Жить по заповедям — как это?

«Когда настало время кончины аввы Исаака, собрались к нему старцы и спросили его: “Авва! Как проводить нам жительство после твоего ухода?” Он отвечал им: “Вы видели, как я жил. Если хотите, то подражайте мне – храните заповеди Божии, и Бог пошлет вам благодать Свою… И мы скорбели, когда умирали отцы наши. Но, соблюдая заповеди Божии и завещания отцов наших, прожили так, как бы в жительстве вместе с ними. И вы поступайте так, и спасетесь”» (Отечник).






Так было в древности, так есть и сегодня. И в наше время от священников часто можно услышать совет: живите по заповедям – и все у вас будет хорошо. В той или иной интерпретации этот совет можно встретить и в проповедях, и в частных беседах священнослужителей. Но в чем смысл этих слов и каково их приложение к нашей реальной жизни? Несмотря на кажущуюся аморфность данного совета, он имеет вполне конкретное воплощение в повседневной действительности верующих. И сейчас на простых примерах мы попробуем это разобрать.
В первую очередь следует заметить, что призыв к соблюдению заповедей мы приняли не от человека, но от Бога. «Хочешь вечной жизни – соблюди заповеди», – сказал Спаситель богатому юноше (Мф. 19: 17). Восприняв этот совет как жизненное кредо, святые отцы жили не иначе, как по закону Божию, всегда вымеряя по нему свои дела и помышления. К указанным юноше Господом ветхозаветным заповедям они приложили новозаветные и достигли вершин богопознания. Жительство по заповедям святые признавали «единым и истинным источником духовного преуспеяния, доступным для каждого искренне желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен неведомым Промыслом Божиим» (свт. Игнатий Брянчанинов).
По завету Спасителя и Его святых, заповеди должны быть руководством и для нашей повседневной жизни. Начиная от глобальных решений и заканчивая бытовой рутиной, мы должны поступать так, чтобы во всем прославлялся Бог: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию», – говорит апостол (1 Кор. 10: 31). А лучшим для этого решением будет брать Христовы заповеди за мерило. Например, заповедь «Блаженны кроткие» призывает нас к борьбе с гневом и вспыльчивостью, столь привычными для нас. Исполнять ее мы можем буквально на каждом шагу. Допустим, вас подрезал «учитель» на дороге или умчался по обочине вперед. Вместо привычного перечисления парнокопытных представителей фауны в адрес лихача просто скажем себе: «У него, наверно, жена в машине рожает. Помоги ему, Господь!» – и сразу полегчает. На первый взгляд, это маленький шажок в мысленной брани, но на самом деле – огромный шаг на пути к жизни по Евангелию. В другой раз ребенок проявил непослушание и своеволие. Вместо привычных гневных ругательств типа «бездарь», «лентяй», «сколько можно трепать мне нервы» и т.п., попробуйте глубоко вздохнуть и вслух произнести слова молитвы: «Господи и Матерь Божия, помогите мне образумить мое неразумное чадо!» – после чего можно спокойно продолжить разговор. Результат достигается именно при отсутствии гнева, так как «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1: 20).
Огромный простор для деятельности предлагает нам десятая заповедь декалога «Не пожелай». Здесь всем своим незаконным притязаниям по отношению к ближнему мы должны противопоставить что-то противоположное. Например, на вакантное перспективное место решено поставить одного из двух кандидатов: вас и кого-то еще. Но вы с начальником на короткой руке и легко можете пододвинуть коллегу. Однако в глубине души вы понимаете, что коллега гораздо больше подходит на эту должность. Он опытнее, у него лучше показатели, он мог бы неплохо реализоваться в новой должности с пользой для компании. Но для этого вам нужно наступить на свое самолюбие и аргументированно порекомендовать начальнику именно его. Это неприятно, может, даже больно (в том числе финансово), но в душе вы понимаете, что поступаете правильно: вы отказываетесь от своего пожелания. Одним непростым решением вы приблизились к Богу и, возможно, приобрели друга (так как ваш поступок обязательно станет ему известен). Ситуация гипотетическая, но смысл понятен.
Приведенный выше пример – это, по сути, также исполнение заповеди о поиске правды Божией – «Блажени алчущии и жаждущии правды» (Мф. 5: 6). Исполнять эту заповедь мы также можем в повседневном быту. Преподобный Паисий Святогорец предлагает такой пример:
«Вот, сидят двое за столом и едят. На столе – тарелка с десятью абрикосами. Если один из них съел семь плодов, оставив другому три, то он вершит неправду и несправедливость. Если он съест пять и оставит столько же товарищу, то поступает по человеческой правде. А если он увидит, что брат любит абрикосы и, притворившись, что и вовсе не хочет абрикос, оставит девять плодов, удовольствовавшись одним, – тогда он поступит по правде Божией, Христовой».
