Можно ли вышить Небо
Как создается церковная вышивка? Это огромный труд, который по сложности можно сравнить, наверно, с созданием кинофильма, – в нем участвует много человек, задействована и техника, и руки искусниц.
Фоторассказ об этом предоставили сестры вышивальной мастерской Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря.
Всё начинается, конечно же, с поиска идеи. Каждое облачение, плащаница или любое другое изделие – это миниатюрное изображение духовного мира. И все его детали должны быть подобраны очень тщательно. Сестры просматривают множество узоров, орнаментов, икон, которые можно использовать в создании композиции.
Источниками чаще всего служат книги с древнерусскими и византийскими орнаментами, с Афонскими и греческими миниатюрами, альбомы с репродукциями икон XII-XV вв. – времен расцвета русской и византийской иконописи. Постепенно рождается единый замысел…
Сестры делают эскизы отдельных фрагментов, затем ‒ эскиз изделия в целом. Для этой работы требуются тонкий художественный вкус, знание церковных традиций и умение разбираться в стилях разных эпох. Иногда в начале работы создается эскиз в карандаше. Каждый эскиз – и отдельного фрагмента, и изделия в целом – обязательно просматривают сестры иконописной мастерской. Их советы для сестер-вышивальщиц очень важны.
Этот макет облачения из бумаги сестры сделали, чтобы посмотреть общую композицию изделия. Для них это был хороший опыт, который очень помог в дальнейшей работе над облачением.
После того как тональное решение найдено, сестры приступают к работе над цветовым эскизом. Для того чтобы разработать такой эскиз, нужен особый талант – способность подобрать гармонично сочетающиеся цвета. Это один из первых цветовых эскизов облачения «Литургия Ангелов». Его идея – повторить древние фрески, которые часто писались на синем фоне. Однако не всегда то, что красиво выглядит на бумаге, оказывается таким же красивым на ткани. После этого сделали еще несколько разных цветовых эскизов.
В результате облачение получилось вот таким.
Когда готов точный рисунок изделия с полной прорисовкой всех деталей в натуральную величину, его нужно «вышить» в компьютере – то есть составить программу для вышивки на вышивальной машине.
Сестра, сидящая за компьютером, буквально вышивает облачение, только не иглой, а компьютерной мышью. Для этого ей нужно не только владеть современными технологиями компьютерной вышивки, но быть, прежде всего, умелой вышивальщицей, хорошо знающей разнообразные приемы ручной вышивки. Ей нужно вышить каждый стежок, в разных фрагментах задать разные направления нити, разные способы вышивки, разную плотность и т.п. Часто, чтобы добиться нужного цветового эффекта, вышивка делается в несколько слоев, подобно тому как в иконописи краски накладываются слоями. Кроме того, сестра, создающая программу, должна для каждого фрагмента вышивки прописать номер иглы, цвет и марку нитей. Она же прописывает последовательность, в какой будут вышиваться фрагменты: например, вышивальная машина вышьет несколько элементов, затем остановится, у нее поменяют нити, иглы, настройки, передвинут пяльцы; затем машина вышьет следующий фрагмент, снова перемена нитей и так далее.
Создание программы – дело непростое. Сестры часто советуются друг с другом.
Создание программы – дело непростое. Сестры часто советуются друг с другом.
Параллельно с разработкой программы сестры подбирают нити нужных цветов. Для вышивки используются нити сотен оттенков. Однако иногда бывает так, что нити, точно соответствующей цвету на эскизе, нет. Тогда нужный цвет создается с помощью наслоений нитей, разреженности или, наоборот, большей плотности вышивки.
Прежде чем вышивать изделие, обязательно нужно сделать пробу – вышить образец. На образце может оказаться не то, что на экране. Например, на ткани строчки могут получиться чуть более раздвинутыми, так что ткань будет просвечивать сквозь вышивку. В таком случае нужно что-то изменить в программе – плотность вышивки, направление строчки.
