Готовность умереть, но не убить

В беседе с ведущими радиопередачи протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что не считает плохим «уничтожение некоторых людей, которые являются внутренними врагами страны». Резкие высказывания протоиерея Всеволода Чаплина вызвали большой общественный резонанс. О противлении злу насилием рассуждает настоятель Патриаршего подворья храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Готовность умереть, но не убить

Высказывание протоиерея Всеволода Чаплина («В конце-то концов, ну что плохого в том, чтобы уничтожить некоторое количество внутренних врагов страны? Некоторых людей убивать не просто можно, их нужно убивать, и это совершенно точно». – Прим. ред.) вновь поднимает одну из главных проблем христианского сознания – проблему возможности противления злу насилием.

Мы должны честно и непредвзято читать Священное Писание: историческое христианство никогда не предполагало толстовское непротивление злу. Вспомним тексты Священного Писания, как Ветхого Завета, так и Нового Завета (вспомним книгу Деяний и историю Анании и Сапфиры), вспомним историю древней Церкви и Церкви последующих веков… Мы знаем примеры, когда, исполняя волю Божью или осознавая себя защитниками религии, христиане с оружием в руках выступали за сохранение правды Божией в этом тварном, но падшем мире.

Если не оставаться прекраснодушными мечтателями, мы не можем не осознавать, что в этом падшем мире насилие, как существенная часть его истории, неизбежно. При этом насилие, вплоть до смертоубийства, следует воспринимать как трагедию и драму жизни общества и человека. Нельзя смещать акценты с того, что христианство является религией любви, милосердия и прощения. Более того, христианство – религия жертвенной любви, которая побеждает самой жертвенностью. Величайший пример этого – сам Господь Иисус Христос, мученики древней Церкви. Кровь мучеников является зерном христианства.

Готовность умереть за веру, а не убить другого человека, несогласного с твоими, в том числе и вероучительными убеждениями, – это и есть то, на чем основывалась и должна основываться во все времена церковная миссия. Христианин должен избегать двух крайностей: крайности «розовых очков» и восприятия жизни в пацифистско-непротивленческом духе (легко заметить, как люди, стоящие на пацифистских позициях, часто становятся нетерпимыми гонителями противоположной точки зрения) и крайности спокойного отношения к убийству, насилию, к смертной казни, как к чему-то, что не ранит наше сердце.

Мы не должны принимать убийство с холодным рассуждением по пословице «лес рубят – щепки летят». Церковные каноны говорят о том, что служащие алтарю не должны быть причастны к убийству. Священник, даже невольно совершивший убийство, возбраняется от дальнейшего служения.

Я убежден, что сейчас многие люди, в том числе не являющиеся христианами, набросятся на протоиерея Всеволода Чаплина. Протоиерей Всеволод относится к той категории людей, дела которых лучше их слов. В наше время много людей, которые умеют прекрасно говорить, но ничего не делают. Протоиерей Всеволод Чаплин порой говорит вещи возмущающие и возмутительные, но при этом является добрым, милосердным человеком, внимательным и заботящимся о других. Я убежден, что он никогда не сделал бы то, о чем может рассуждать в публичной риторике.

Оставить комментарий

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024