В нашей жизни подобные поступки кажутся нелогичными, несправедливыми, даже неразумными, но они высоки в очах Божиих, а это главное, на что нужно обращать внимание. Земная справедливость, которую так усердно ищут люди мира сего, вообще не свойственна ни Евангельскому, ни святоотеческому учению.
«Древнее благочестие и подлинно христианская жизнь, как она существовала в Византии и в Древней Руси, совершенно была чужда этому понятию. Тогда искали не право, не справедливость, а правду. Это и сохранилось в сознании наших предков и простого русского народа до революции».
Поэтому правда Божия не связана земным юридизмом, понятиями временной справедливости или элементарной логики. При воплощении этой заповеди мы ориентируемся на непреходящие идеалы и вечную Премудрость.
Некоторые заповеди кажутся более понятными для исполнения, другие же могут быть менее понятны и сложны. Например, заповедь «Блаженны милостивые» призывает нас к милостивому отношению с ближними и практически более ясна. Она подразумевает человеколюбивые, а по апостолу, даже нежные отношения с людьми:
«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 10);«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4: 32).
Тут важно помнить, что христианин – человек не от мира сего, а потому он должен отличаться по каждому пункту. Добры и язычники, сострадание свойственно и атеистам, но подняться выше человеческой справедливости они не могут. Допустим, ближний не отдает вам долг. Раб Христов напомнит должнику об этом раз, самое большое два, но после этого оставит человека Богу и больше не напоминает про долг. Преподобный Исаия Отшельник размышляет по этому вопросу так:
«Если ты дал что взаймы ближнему и не требуешь этого обратно, то действуешь в естестве Иисуса. Если же потребуешь возвращения, то поступишь по естеству Адама. Требование же лихвы ниже и Адамова естества» (Отечник).
В этом смысле всякий раз, когда одалживаешь, будь готов расстаться с этим навсегда – и будешь спокоен. Но если не готов, тогда хорошо подумай, чтобы при исполнении заповеди «Просящему у тебя дай» (Мф. 5: 42) не пренебречь заповедью «Будьте мудры, как змии» (Мф. 10: 16). Соответственно, когда мы сами вовремя возвращаем долги, то исполняем заповеди «Не укради» и «Не пожелай чужого».
***
Но есть заповеди более сложные для исполнения. Например, заповедь «Любите врагов ваших» очень часто становится камнем преткновения для многих христиан. Мы либо вовсе не можем простить (например, предательство, супружескую измену и т.п.), либо прощаем с оговоркой: «Этот человек для меня больше не существует», – что, конечно, не является прощением. В контексте заповедетворчества важно понимать, что Бог не заповедовал неисполнимого. Все, что Он предписал, человеку по силам.
«“Невозможно мне любить врагов и творить им добро”. Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о погибших врагах своих Сауле и Авессаломе… Возможно было Стефану, который молился о побивавших его камнями. Возможно было всем святым, значит возможно и тебе» (свт. Тихон Задонский).
Святитель Димитрий Ростовский называет ненависть к врагам естественным человеческим свойством:
«Поскольку же человеку свойственно не любить врагов, то и любовь к ним будет уже явлением вышеестественным, а все вышеестественное – чудесно. Вполне последовательно, что всякий любящий врага своего – чудотворец, ибо он, побеждая и превосходя свое природное естество, достигает вышеестественной добродетели».
Заповедь действительно кажется вышеестественной, но для исполнения вышеестественных заповедей всегда дается Вышеестественная помощь. «Все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4: 13), – говорил апостол Павел. Тут важно не забывать, что сознательная вражда и нежелание примириться являются абсолютным препятствием к причастию.
«На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться св. Таин, но и, читая правила, они в молитве Господней должны опускать слова: “остави нам долги наши, якоже и мы оставляет должником нашим”, чтобы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением иноку дается напоминание, что он теперь, пожалуй, и не христианин, если не может читать молитвы Господней».
Даже земные начинания, отличающиеся сложностью, мы не решаем за раз, но подходим к ним последовательно. Так же и заповедь о любви к врагам требует известной постепенности.
«Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтоб он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего – взойдешь и к высшему» (свт. Феофан Затворник).
