Сахалин православный

Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, рассказывает о силе покаяния и смеется над некоторыми глупыми стереотипами в отношении Сахалина.
Батюшка с несколько усталым недоумением реагирует на набившее, по его словам, оскомину утверждение: мол, исторически Сахалин и Курильские острова – эдакая резервация атеизма, где царствует менталитет безбожия и психология строителей коммунизма, а строить-де храмы здесь, на островах, начали не раньше конца ХХ века, и то – поддавшись моде «на всё православное».



Протоиерей Виктор Горбач
– Я был бы, наверное, только рад, если бы безбожная психология царила строго в отведенном месте и все бы в духовно просвещенной православной России знали: вот там, на островах, живут потрясающе интересные люди-атеисты – давайте съездим, посмотрим. И жители материка, сияющие святостью, не испорченные безбожными десятилетиями и прочими недостойными вещами, ездили бы смотреть на такую резервацию. Глупости? – Конечно. Все мы сполна отхватили и продолжаем отхватывать безбожного влияния. Но приписывать себе исключительно роль жертвы этого влияния мы права не имеем: сейчас-то, когда гонения закончились, ведем ли мы, православные, жизнь, достойную христианина? Проще всего, мне кажется, получить ответ, просто честно посмотрев в зеркало – там все ответы. Хорошо, если с этими ответами мы приходим на исповедь – будь то на Сахалине, в Хабаровске, Екатеринбурге или Мурманске.
На самом же деле Сахалин, как и Курильские острова, слышал евангельскую проповедь – здесь трудились наши миссионеры, известные и нет, святые и «несвятые». То, что здесь, как и по всей Руси, разрушались и осквернялись храмы, как раз свидетельствует о том, что было что разрушать.
Первый православный храм на острове был открыт в 1876 году в селе Дуэ. Эта однопрестольная церковь просуществовала до 1925 года. После оккупации Сахалина японцами в ходе русско-японской войны 1904–1905 годов многие жители Дуэ были вынуждены уехать на материк. Однако исполнявший обязанности настоятеля храма священник Алексий Кукольщиков остался на Сахалине. Некоторое время он был единственным священнослужителем, окормлявшим немногочисленное оставшееся после войны русское население. В отчете о деятельности Владивостокской епархии за 1905 год отмечалось:
«На севере острова остался один священник Кукольщиков, который отправлял богослужения и требы для всего населения Сахалина».
Отец Алексий приехал на Сахалин в 1891 году. Он был настоятелем нескольких приходов, прослужил на острове довольно долго. Ему пришлось пережить все лишения и сложности, связанные с островной действительностью в те годы: каторжный характер общественной жизни, русско-японскую войну, оккупацию островной территории, плен и высылку своей семьи на материк, возможность своими глазами увидеть опустевшие сахалинские селения и многое другое.
Служение отца Алексия было и сложным, и ответственным. Ведь к нему приходили люди с трудной судьбой и много повидавшие в своей жизни, которым довериться священнику было очень непросто. Кстати, среди тех, кто пришел к Православию на сахалинской каторге, была известная аферистка Шендель Блювштейн – мы слышали о ней как о Соньке Золотой Ручке. Такие наши островные реалии. Как поется в известной песне,
«…здесь бывают приключения такие –
ты о них не слышал и во сне,
здесь живут не ангелы, а грешники простые,
оттого они милей вдвойне».




Заковка Соньки Золотой Ручки в кандалы, 1888 г.
Так вот, оказавшись в ссылке на острове, женщина пришла в храм села Дуэ, обратилась к отцу Алексию Кукольщикову и сообщила о своем решении принять Православие. Приходская книга с записью о ее крещении и собственноручной подписью хранится в местном архиве.
«Я, нижеподписавшаяся крестьянка из ссыльных Тымовского округа на о. Сахалин, Шендель Блювштейн иудейского вероисповедания, сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православно-кафолической Восточной Церкви и обещаюсь пребывать в послушании к ней неизменно. 1899 года 10 июля», – говорится в записи.




Подписка Шендель Блювштейн

Священник не только принял исповедь, но и совершил Таинство Крещения, дав Шендель христианское имя – Мария. Надеюсь, ее обращение ко Христу было искренним. Царствие Небесное Марии!
Есть и другие примеры покаяния. Все знают Даниила Хармса. Настоящее имя писателя – Даниил Иванович Ювачев. А отец писателя, Иван Павлович Ювачев, жил на Сахалине, будучи каторжником: за участие в террористическом движении народовольцев он был приговорен к каторге. Еще находясь под следствием в Шлиссельбургской крепости, он поразил надзирателей, потребовав дать ему для чтения Евангелие. Те были поражены: террорист-нигилист-безбожник требует Евангелие! Мало того: Иван Павлович высказал свое недоумение по поводу поведения одного надзирателя, который, придя на Пасху в камеру, просто оставил крашенки на столе, не сказав: «Христос воскресе!» Надзиратель потом извинялся. Как произошла такая перемена в сердце человека? Думаю, Иван вспомнил, что в детстве учился в духовном училище, и уроки, видимо, были не совсем уж сухими и казенными, если через какое-то время семена Евангелия проросли в его душе. Возвращение Ивана ко Христу было настолько ярким, что начальник тюрьмы, желая облегчить его участь, предложил ему компромисс – принять монашество и быть помилованным. Однако Иван Ювачев ответил отказом:
«– Я не чувствую призвания к монашеству. Мой духовный патрон, Иоанн Предтеча, сказал: “Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба. А я такого призвания свыше не чувствую.
– Но ведь я вам предлагаю лучший способ выйти из тюрьмы! – воскликнул генерал. – На что вы надеетесь?
– Моя надежда только на одного Бога, – спокойно ответил ему Ювачев. Генерал пожал плечами и вышел из камеры».



