Праздник Воздвижения: почему он так важен?
То, что Церковь избрала Воздвижение как двунадесятый праздник, указывает на его необычайную важность для каждого христианина. Христос сказал, что каждый из нас должен взять крест свой и следовать за Ним. И вся жизнь наша должна стать этим следованием за Христом, но при условии, что мы несем крест.
Но большинство людей приходит в Церковь затем, чтобы священник, Церковь их научили как бы им уклониться от креста. Получается такой парадокс: человек приходит, но хочет, чтобы все было полегче. Полегче было бы воспитывать детей, полегче да поскорее выйти замуж, побыстрее да попроще разойтись. Все время у человека есть как бы скорби, нужды до Бога, но все они об одном: «Господи, устрой мою жизнь полегче».
И вот это желание «полегче» – оно противоречит, собственно, учению Церкви, противоречит тому, чему учил Христос. Это говорит о том, что мы, конечно, имеем веру, потому что мы приходим в Церковь Христову, но ко Христу не идем. Да, вера у нас есть. А в чем проблема?
А в том, что наша вера не христианская.
Мы веруем в сильного, всемогущего Бога, Создателя, веруем, что Он нам может во всем помочь, и хотим, чтобы Он помог. И сами молимся, и всех вокруг просим, чтобы молились, чтобы нам все было получше, подешевле, посытнее, покрасивей. Христос давал пример Своей жизнью: не имел даже собственного дома – ночевал по чужим людям, не имел второй одежды – ходил в одном, ел что дают – что дали, то и поел. Мы же и пище, и одежде, и домам уделяем времени гораздо больше, чем тому, чтобы угодить Богу. Наши поиски работы, поиски всякого устройства в этой жизни – они очень много занимают наш ум и наше сердце, и очень много молитв по этому поводу, а едино есть на потребу, как Господь сказал (см. Лк. 10, 38-42).
Отчего это происходит? Оттого, что мы сознательно или бессознательно отвергаем крест. То есть мы согласны как-то идти за Христом, но при условии, что у меня ничего не будет болеть, все меня будут любить несмотря на то, как я себя веду, что я не буду терять близких людей, и чтоб Господь всегда благословлял меня в дорогу, чтобы если заразился, то тут же выздоровел и так далее. Он же может так сделать? Может. Вот, пусть делает. А я тогда пойду за Ним.
Но это потому, что человек не понимает, куда идет Христос. Христос-то шел на Голгофу, и Сам нес Крест. Только когда уже обессилел и упал, еще двоих попросили мужиков, чтоб помогли дотащить до того места, где Его живого прибьют ко Кресту и повесят на солнце на палящем, раздетым донага. Вот куда Он шел. Если ты хочешь идти за Христом, ты идешь туда же.
А почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды, зависти к другим, которые в данный момент не проходят такие испытания. Потому что когда человек переносит испытания, в его душе рождается такое дивное и совершенно необходимое качество – терпение. Чтобы человек достиг терпения, у него не должно быть никакого ропота на Бога, на людей, на власти, на родителей. Вся его жизнь, со всем, что в ней есть, она должна быть им принята.
И вот, если безропотное терпение мы в себе воспитаем с помощью Божией, для чего Он и посылает нам потери, скорби, болезни, тогда мы достигаем следующей добродетели, которая и делает нас христианами. Это смирение. Амвросий Оптинский даже такой стишок придумал, который легко выучить: «без смирения нет спасения». Не хочешь смиряться – значит спасения для тебя не существует. Значит, Христос для тебя приходил зря.
И тогда что бы человек ни делал, сколько бы свечей ни сжег, что бы ни говорил, все равно будет как медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). Потому что необходимого качества души у него нет. Поэтому крест необходим каждому, кто хочет спастись. А кто этого не понял, а находится все время в жалобе, в обиде, в осуждении, то извините, вы пришли не к тому Богу. Потому что наш Бог говорит возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). В этом и есть спасение. Спасение от греха, которое может дать только благодать Божия, если человек возьмет на себя крест и последует за Христом.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Но большинство людей приходит в Церковь затем, чтобы священник, Церковь их научили как бы им уклониться от креста. Получается такой парадокс: человек приходит, но хочет, чтобы все было полегче. Полегче было бы воспитывать детей, полегче да поскорее выйти замуж, побыстрее да попроще разойтись. Все время у человека есть как бы скорби, нужды до Бога, но все они об одном: «Господи, устрой мою жизнь полегче».
И вот это желание «полегче» – оно противоречит, собственно, учению Церкви, противоречит тому, чему учил Христос. Это говорит о том, что мы, конечно, имеем веру, потому что мы приходим в Церковь Христову, но ко Христу не идем. Да, вера у нас есть. А в чем проблема?
А в том, что наша вера не христианская.
Мы веруем в сильного, всемогущего Бога, Создателя, веруем, что Он нам может во всем помочь, и хотим, чтобы Он помог. И сами молимся, и всех вокруг просим, чтобы молились, чтобы нам все было получше, подешевле, посытнее, покрасивей. Христос давал пример Своей жизнью: не имел даже собственного дома – ночевал по чужим людям, не имел второй одежды – ходил в одном, ел что дают – что дали, то и поел. Мы же и пище, и одежде, и домам уделяем времени гораздо больше, чем тому, чтобы угодить Богу. Наши поиски работы, поиски всякого устройства в этой жизни – они очень много занимают наш ум и наше сердце, и очень много молитв по этому поводу, а едино есть на потребу, как Господь сказал (см. Лк. 10, 38-42).
Отчего это происходит? Оттого, что мы сознательно или бессознательно отвергаем крест. То есть мы согласны как-то идти за Христом, но при условии, что у меня ничего не будет болеть, все меня будут любить несмотря на то, как я себя веду, что я не буду терять близких людей, и чтоб Господь всегда благословлял меня в дорогу, чтобы если заразился, то тут же выздоровел и так далее. Он же может так сделать? Может. Вот, пусть делает. А я тогда пойду за Ним.
Но это потому, что человек не понимает, куда идет Христос. Христос-то шел на Голгофу, и Сам нес Крест. Только когда уже обессилел и упал, еще двоих попросили мужиков, чтоб помогли дотащить до того места, где Его живого прибьют ко Кресту и повесят на солнце на палящем, раздетым донага. Вот куда Он шел. Если ты хочешь идти за Христом, ты идешь туда же.
А почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды, зависти к другим, которые в данный момент не проходят такие испытания. Потому что когда человек переносит испытания, в его душе рождается такое дивное и совершенно необходимое качество – терпение. Чтобы человек достиг терпения, у него не должно быть никакого ропота на Бога, на людей, на власти, на родителей. Вся его жизнь, со всем, что в ней есть, она должна быть им принята.
И вот, если безропотное терпение мы в себе воспитаем с помощью Божией, для чего Он и посылает нам потери, скорби, болезни, тогда мы достигаем следующей добродетели, которая и делает нас христианами. Это смирение. Амвросий Оптинский даже такой стишок придумал, который легко выучить: «без смирения нет спасения». Не хочешь смиряться – значит спасения для тебя не существует. Значит, Христос для тебя приходил зря.
И тогда что бы человек ни делал, сколько бы свечей ни сжег, что бы ни говорил, все равно будет как медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). Потому что необходимого качества души у него нет. Поэтому крест необходим каждому, кто хочет спастись. А кто этого не понял, а находится все время в жалобе, в обиде, в осуждении, то извините, вы пришли не к тому Богу. Потому что наш Бог говорит возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). В этом и есть спасение. Спасение от греха, которое может дать только благодать Божия, если человек возьмет на себя крест и последует за Христом.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.