Для начала мы учимся молчать и не воздавать злом за зло. Потом мы прощаем врагов в сердце, молимся о них и творим им добро. Наконец, через деятельное добро мы, при исполнении и остальных заповедей, можем приблизиться и к любви. Преподобный Симеон Новый Богослов называет высшим и совершеннейшим в вопросе прощения то, когда человек
«…совсем забывает искушение, которое претерпел, и никогда не вспоминает тех, кто его опечалил… но относится к ним, как к своим друзьям, без всякого различения».
Христос призывает нас уподобиться в совершенстве Небесному Отцу и не быть, как язычники, которые любят только любящих их. Ведь мы обновлены Святым Крещением, а значит, имеем весь небесный арсенал на пути к духовному совершенству: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь” (2 Кор. 10: 4)».
***
Другой непростой заповедью можно назвать заповедь о почитании родителей. Вроде бы естественно для всех времен и народов, что родители любят своих детей, а дети отвечают им взаимностью. Однако далеко не все семьи отличаются взаимной любовью и сплоченностью. Для многих ситуация, когда домашние становятся человеку врагами, является печальной реальностью. Люди недоумевают: как можно и можно ли вообще почитать отца-алкоголика, даже внешне уже мало напоминающего человека, или деспотичную мать, решающую, что для тебя лучше, в твои 40 лет? И тут важно помнить, что врагом святые отцы называют только того, кто отлучает от Бога, – неважно, отец это, мать или кто-то еще.
Если любовь к родителям «не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если они будут действовать ко вреду истинной и спасительной Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких…» (свт. Григорий Палама).
Вся же бытовая неприязнь должна быть побеждена любовью и согласием. А у нас в основе большинства ссор лежит примитивный эгоизм либо пороки и дурные привычки. Ведь, посмотрев глубже, мы увидим, что не отвращение, а глубокую жалость и сострадание вызывает тот же спившийся человек. Он безнадежно болен, а осуждать больного, мягко говоря, неправильно.
Сказать тут что-то конкретное сложно, так как ситуации бывают очень непростые, вплоть до насилий и убийств. В любом случае, общий долг детей – быть благодарными родителям за данную ими жизнь. Самоуспокаивающие причитания в духе «Я не просил их меня рожать» выглядят фальшиво. Не можешь любить родителей – но потерпеть немощи старых людей ты обязан. Не можешь ответить добром на зло – хотя бы злом за зло не отвечай. Для начала и этого хватит (но только для начала). Не можешь общаться с матерью, которая, как тебе кажется, испортила всю твою жизнь, – но молиться о ней и искренне желать ей спасения ты должен. И всегда помни, что после их смерти не только будешь горько раскаиваться в том, что не успел чего-то для них сделать, но можешь и вовсе не пережить своих родителей, так как обетование долголетия Господь обещает только почитающим их: «…чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12).
***
Таким образом, на примере некоторых заповедей можно увидеть, что это вовсе не абстрактные понятия, но повседневная реальность. Вся наша жизнь буквально соткана из мыслей, слов и поступков, основанных на заповедях Евангелия. И озвученные выше заповеди, и не названные здесь («Не осуждай», «Не убей», «Не прелюбодействуй», «Непрестанно молитесь» и проч.) – все это пункты в ежедневнике каждого христианина. При этом исполнение любой из заповедей требует определенных усилий и навыка. А навык, как известно, не дается с рождением, он приходит с опытом. Этому нужно обучаться. Подставить другую щеку, желать спасения врагу, не препятствовать хотящему взять твое – это, конечно, духовный вуз. Понятно, что не все идут в институт, но кто-то все-таки идет и успешно его оканчивает. В этом смысле святые – это люди, имеющие по несколько «высших образований». Но для людей, у которых христианство начинается с утренних молитв, а заканчивается вечерними, и не имеющих представления о постоянной внутренней брани, о Царстве Божием внутри нас, о том, что приобрести эту жемчужину можно только продав все, что имеешь (отвергнуться себя), – для таких даже вопросы внешнего благочестия вызывают сложности. Потому и исполнение Божественных заповедей может показаться непосильным бременем.
Поэтому смысл совета жить по заповедям примерно таков: хочешь выжить – соблюдай технику безопасности, хочешь победить – играй по правилам, хочешь взойти наверх – иди по ступенькам. Потому что заповеди – это та лестница, тот единственный путь, те «правила пользователя», которые обозначают нам правильный вектор движения и уже здесь приоткрывают свойства будущей жизни.

Иеромонах Роман (Кропотов)
Источник
« Личная ответственность перед Богом: Максим...
Бог дал — Бог и взял: смысл пословицы »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.