Образцы вышивают вот на такой маленькой машине. На фотографии сестра вышивает фрагмент облачения с иконой Херувима (видна вышитая рука Херувима, держащая свечу). Иногда из таких образцов, как из лоскутков, складывают большой образец – чтобы посмотреть, как будет выглядеть изделие в целом.
На складе вышивальной мастерской.
Из такой ткани шьют облачения без вышивки.
Для вышитых изделий используется однотонная ткань. Отмерив нужное количество ткани, ее затем проклеивают дублерином, чтобы она не растягивалась и вышивка не смещалась.
Сестры вдевают нити в иглы. В одиночку это бывает сделать трудно, сестры помогают друг другу. На то, чтобы вдеть нити в иглы на восьмиголовочной машине, уходит не меньше двух часов.
Сестра поправляет нити.
Пока идет вышивка, вышивальщица от машины почти не отходит. Есть распространенное заблуждение, будто машина вышивает сама, стоит только нажать на кнопку. Однако это вовсе не так. Как нужно уметь вышивать обычной иглой, точно так же и для вышивки на машине нужны талант, мастерство и навык. Каждая головка на машине вышивает по-своему: одной, например, «нравится», когда у нее повернута игла под одним углом, а другая «предпочитает» иной «ракурс». От мастерства вышивальщицы зависит, получится ли вышивка «рыхлой» или будет гладкая и четкая, словно писаная картина.
Машина остановилась. Отчего? Порвалась нить, нужно вставить ее снова.
Сестра заметила дефект вышивки из-за неправильного натяжения нити: на вышивке образовались петли. Сестры исправляют неаккуратную вышивку.
Сложнее всего вышивать крупные изделия. Поле вышивальной машины составляет не более 1,3 м в длину. И, чтобы вышить двухметровое изделие – например, плащаницу или фелонь, – нужно сначала вышить одну часть, затем перезапялить (передвинуть полотно в вышивальной раме и закрепить снова). Особое искусство – зафиксировать изделие так, чтобы вышивка не сбилась даже на одну десятую миллиметра и отдельные фрагменты соединились в одно целое. Для этого нужно, как в поговорке, семь раз отмерить (или, точнее, раз двадцать), а один – запустить машину. На фото: вышита верхняя часть фелони, оплечье с крестом; сестра перезапяливает полотно для вышивки следующего фрагмента.
После того как изделие в основном вышито, сестрам предстоит еще немало ручной работы. Сестра украшает вышитую икону канителью – витой серебряной нитью. Во время любой работы сестры стараются непрестанно произносить молитву.
Как правило, облачение украшается камнями.
Как правило, облачение украшается камнями.
Камни подбираются в тон вышивке на облачении и вставляются ювелирами в касты (оправу) нужного размера и формы, соответствующие вышивке.
Камни подбираются в тон вышивке на облачении и вставляются ювелирами в касты (оправу) нужного размера и формы, соответствующие вышивке.
Украшение вышивки жемчугом.
Кисти для облачения сестры всегда делают сами.
Кисти для облачения сестры всегда делают сами.
Сестры прикрепляют вышитую хоругвь к древку. На хоругви вышита икона св. Архистратига Божия Михаила.
Удивительное чувство бывает, когда видишь, как воплощается то, над чем ты трудился много месяцев, искал форму, заполнение, цвет. Все было на бумаге, как будто ненастоящее, и вдруг – обретает объем, становится реальным. И если сказать кратко, что такое вышивание? Это многодневный кропотливый труд целой команды вышивальщиц. Что вдохновляет сестер в этой работе? Мысль о том, что эти вещи, как и всё в Православной Церкви, – это отблеск красоты иного, духовного мира.
Галерея изделий вышивальной мастерской Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря
Покровцы Тивериада с иконой Рождества Христова
Икона вмч. Пантелеимона
Тайная вечеря. Катапетасма
Кириопасха
Митра Иверон
Митра Эдем
Неопалимая купина
Небесный град. Орлец
Палица Иверон
Покровцы Кесария с иконой Крещения Христова
Полиставрий
Плащаница Спасителя
Покровцы Никея с иконой Христос во гробе
Плащаница Успения Богоматери
Икона Господа Вседержителя
Фоторассказ об этом предоставили сестры вышивальной мастерской Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря.
