотворец Никола. Увы, не так уж много лет служил храм христианам. После революции 1917 года собор был закрыт на долгие годы, колокола отправлены на переплавку. В храме располагались всевозможные склады, амбары, конюшни и даже тюрьма для так называемых дезертиров в 1943-1944 годах. Никому не было дела до самого здания собора, и он разрушался, увядал, как цветок без воды. Служители церкви с беспомощной печалью смотрели на собор и тайно надеялись: придет время, вера оживет и зазвонят новые колокола — вестники новой жизни. Долго пришлось ждать. Церковные службы в Никольском возобновились только в 1995 году. А восстановительные работы ведутся до сих пор. Освящать храм приезжал сам архиепископ Анастасий. Возлюби же ближнего! В начале 70-х годов в Чистополе появился новый священник — строгий и чинный, чем-то неуловимо похожий на писателя Максима Горького. Архимандрит Сильвестр, конечно, не всегда носил имя Сильвестр. Когда-то, очень давно, в детстве, он был просто Толей Кульковым и проживал в городе Ельце. У мальчика была очень набожная бабушка. Благодаря ей Анатолий был знаком с Библией, знал молитвы, свято верил в Бога, исправно посещал службы в Вознесенском соборе, который был открыт в Ельце в 1943 году по указанию Сталина. После службы в Советской Армии Анатолий Михайлович полностью посвятил себя Богу: по окончании Московской семинарии два года служил дьяконом в Пскове, затем поступил в духовную академию, пять лет служил священником в Марийской республике. И, наконец, последнее его пристанище — Чистополь. Отношение к отцу Сильвестру со стороны властей и народа было поначалу настороженным и даже враждебным, в 70-е годы не пришла еще мода на Бога. Впрочем, архимандрит отличался ангельским терпением и не менее ангельской верой в светлое будущее. И точно, в 1990 году полуразрушенный, но, к счастью, еще подлежавший восстановлению Никольский собор был передан церковной общине. С того времени началась его активная реставрация при непосредственном участии и под руководством отца Сильвестра. Нужно было реставрировать колонны, штукатурить. В Москве посоветовали сначала набить сетку на кирпич, а уж затем наводить глянец. Кропотливую, почти ювелирную работу делали собственными силами, на средства верующих. На это ушло больше двух лет. Когда-то внутри весь собор был ярко расписан, но за многие десятилетия бессовестного, бесовского отношения к храму живопись стерлась, лишь кое-где на стенах сохранилась блеклая роспись. Надо было восстанавливать и иконостас. Отец Сильвестр сделал запрос в Санкт-Петербург, в бывший Священный синод, пытаясь получить оттуда копию проекта собора. Но напрасно. По традиции еще одна копия замуровывалась при строительстве в стены собора. Отец Сильвестр надеялся ее разыскать, но и тут его постигла неудача. Подолгу вечерами архимандрит просиживал за книгами, размышляя: с чего начать, кого из художников пригласить? Главный иконостас Никольского собора резали казанские художники (виртуозная и очень дорогая работа обошлась в 100 тысяч рублей), боковые приделы — нижнекамские. Первый ярус главного придела иконостаса расписывал талантливый петербургский художник-портретист Георгий Пугачев (мазок у него смелый, краски яркие), три других придела — московский мастер Андрей Шишкин. Что касается тем росписей внутри собора, то отец Сильвестр рискнул распорядиться ими сам. Рассуждал при этом следующим образом: коль собор назван Никольским, то вполне обоснованно посвятить росписи фрагментам жития Николы-чудотворца. Что и было с успехом сделано. Еще одна смелая крупная роспись изображает погибшую семью последнего русского царя Николая II. Смелая потому, что отец Сильвестр рискнул ее сделать (предвосхищая событие) в ту пору, когда царская семья официально еще не была канонизирована. Теперь-то с этим все в порядке. В 2000 году специалисты Чистопольского часового завода восстановили колокольню. Корона и крест, покрытые нитротитаном, сделаны также на средства часовщиков. Они же заказали на ЗИЛе звонницу (всего 11 колоколов). Ныне по субботам и большим церковным праздникам по всему Чистополю плывет звон соборных колоколов. Наконец, недавно было позолочено горнее место (в храме оно находится за престолом). Добавлю, что службы в Никольском соборе сопровождает великолепный церковный хор. В него входят 25 любителей пения, которыми руководит выпускница Московской семинарии Светлана Вараксина.
Очень хотелось посмотреть на отца Сильвестра, так сказать, в работе, познакомиться с ним поближе. Тем более что сами чистопольцы (прошли времена недоверия) чуть ли не поголовно влюблены в своего батюшку. И вот с утра пораньше я пришла в Казанскую церковь, где он служит. Батюшку нашла в его крохотном уютном кабинете. Общаться с отцом Сильвестром оказалось просто — он человек глубоко интеллигентный. Говорили о том, что за последние годы в Закамье появилось много церквей: в Альметьевске, Буинске, Набережных Челнах. Люди, устав от лжи, потянулись к правде и чистоте. И не случайно в церкви можно увидеть сейчас не только закутанных в полушалки древних бабулек, но и совсем молодых людей. Сначала они приходили из любопытства, например в Пасхальную ночь. И вели себя в церкви неумело, нарочито вызывающе. Но постепенно появились и послушание, и понимание, и уважение. Уж лучше бывать в церкви и осенять себя крестным знамением, чем сходить с ума от тупости и безделья, колоться и умирать от СПИДа… В последнее время большинство молодых чистопольцев предпочитают после загса венчаться. Этот торжественный и красивый обряд проводится исключительно в Никольском соборе. Отец Сильвестр всегда тщательно готовится к проповедям, считает, что священник, должен убеждать людей своей искренностью, честностью, быть таковым в жизни. …Церковь была на удивление полна в то будничное утро. Возле ликов святых не хватало мест для свечек. О чем думали молящиеся люди, что они просили у Бога, что мысленно ему рассказывали? Это останется тайной. Но пусть у них все будет хорошо. Пусть все в нашей жизни будет наконец хорошо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.