Спасутся ли те, кто не слышал о Христе?
Люди постоянно ставят вопрос о спасении тех, кто не слышал о Христе. Я, пожалуй, поделюсь тем, что я думаю по этому поводу. И первое, что я думаю — это то, я обязан дать Богу отчёт, а вот Бог мне отчёта давать не обязан. Это фундамент всего дальнейшего рассмотрения, поэтому я подчеркну эту мысль — Апостолы исходили не из того, какой ответ Бог им даст о спасении язычников, а из того, какой ответ они дадут Богу о проделанной ими работе по возвещению Благой Вести, наставлению уверовавших и созиданию Церкви.
Требовать от Бога отчёта в никак не касающихся меня деталях Его замысла о мире, конечно, можно, но не стоит ожидать, что Он такой отчёт предоставит. Пойдите хотя бы к руководителю предприятия, где Вы трудитесь, и потребуйте у него отчёта в его планах — и если он окажется чрезвычайно кротким и смиренным человеком, он терпеливо объяснит Вам, что каждый из нас трудится на своем месте, и пытаться посвятить Вас в детали планирования и управления, в которых Вы все равно не сможете разобраться за неимением образования и опыта, значит напрасно терять время. Вам лучше посвятить это время тому, чтобы наилучшим образом уразуметь Ваши обязанности и наилучшим образом их исполнить. Я знаю, что Божий замысел о мире велик, благ, непостижимо премудр и прекрасен — а вот во все детали, которые могут заинтересовать меня или других вопрошателей, я не посвящен, и видимо, не могу быть посвящен.
С требованием от Бога отчёта есть две проблемы. Во-первых, замысел Бога больше, чем мы в состоянии понять. Чтение умных книжек приводит к осознанию того, что даже имея дело с людьми, более умными, чем я, я половину не понимаю. Потом, наверное, пойму — а сейчас нет. Тем более, я могу не понимать деталей божественного замысла, и это совершенно нормально. А что, от меня ожидается, чтобы я их понимал? «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис.55:8,9)» Замысел очень большой, в мои небольшие сердце и разум он просто не поместится. Во-вторых (и это важнее) в бытии есть некоторая иерархия. Есть люди, которые меня явно умнее, мудрее и добрее; мне уместно смиренно их слушать, это пойдёт мне на пользу, ведь всему доброму, чему я научился, я научился у людей, которые меня превосходят. Есть качество, необходимое для того, чтобы чему-то научиться и что-то понять — это смирение. К учителю, от которого ищут наставления, к врачу, у которого ищут помощи, к государю, у которого ищут помилования, не приближаются с требованиями отчёта. Представьте себе, что первоклассник потребует от учительницы отчёта в дифференциальном исчислении, а когда она, улыбнувшись неразумному дитяти, скажет, что сначала надо выучить таблицу умножения, заявит, что пока ему не дадут отчёта, таблицу он учить отказывается. Это кончится только тем, что ни таблицы он не выучит, ни до дифференциалов не доберётся. Как сказал псалмопевец, «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. (Пс.130:1,2)»
Есть, однако то, что Бог нам открыл, и нам важно видеть разницу между открытым и сокрытым. «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. (Втор.29:29)» Все ли язычники, никогда не слышавшие Евангелия, погибли? Не знаю; мне это не открыто. Я предположил бы (и это только предположение) что как праведники Ветхого Завета могли быть спасены Христом, которого они ещё не могли знать, а могли только уповать на Бога и искать Его милости, так и язычники, имеющие хотя бы смутное представление о Боге и ищущие Его милости, могут быть спасены Христом. Но это сокрыто; а что открыто — так это то, что касается того, как мне обрести спасение и каковы мои обязанности по отношению к ближним. Бог отнюдь не оставил без ответа вопрос «что мне делать, чтобы спастись». Я должен покориться Иисусу Христу как Господу и подчинить Ему мою жизнь. Я должен возложить мою надежду на него как на Спасителя. Покориться Его повелениям и довериться Его обещаниям. Я должен — раз уж я решил Его слушаться — присоединиться к Его Церкви и приступать к установленным Им Таинствам. Что мне делать, чтобы содействовать спасению ближних? Возвещать им тот же самый пусть спасения через веру во Христа. Что будет, если мы отвергнем этот путь? Мы навеки погибнем. Бог это допустит? Да, Он дал нам неотъемлемый дар свободной воли. Если мы не войдём в дверь, в которую нас настойчиво зовут, это кончится тем, что мы так и окажемся снаружи, во тьме внешней, когда дверь закроется. Но это же ужасно! Да, это в высшей степени ужасно, поэтому Вас и зовут войти с такой настойчивостью. А как же язычники, которые не слышали…. Мне не открыто про язычников. Есть однако то, что твердо известно — мы этими гипотетическими ищущими язычниками, пребывающими в честном неведении, абсолютно точно не являемся. Нам возвещён путь спасения, перед нами открыта дверь, на улице темнеет. Если мы будем искать отговорок, чтобы не входить, мы их, наверное, найдём. Но вот вечное спасение — потеряем.