Всё начинается, конечно же, с поиска идеи. Каждое облачение, плащаница или любое другое изделие – это миниатюрное изображение духовного мира. И все его детали должны быть подобраны очень тщательно. Сестры просматривают множество узоров, орнаментов, икон, которые можно использовать в создании композиции.
Источниками чаще всего служат книги с древнерусскими и византийскими орнаментами, с Афонскими и греческими миниатюрами, альбомы с репродукциями икон XII-XV вв. – времен расцвета русской и византийской иконописи. Постепенно рождается единый замысел…
Сестры делают эскизы отдельных фрагментов, затем ‒ эскиз изделия в целом. Для этой работы требуются тонкий художественный вкус, знание церковных традиций и умение разбираться в стилях разных эпох. Иногда в начале работы создается эскиз в карандаше. Каждый эскиз – и отдельного фрагмента, и изделия в целом – обязательно просматривают сестры иконописной мастерской. Их советы для сестер-вышивальщиц очень важны.
Этот макет облачения из бумаги сестры сделали, чтобы посмотреть общую композицию изделия. Для них это был хороший опыт, который очень помог в дальнейшей работе над облачением.
После того как тональное решение найдено, сестры приступают к работе над цветовым эскизом. Для того чтобы разработать такой эскиз, нужен особый талант – способность подобрать гармонично сочетающиеся цвета. Это один из первых цветовых эскизов облачения «Литургия Ангелов». Его идея – повторить древние фрески, которые часто писались на синем фоне. Однако не всегда то, что красиво выглядит на бумаге, оказывается таким же красивым на ткани. После этого сделали еще несколько разных цветовых эскизов.
В результате облачение получилось вот таким.
Когда готов точный рисунок изделия с полной прорисовкой всех деталей в натуральную величину, его нужно «вышить» в компьютере – то есть составить программу для вышивки на вышивальной машине.
Сестра, сидящая за компьютером, буквально вышивает облачение, только не иглой, а компьютерной мышью. Для этого ей нужно не только владеть современными технологиями компьютерной вышивки, но быть, прежде всего, умелой вышивальщицей, хорошо знающей разнообразные приемы ручной вышивки. Ей нужно вышить каждый стежок, в разных фрагментах задать разные направления нити, разные способы вышивки, разную плотность и т.п. Часто, чтобы добиться нужного цветового эффекта, вышивка делается в несколько слоев, подобно тому как в иконописи краски накладываются слоями. Кроме того, сестра, создающая программу, должна для каждого фрагмента вышивки прописать номер иглы, цвет и марку нитей. Она же прописывает последовательность, в какой будут вышиваться фрагменты: например, вышивальная машина вышьет несколько элементов, затем остановится, у нее поменяют нити, иглы, настройки, передвинут пяльцы; затем машина вышьет следующий фрагмент, снова перемена нитей и так далее.
Создание программы – дело непростое. Сестры часто советуются друг с другом.
Создание программы – дело непростое. Сестры часто советуются друг с другом.
Параллельно с разработкой программы сестры подбирают нити нужных цветов. Для вышивки используются нити сотен оттенков. Однако иногда бывает так, что нити, точно соответствующей цвету на эскизе, нет. Тогда нужный цвет создается с помощью наслоений нитей, разреженности или, наоборот, большей плотности вышивки.
Прежде чем вышивать изделие, обязательно нужно сделать пробу – вышить образец. На образце может оказаться не то, что на экране. Например, на ткани строчки могут получиться чуть более раздвинутыми, так что ткань будет просвечивать сквозь вышивку. В таком случае нужно что-то изменить в программе – плотность вышивки, направление строчки.
Образцы вышивают вот на такой маленькой машине. На фотографии сестра вышивает фрагмент облачения с иконой Херувима (видна вышитая рука Херувима, держащая свечу). Иногда из таких образцов, как из лоскутков, складывают большой образец – чтобы посмотреть, как будет выглядеть изделие в целом.
