Протоиерей Александр Салтыков рассказывает, зачем нужна молитва о властях
По благословению настоятеля храма протоиерея Александра Салтыкова в храме Воскресения Христова в Кадашах каждую субботу с 17 февраля по 17 марта 2018 года, перед президентскими выборами, возобновляются молебны о властях. Зачем это нужно, объясняет протоиерей Александр Салтыков.
Протоиерей Александр Салтыков
Наш молебен необычный – никогда в Церкви не было молебна о властях. Он написан впервые в Кадашах. Почему так? Потому что царская власть была стабильная – из века в век народ знал, что есть царь-батюшка, который обо всем позаботится. Хорошо ли плохо, но стабильно. Эта власть рухнула, пришла другая власть, крайне жестокая, о чем Иоанн Кроншадтский, Амвросий Оптинский, Макарий Московский предупреждали народ. «Будут кровавые тираны», – говорили они. Но народ их не послушал. В советское время никаких молебнов почти не было вообще.
Теперь четверть века существует третья власть. Она становится все слабее. Беззаконие возрастает. Что делать? То, что мы не делали никогда. Мы не просили у Бога честной власти. А надо ее просить. Многие молятся о царе. Но царь не может править один. Ему нужны помощники, которые бы тоже управляли государством. Нужны государственные мужи. Вот об этом мы и молимся Господу Богу Иисусу Христу, Богородице и царю-мученику Николаю II.
Мы молимся, чтобы Бог восставил достойных мужей. В Нагорной проповеди сказано: «Стучите и вам откроется. Просите, и дастся вам». Это значит, что просить нужно постоянно, даже если нам сразу не отвечают. Всякое молитвенное прошение должно быть настойчивым, и моление о даровании настоящей, ответственной власти, необходимо должно быть также настойчивым и по-настоящему – постоянным. Если нам нужна сильная государственная власть и порядок, если мы хотим, чтобы наши дети жили благополучно, нужно усердно просить Бога, чтобы власть была достойной.
Надо также понимать, что каков народ, такова и власть: народ в самом деле порождает власть из самого себя, из собственного духа, и потому каждый народ достоин своей власти. Даже завоевание Господь попускает за грехи народа, для вразумления или наказания, то есть «по заслугам».
Если идет сражение, и кто-то сделал выстрел один раз, пусть очень меткий был выстрел, попал прямо в цель, – ну и что? Нужно постоянно стрелять, чтобы победить. Так же и нам, верующим, нужно, чтобы мы усердными молитвами “стреляли”, простите за такое сравнение. А если мы выстрелили один раз и говорим, «как хорошо получилось», и перестаем стрелять, то нас просто убьют. Такова небрежная молитва, а сражение идет с духами злобы поднебесной.
Молиться не хочется. Хочется отдыхать или делать что-то очень важное – заботиться о семье, работать в любимой профессии. Но положение серьезное. Народ ожесточен. Власть сама ожесточает против себя народ беззаконием. Но надеяться на власть нельзя. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения», – сказал царь Давид. Спасение только в Иисусе Христе. Однако власть нужна. Единственный выход – в том, чтобы голосовать молитвой. Тот, кто за лозунги голосует, тот глупец. Народ, как дитя – ему показали пальчик, и он радуется. А его обманули. Народ все равно идет за лозунгами. Выбора никакого нет. Власть – это не только президент. Власть – это все ступени и все ветви властной вертикали. Нам нужно просить Бога, чтобы во всех ветвях власти появились действительно благочестивые люди. Это очень трудно осуществить.
Даже когда этого хочет глава государства, это сделать трудно. Вот идут споры – хороший был император Николай II или плохой, сильный политик или слабый, слушался ли жену и Распутина или делал все сам, правильно ли отрекся от престола или нет, вызвало его отречении гражданскую войну или нет? Говорят, что он такой или этакий, он окружил себя недостойными людьми, а достойных выгнал. Да, действительно пришло время, когда вокруг царя были недостойные люди. Почему? Потому что случилось так, что народ в течение десятилетий и столетий, в течение всего Синодального периода постепенно развращался. Происходило это, потому что он все больше и больше отходил от христианской веры. Были святые, но власть их плохо слушала. Общая вина императорского периода в том, что власть попустила народу во всех сословиях отходить от веры и не понимала, как это страшно. Поэтому царь оказался один, в изоляции.
Сейчас откуда взять хороших людей, способных к подлинному, деятельному, бескорыстному государственному служению? Неоткуда их брать, дорогие братья и сестры! Поэтому, конечно, нам грозит хаос и всеобщая гибель. Если мы не будем молиться Богу о порядке, о жизни в благочестии и чистоте. И если не будем просить Бога о достойной власти. Только Бог может послать нам достойную власть. Но надо об том просить Бога.
Или мы будем регулярно просить Бога о достойной власти, или нам будет некогда. Мы будем отдыхать, делать важные дела, развивать бизнес, спорт, науку, медицину, образование. Но молиться Богу о власти не будем, и тогда все развалится, все прекрасные планы разрушатся. И горько будет в последний день…
Храни вас Господь! Да услышит нас Господь Иисус Христос и да укрепит в благочестии и молитве!