Требовать от Бога отчёта в никак не касающихся меня деталях Его замысла о мире, конечно, можно, но не стоит ожидать, что Он такой отчёт предоставит. Пойдите хотя бы к руководителю предприятия, где Вы трудитесь, и потребуйте у него отчёта в его планах — и если он окажется чрезвычайно кротким и смиренным человеком, он терпеливо объяснит Вам, что каждый из нас трудится на своем месте, и пытаться посвятить Вас в детали планирования и управления, в которых Вы все равно не сможете разобраться за неимением образования и опыта, значит напрасно терять время. Вам лучше посвятить это время тому, чтобы наилучшим образом уразуметь Ваши обязанности и наилучшим образом их исполнить. Я знаю, что Божий замысел о мире велик, благ, непостижимо премудр и прекрасен — а вот во все детали, которые могут заинтересовать меня или других вопрошателей, я не посвящен, и видимо, не могу быть посвящен.
С требованием от Бога отчёта есть две проблемы. Во-первых, замысел Бога больше, чем мы в состоянии понять. Чтение умных книжек приводит к осознанию того, что даже имея дело с людьми, более умными, чем я, я половину не понимаю. Потом, наверное, пойму — а сейчас нет. Тем более, я могу не понимать деталей божественного замысла, и это совершенно нормально. А что, от меня ожидается, чтобы я их понимал? «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис.55:8,9)» Замысел очень большой, в мои небольшие сердце и разум он просто не поместится. Во-вторых (и это важнее) в бытии есть некоторая иерархия. Есть люди, которые меня явно умнее, мудрее и добрее; мне уместно смиренно их слушать, это пойдёт мне на пользу, ведь всему доброму, чему я научился, я научился у людей, которые меня превосходят. Есть качество, необходимое для того, чтобы чему-то научиться и что-то понять — это смирение. К учителю, от которого ищут наставления, к врачу, у которого ищут помощи, к государю, у которого ищут помилования, не приближаются с требованиями отчёта. Представьте себе, что первоклассник потребует от учительницы отчёта в дифференциальном исчислении, а когда она, улыбнувшись неразумному дитяти, скажет, что сначала надо выучить таблицу умножения, заявит, что пока ему не дадут отчёта, таблицу он учить отказывается. Это кончится только тем, что ни таблицы он не выучит, ни до дифференциалов не доберётся. Как сказал псалмопевец, «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. (Пс.130:1,2)»
Есть, однако то, что Бог нам открыл, и нам важно видеть разницу между открытым и сокрытым. «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. (Втор.29:29)» Все ли язычники, никогда не слышавшие Евангелия, погибли? Не знаю; мне это не открыто. Я предположил бы (и это только предположение) что как праведники Ветхого Завета могли быть спасены Христом, которого они ещё не могли знать, а могли только уповать на Бога и искать Его милости, так и язычники, имеющие хотя бы смутное представление о Боге и ищущие Его милости, могут быть спасены Христом. Но это сокрыто; а что открыто — так это то, что касается того, как мне обрести спасение и каковы мои обязанности по отношению к ближним. Бог отнюдь не оставил без ответа вопрос «что мне делать, чтобы спастись». Я должен покориться Иисусу Христу как Господу и подчинить Ему мою жизнь. Я должен возложить мою надежду на него как на Спасителя. Покориться Его повелениям и довериться Его обещаниям. Я должен — раз уж я решил Его слушаться — присоединиться к Его Церкви и приступать к установленным Им Таинствам. Что мне делать, чтобы содействовать спасению ближних? Возвещать им тот же самый пусть спасения через веру во Христа. Что будет, если мы отвергнем этот путь? Мы навеки погибнем. Бог это допустит? Да, Он дал нам неотъемлемый дар свободной воли. Если мы не войдём в дверь, в которую нас настойчиво зовут, это кончится тем, что мы так и окажемся снаружи, во тьме внешней, когда дверь закроется. Но это же ужасно! Да, это в высшей степени ужасно, поэтому Вас и зовут войти с такой настойчивостью. А как же язычники, которые не слышали…. Мне не открыто про язычников. Есть однако то, что твердо известно — мы этими гипотетическими ищущими язычниками, пребывающими в честном неведении, абсолютно точно не являемся. Нам возвещён путь спасения, перед нами открыта дверь, на улице темнеет. Если мы будем искать отговорок, чтобы не входить, мы их, наверное, найдём. Но вот вечное спасение — потеряем.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Спасибо за информацию.Храни всех Господь!
- ↓