О двунадесятых праздниках
Двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число великих праздников. В Типиконе отмечены красным крестом в полном круге. Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания.
Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 / 14 по новому стилю/ сентября):
1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
5. Крещение Господне — 6 (19) января
6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
====
8. Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-ое воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;
9. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
10. День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
====
11. Преображение Господне — 6 (19) августа;
12. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.
Большинство двунадесятых праздников НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ, то есть имеют фиксированную дату.
В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.
СТРУКТУРА ПРАЗДНИКОВ
Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:
предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
попразднство — продолжение праздника;
отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:
Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
Богоявления — 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы;
Вознесения Господня — нет предпразднства, т.к. сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
Дня Святой Троицы — нет предпразднства.
Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста.
Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.
Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 / 14 по новому стилю/ сентября):
1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
5. Крещение Господне — 6 (19) января
6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
====
8. Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-ое воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;
9. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
10. День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
====
11. Преображение Господне — 6 (19) августа;
12. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.
Большинство двунадесятых праздников НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ, то есть имеют фиксированную дату.
В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.
СТРУКТУРА ПРАЗДНИКОВ
Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:
предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
попразднство — продолжение праздника;
отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:
Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
Богоявления — 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы;
Вознесения Господня — нет предпразднства, т.к. сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
Дня Святой Троицы — нет предпразднства.
Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста.
Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.