Крещенские купания: в ожидании чуда
Может быть тот, кто пришел окунаться за компанию и стоит у купели “зря” — сейчас в ожидании чуда. Правильно ли, если мы будем его разоблачать, прогонять и обвинять в язычестве — размышляет Анна Уткина.
Праздник – время холивара. Каждый приличный блогер накануне Пасхи напишет, что кулич – языческая традиция, накануне Рождества – что праздновать надо по Григорианскому календарю, а накануне Дня святого Валентина – что у нас есть День Петра и Февронии (и наоборот).
Накануне Крещения принято воевать с теми, кто «окунается раз в год просто так». Крещенская купель – мероприятие необязательное, а тем, кто слаб здоровьем, окунаться в нее и вовсе не рекомендуют. Юным прекрасным неофитом я тоже думала, что прямо у купели стоит проводить строжайшее анкетирование на знание предмета и ввести строгие огласительные беседы, чтобы христианская традиция не превратилась в парад закаленных граждан. Но, может быть, Бог привел их туда не просто так?
«А ведь кто-то завтра пойдет окунаться!», – сказала я, намекая на то, что в такую погоду – странновато. Какую же силу веры и богатырское здоровье надо иметь.
«Конечно, я тоже каждый год хожу», – спокойно ответил Сеня.
У меня, конечно, загорелись глаза: «А ты верующий?». С такими вопросами я приставала только к близким друзьям и не смогла удержаться. А как же динозавры в Библии (точнее, их мнимое отсутствие)? Как же все эти неточности с датами появления Вселенной и слоями земли?
И оказалось, что в этой истории замешано Крещенское чудо, а вовсе не тот факт, что мороз -17 для Сени не «мороз», а повод снять шарф и шапку.
«Как тут не поверить! Каждый год окунался на Крещение. Сначала просто так, за компанию, наверное. А потом, единственный год, когда решил – “всё, не буду”, взял и заболел!», – Сеня развел руками и виновато улыбнулся.
Человек, который выживал в невероятных условиях, видел все красоты земли, поверил, потому что простудился, так бывает. Можно сказать, что это просто совпадение, но человек говорит «не поверю, пока не увижу», а Бог – «не увидишь, пока не поверишь», поэтому пусть будет чудо.
Его, наверное, могли выгнать из очереди к купели. А иногда и освященной купели в округе не найти. Там, в якутской тайге, где он проводит восемь из двенадцати месяцев в году, нет ни одного храма, и ни одной возможности полноценно жить церковной жизнью. Он просто ходил «окунаться на Крещение», потому что просила душа, а потом поверил. Так бывает. И ничего ужасного в этом, наверное, нет.
Многие из нас заходили в храм просто так. В отпуске, посмотреть красивые фрески. Послушать органный концерт в костеле. Убедить родственника, что «попам на мерседесах» лишь бы собрать с верующих дань. И выходили из храма обновленными. Не для этого ли Крещенская купель? Войти в нее одним человеком и выйти другим.
Может быть, среди всех, кто, по мнению окружающих, стоит у Крещенской купели зря, тоже есть тот, кто прямо сейчас – в ожидании чуда? Может быть, и не стоит останавливать словами о том, что все это – никому не нужное обрядоверие? Нужное, если Бог допускает. Нужное, если хоть для одной души Крещение Господне перестало быть «за компанию» и «просто так».
Праздник – время холивара. Каждый приличный блогер накануне Пасхи напишет, что кулич – языческая традиция, накануне Рождества – что праздновать надо по Григорианскому календарю, а накануне Дня святого Валентина – что у нас есть День Петра и Февронии (и наоборот).
Накануне Крещения принято воевать с теми, кто «окунается раз в год просто так». Крещенская купель – мероприятие необязательное, а тем, кто слаб здоровьем, окунаться в нее и вовсе не рекомендуют. Юным прекрасным неофитом я тоже думала, что прямо у купели стоит проводить строжайшее анкетирование на знание предмета и ввести строгие огласительные беседы, чтобы христианская традиция не превратилась в парад закаленных граждан. Но, может быть, Бог привел их туда не просто так?
Как тут не поверить
Пару лет назад друг моего тогда еще будущего мужа, тоже геолог, вернулся в отпуск из Якутии, в жаркую Москву. Мы шли по Ленинскому проспекту, и у меня замерзли даже глаза. На улице было примерно -20, завывал ветер, надвигались Крещенские морозы. Сеня то и дело снимал шапку, чтобы вытереть пот со лба. Можно ли выдержать этот удушающий зной столичной зимы тому, кто привык работать в -50? Сеня – человек, знаменитый тем, что никогда не простужался. Ни в футболке в -10, ни в Якутии, стоя по колено в ледяном болоте.«А ведь кто-то завтра пойдет окунаться!», – сказала я, намекая на то, что в такую погоду – странновато. Какую же силу веры и богатырское здоровье надо иметь.
«Конечно, я тоже каждый год хожу», – спокойно ответил Сеня.
У меня, конечно, загорелись глаза: «А ты верующий?». С такими вопросами я приставала только к близким друзьям и не смогла удержаться. А как же динозавры в Библии (точнее, их мнимое отсутствие)? Как же все эти неточности с датами появления Вселенной и слоями земли?
И оказалось, что в этой истории замешано Крещенское чудо, а вовсе не тот факт, что мороз -17 для Сени не «мороз», а повод снять шарф и шапку.
«Как тут не поверить! Каждый год окунался на Крещение. Сначала просто так, за компанию, наверное. А потом, единственный год, когда решил – “всё, не буду”, взял и заболел!», – Сеня развел руками и виновато улыбнулся.
Человек, который выживал в невероятных условиях, видел все красоты земли, поверил, потому что простудился, так бывает. Можно сказать, что это просто совпадение, но человек говорит «не поверю, пока не увижу», а Бог – «не увидишь, пока не поверишь», поэтому пусть будет чудо.
Его, наверное, могли выгнать из очереди к купели. А иногда и освященной купели в округе не найти. Там, в якутской тайге, где он проводит восемь из двенадцати месяцев в году, нет ни одного храма, и ни одной возможности полноценно жить церковной жизнью. Он просто ходил «окунаться на Крещение», потому что просила душа, а потом поверил. Так бывает. И ничего ужасного в этом, наверное, нет.
Может быть, он стоит у крещенской купели не просто так
Однажды я вошла в христианский храм вслед за другом, чтобы вытащить его из «этой секты». Не потому что я была глубоко верующим человеком и понимала, зачем нужны богослужения («молились бы себе дома»). Хор запел «Господи, помилуй!», и я поняла, что слезы сами собой бегут у меня по щекам. Я вошла в церковь убежденным атеистом, если не богоборцем, а вышла из нее христианкой.Многие из нас заходили в храм просто так. В отпуске, посмотреть красивые фрески. Послушать органный концерт в костеле. Убедить родственника, что «попам на мерседесах» лишь бы собрать с верующих дань. И выходили из храма обновленными. Не для этого ли Крещенская купель? Войти в нее одним человеком и выйти другим.
Может быть, среди всех, кто, по мнению окружающих, стоит у Крещенской купели зря, тоже есть тот, кто прямо сейчас – в ожидании чуда? Может быть, и не стоит останавливать словами о том, что все это – никому не нужное обрядоверие? Нужное, если Бог допускает. Нужное, если хоть для одной души Крещение Господне перестало быть «за компанию» и «просто так».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.