Протоиерей Александр Салтыков
Наш молебен необычный – никогда в Церкви не было молебна о властях. Он написан впервые в Кадашах. Почему так? Потому что царская власть была стабильная – из века в век народ знал, что есть царь-батюшка, который обо всем позаботится. Хорошо ли плохо, но стабильно. Эта власть рухнула, пришла другая власть, крайне жестокая, о чем Иоанн Кроншадтский, Амвросий Оптинский, Макарий Московский предупреждали народ. «Будут кровавые тираны», – говорили они. Но народ их не послушал. В советское время никаких молебнов почти не было вообще.
Теперь четверть века существует третья власть. Она становится все слабее. Беззаконие возрастает. Что делать? То, что мы не делали никогда. Мы не просили у Бога честной власти. А надо ее просить. Многие молятся о царе. Но царь не может править один. Ему нужны помощники, которые бы тоже управляли государством. Нужны государственные мужи. Вот об этом мы и молимся Господу Богу Иисусу Христу, Богородице и царю-мученику Николаю II.
Мы молимся, чтобы Бог восставил достойных мужей. В Нагорной проповеди сказано: «Стучите и вам откроется. Просите, и дастся вам». Это значит, что просить нужно постоянно, даже если нам сразу не отвечают. Всякое молитвенное прошение должно быть настойчивым, и моление о даровании настоящей, ответственной власти, необходимо должно быть также настойчивым и по-настоящему – постоянным. Если нам нужна сильная государственная власть и порядок, если мы хотим, чтобы наши дети жили благополучно, нужно усердно просить Бога, чтобы власть была достойной.
Надо также понимать, что каков народ, такова и власть: народ в самом деле порождает власть из самого себя, из собственного духа, и потому каждый народ достоин своей власти. Даже завоевание Господь попускает за грехи народа, для вразумления или наказания, то есть «по заслугам».
Если идет сражение, и кто-то сделал выстрел один раз, пусть очень меткий был выстрел, попал прямо в цель, – ну и что? Нужно постоянно стрелять, чтобы победить. Так же и нам, верующим, нужно, чтобы мы усердными молитвами “стреляли”, простите за такое сравнение. А если мы выстрелили один раз и говорим, «как хорошо получилось», и перестаем стрелять, то нас просто убьют. Такова небрежная молитва, а сражение идет с духами злобы поднебесной.
Молиться не хочется. Хочется отдыхать или делать что-то очень важное – заботиться о семье, работать в любимой профессии. Но положение серьезное. Народ ожесточен. Власть сама ожесточает против себя народ беззаконием. Но надеяться на власть нельзя. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения», – сказал царь Давид. Спасение только в Иисусе Христе. Однако власть нужна. Единственный выход – в том, чтобы голосовать молитвой. Тот, кто за лозунги голосует, тот глупец. Народ, как дитя – ему показали пальчик, и он радуется. А его обманули. Народ все равно идет за лозунгами. Выбора никакого нет. Власть – это не только президент. Власть – это все ступени и все ветви властной вертикали. Нам нужно просить Бога, чтобы во всех ветвях власти появились действительно благочестивые люди. Это очень трудно осуществить.
Даже когда этого хочет глава государства, это сделать трудно. Вот идут споры – хороший был император Николай II или плохой, сильный политик или слабый, слушался ли жену и Распутина или делал все сам, правильно ли отрекся от престола или нет, вызвало его отречении гражданскую войну или нет? Говорят, что он такой или этакий, он окружил себя недостойными людьми, а достойных выгнал. Да, действительно пришло время, когда вокруг царя были недостойные люди. Почему? Потому что случилось так, что народ в течение десятилетий и столетий, в течение всего Синодального периода постепенно развращался. Происходило это, потому что он все больше и больше отходил от христианской веры. Были святые, но власть их плохо слушала. Общая вина императорского периода в том, что власть попустила народу во всех сословиях отходить от веры и не понимала, как это страшно. Поэтому царь оказался один, в изоляции.
Сейчас откуда взять хороших людей, способных к подлинному, деятельному, бескорыстному государственному служению? Неоткуда их брать, дорогие братья и сестры! Поэтому, конечно, нам грозит хаос и всеобщая гибель. Если мы не будем молиться Богу о порядке, о жизни в благочестии и чистоте. И если не будем просить Бога о достойной власти. Только Бог может послать нам достойную власть. Но надо об том просить Бога.
Или мы будем регулярно просить Бога о достойной власти, или нам будет некогда. Мы будем отдыхать, делать важные дела, развивать бизнес, спорт, науку, медицину, образование. Но молиться Богу о власти не будем, и тогда все развалится, все прекрасные планы разрушатся. И горько будет в последний день…
Храни вас Господь! Да услышит нас Господь Иисус Христос и да укрепит в благочестии и молитве!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.