На складе вышивальной мастерской.
Из такой ткани шьют облачения без вышивки.
Для вышитых изделий используется однотонная ткань. Отмерив нужное количество ткани, ее затем проклеивают дублерином, чтобы она не растягивалась и вышивка не смещалась.
Сестры вдевают нити в иглы. В одиночку это бывает сделать трудно, сестры помогают друг другу. На то, чтобы вдеть нити в иглы на восьмиголовочной машине, уходит не меньше двух часов.
Сестра поправляет нити.
Пока идет вышивка, вышивальщица от машины почти не отходит. Есть распространенное заблуждение, будто машина вышивает сама, стоит только нажать на кнопку. Однако это вовсе не так. Как нужно уметь вышивать обычной иглой, точно так же и для вышивки на машине нужны талант, мастерство и навык. Каждая головка на машине вышивает по-своему: одной, например, «нравится», когда у нее повернута игла под одним углом, а другая «предпочитает» иной «ракурс». От мастерства вышивальщицы зависит, получится ли вышивка «рыхлой» или будет гладкая и четкая, словно писаная картина.
Машина остановилась. Отчего? Порвалась нить, нужно вставить ее снова.
Сестра заметила дефект вышивки из-за неправильного натяжения нити: на вышивке образовались петли. Сестры исправляют неаккуратную вышивку.
Сложнее всего вышивать крупные изделия. Поле вышивальной машины составляет не более 1,3 м в длину. И, чтобы вышить двухметровое изделие – например, плащаницу или фелонь, – нужно сначала вышить одну часть, затем перезапялить (передвинуть полотно в вышивальной раме и закрепить снова). Особое искусство – зафиксировать изделие так, чтобы вышивка не сбилась даже на одну десятую миллиметра и отдельные фрагменты соединились в одно целое. Для этого нужно, как в поговорке, семь раз отмерить (или, точнее, раз двадцать), а один – запустить машину. На фото: вышита верхняя часть фелони, оплечье с крестом; сестра перезапяливает полотно для вышивки следующего фрагмента.
После того как изделие в основном вышито, сестрам предстоит еще немало ручной работы. Сестра украшает вышитую икону канителью – витой серебряной нитью. Во время любой работы сестры стараются непрестанно произносить молитву.
Как правило, облачение украшается камнями.
Как правило, облачение украшается камнями.
Камни подбираются в тон вышивке на облачении и вставляются ювелирами в касты (оправу) нужного размера и формы, соответствующие вышивке.
Камни подбираются в тон вышивке на облачении и вставляются ювелирами в касты (оправу) нужного размера и формы, соответствующие вышивке.
Украшение вышивки жемчугом.
Кисти для облачения сестры всегда делают сами.
Кисти для облачения сестры всегда делают сами.
Сестры прикрепляют вышитую хоругвь к древку. На хоругви вышита икона св. Архистратига Божия Михаила.
Удивительное чувство бывает, когда видишь, как воплощается то, над чем ты трудился много месяцев, искал форму, заполнение, цвет. Все было на бумаге, как будто ненастоящее, и вдруг – обретает объем, становится реальным. И если сказать кратко, что такое вышивание? Это многодневный кропотливый труд целой команды вышивальщиц. Что вдохновляет сестер в этой работе? Мысль о том, что эти вещи, как и всё в Православной Церкви, – это отблеск красоты иного, духовного мира.
Галерея изделий вышивальной мастерской Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря
Покровцы Тивериада с иконой Рождества Христова
Икона вмч. Пантелеимона
Тайная вечеря. Катапетасма
Кириопасха
Митра Иверон
Митра Эдем
Неопалимая купина
Небесный град. Орлец
Палица Иверон
Покровцы Кесария с иконой Крещения Христова
Полиставрий
Плащаница Спасителя
Покровцы Никея с иконой Христос во гробе
Плащаница Успения Богоматери
Икона Господа Вседержителя
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.