Готовность умереть, но не убить
В беседе с ведущими радиопередачи протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что не считает плохим «уничтожение некоторых людей, которые являются внутренними врагами страны». Резкие высказывания протоиерея Всеволода Чаплина вызвали большой общественный резонанс. О противлении злу насилием рассуждает настоятель Патриаршего подворья храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Высказывание протоиерея Всеволода Чаплина («В конце-то концов, ну что плохого в том, чтобы уничтожить некоторое количество внутренних врагов страны? Некоторых людей убивать не просто можно, их нужно убивать, и это совершенно точно». – Прим. ред.) вновь поднимает одну из главных проблем христианского сознания – проблему возможности противления злу насилием.
Мы должны честно и непредвзято читать Священное Писание: историческое христианство никогда не предполагало толстовское непротивление злу. Вспомним тексты Священного Писания, как Ветхого Завета, так и Нового Завета (вспомним книгу Деяний и историю Анании и Сапфиры), вспомним историю древней Церкви и Церкви последующих веков… Мы знаем примеры, когда, исполняя волю Божью или осознавая себя защитниками религии, христиане с оружием в руках выступали за сохранение правды Божией в этом тварном, но падшем мире.
Если не оставаться прекраснодушными мечтателями, мы не можем не осознавать, что в этом падшем мире насилие, как существенная часть его истории, неизбежно. При этом насилие, вплоть до смертоубийства, следует воспринимать как трагедию и драму жизни общества и человека. Нельзя смещать акценты с того, что христианство является религией любви, милосердия и прощения. Более того, христианство – религия жертвенной любви, которая побеждает самой жертвенностью. Величайший пример этого – сам Господь Иисус Христос, мученики древней Церкви. Кровь мучеников является зерном христианства.
Готовность умереть за веру, а не убить другого человека, несогласного с твоими, в том числе и вероучительными убеждениями, – это и есть то, на чем основывалась и должна основываться во все времена церковная миссия. Христианин должен избегать двух крайностей: крайности «розовых очков» и восприятия жизни в пацифистско-непротивленческом духе (легко заметить, как люди, стоящие на пацифистских позициях, часто становятся нетерпимыми гонителями противоположной точки зрения) и крайности спокойного отношения к убийству, насилию, к смертной казни, как к чему-то, что не ранит наше сердце.
Мы не должны принимать убийство с холодным рассуждением по пословице «лес рубят – щепки летят». Церковные каноны говорят о том, что служащие алтарю не должны быть причастны к убийству. Священник, даже невольно совершивший убийство, возбраняется от дальнейшего служения.
Я убежден, что сейчас многие люди, в том числе не являющиеся христианами, набросятся на протоиерея Всеволода Чаплина. Протоиерей Всеволод относится к той категории людей, дела которых лучше их слов. В наше время много людей, которые умеют прекрасно говорить, но ничего не делают. Протоиерей Всеволод Чаплин порой говорит вещи возмущающие и возмутительные, но при этом является добрым, милосердным человеком, внимательным и заботящимся о других. Я убежден, что он никогда не сделал бы то, о чем может рассуждать в публичной риторике.
Высказывание протоиерея Всеволода Чаплина («В конце-то концов, ну что плохого в том, чтобы уничтожить некоторое количество внутренних врагов страны? Некоторых людей убивать не просто можно, их нужно убивать, и это совершенно точно». – Прим. ред.) вновь поднимает одну из главных проблем христианского сознания – проблему возможности противления злу насилием.
Мы должны честно и непредвзято читать Священное Писание: историческое христианство никогда не предполагало толстовское непротивление злу. Вспомним тексты Священного Писания, как Ветхого Завета, так и Нового Завета (вспомним книгу Деяний и историю Анании и Сапфиры), вспомним историю древней Церкви и Церкви последующих веков… Мы знаем примеры, когда, исполняя волю Божью или осознавая себя защитниками религии, христиане с оружием в руках выступали за сохранение правды Божией в этом тварном, но падшем мире.
Если не оставаться прекраснодушными мечтателями, мы не можем не осознавать, что в этом падшем мире насилие, как существенная часть его истории, неизбежно. При этом насилие, вплоть до смертоубийства, следует воспринимать как трагедию и драму жизни общества и человека. Нельзя смещать акценты с того, что христианство является религией любви, милосердия и прощения. Более того, христианство – религия жертвенной любви, которая побеждает самой жертвенностью. Величайший пример этого – сам Господь Иисус Христос, мученики древней Церкви. Кровь мучеников является зерном христианства.
Готовность умереть за веру, а не убить другого человека, несогласного с твоими, в том числе и вероучительными убеждениями, – это и есть то, на чем основывалась и должна основываться во все времена церковная миссия. Христианин должен избегать двух крайностей: крайности «розовых очков» и восприятия жизни в пацифистско-непротивленческом духе (легко заметить, как люди, стоящие на пацифистских позициях, часто становятся нетерпимыми гонителями противоположной точки зрения) и крайности спокойного отношения к убийству, насилию, к смертной казни, как к чему-то, что не ранит наше сердце.
Мы не должны принимать убийство с холодным рассуждением по пословице «лес рубят – щепки летят». Церковные каноны говорят о том, что служащие алтарю не должны быть причастны к убийству. Священник, даже невольно совершивший убийство, возбраняется от дальнейшего служения.
Я убежден, что сейчас многие люди, в том числе не являющиеся христианами, набросятся на протоиерея Всеволода Чаплина. Протоиерей Всеволод относится к той категории людей, дела которых лучше их слов. В наше время много людей, которые умеют прекрасно говорить, но ничего не делают. Протоиерей Всеволод Чаплин порой говорит вещи возмущающие и возмутительные, но при этом является добрым, милосердным человеком, внимательным и заботящимся о других. Я убежден, что он никогда не сделал бы то, о чем может рассуждать в публичной риторике.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.