Метрическая книга с записью о крещении Шендель Блювштейн и ее подписью

Ювачева отправили на Сахалин, здесь он работал инженером, а заодно был певчим и старостой Казанской церкви в селе Рыковское. Особой радостью, по его словам, было, когда ему на каторгу почтой прислали забытую им в Шлиссельбурге Библию. Покаяние Раскольникова не напоминает? В литературе Иван Ювачев известен как Иван Миролюбов, автор многих духовных книг и интереснейших путевых заметок. Вот до чего доводит Сахалин. Духовное наследие у нас серьезное. Приезжайте. И не обязательно на каторгу или в ссылку – здесь многое изменилось к лучшему.
В революционные же годы церковь в Дуэ, как и все храмы на острове, пришла в запустение. В 1926 году профком местного рудника приспособил храм под шахтерский клуб, впоследствии известный как клуб имени Ленина. А уже в середине ХХ века здание было полностью разрушено, сохранялись лишь части фундамента. И скажите мне: разве эта разруха – материальная, а наипаче духовная – не общая картина для всей России? Как нам нужны сейчас «Соньки Золотые Ручки» и Иваны Ювачевы! Покаявшиеся, конечно.



Часовня во имя апостола Марка (Дуэ)

В наше время село Дуэ стало местом паломничества православной молодежи – летом там ежегодно проходит палаточный слет «Берег притяжения». В 2011 году участники Братства Александра Невского возвели на берегу Татарского пролива открытую часовню в честь небесного покровителя Сахалина и Курил – святителя Иннокентия (Вениаминова). На этом месте в 1876 году была построена другая часовня – во имя святого апостола и евангелиста Марка. Она была освящена в память русско-японского трактата от 25 апреля 1875 года, по которому Япония признавала за Российской империей владение островом Сахалин.



Пост Дуэ, XIX в.

Строительство большого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в посту Александровский началось в 1891 году. Действовавший до этого маленький деревянный храм сгорел годом ранее всего за один час.
Новый собор спроектировал выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, впоследствии известный русский архитектор Иван Чарушин. Создавая этот проект, он дебютировал как представитель так называемого «неорусского стиля». Храм относился к типу «трапезной церкви» и был однопрестольным. Царские врата «работал» около двух лет смотритель кандальной тюрьмы А. Я. Патрин. Так как на то время пост Александровский являлся административным центром Сахалина, собор создавался как главный храм острова.
В 1893 году храм был освящен Камчатским епископом Макарием, который счел его красивейшей церковью епархии и «лучшим украшением Александровского поста». При храме имелся прекрасный певческий хор и солидная библиотека, «основанием которой послужили книги, пожертвованные начальником Тымовского округа А. М. Бутаковым».



Покровский храм (пост Александровский)

Революционные события не сразу коснулись Покровской церкви. Еще в 1926 году в храме служили священник и диакон, но уже с конца 1929 года Союз безбожников стал добиваться закрытия храма – его судьба была предрешена. 2 марта 1930 года президиум Окрисполкома принял решение «об изъятии церкви… от групп верующих». Здание было передано окружному отделу народного образования. В середине 1930-х здание бывшей церкви заняло местное НКВД. Там устроили тюрьму, причем, как отмечают некоторые исследователи, в алтаре разместили карцер. Безбожники не отличаются разнообразием: везде, по всей России, осквернялись самые святые места. Какое-то инфернальное стремление, очевидно.
Улучшение положения Церкви в послевоенные годы подвигло православную общину Александровска начать переписку с властями с просьбой вернуть им здание церкви. Однако после долгой переписки 1946–1948 годов облисполком так и не вернул храм верующим. Впоследствии он был разрушен. Его восстановление началось в 1993 году, в год образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии, на том же месте, где он был построен сто лет назад. Кстати, в этом году наша епархия празднует 30-летие со дня образования.
Всего на Сахалине до русско-японской войны и революционных событий действовало более десяти храмов, и здание лишь одного из них сохранилось до нашего времени.
***
Отец Виктор рассказал и о трагической судьбе айнов – малого народа, принявшего Православие. По его словам, коренные островные жители приняли решение стать христианами в результате общения с русскими православными – миссионерами, моряками, купцами, военными:
– У нас есть интересная фотография 1946 года: айнское кладбище на острове Шикотан. Это советские военные сделали фотографию. Заподозрить работника политотдела в симпатии к Православию достаточно сложно, тем ярче исторический факт: вот могила последнего айнского тайона, а дальше идут православные кресты. Под крестами они похоронены, православные айны, до конца сохранившие верность Христу. На них ведь тоже были гонения, только от наших «дорогих соседей»: японцы вообще к айнам очень плохо относятся, а тут они еще и православные, еще и по-русски говорят, и они их быстренько переселили на юг Курильской гряды, на Шикотан. И там их поместили в резервацию, откуда выход был заказан. Так о какой резервации можно говорить – о резервации безбожников или православных? Но это так, к слову. Равноапостольный просветитель Японии Николай (Касаткин) и его миссия знали о положении айнов, там был молитвенный дом, они туда направляли священнослужителей. И святитель в своих дневниках плакал по поводу судьбы айнов, говорил своим помощникам, чтобы они оказывали им всевозможную поддержку, потому что тем было действительно сложно, гонения были сильные. Даже само имя айнов раздражало японцев – их заставляли принимать японские имена, пытались насаждать буддизм. Сейчас айнов почти не осталось.
Дай Бог, чтобы мы, жители Сахалина и всего Дальнего Востока самых разных национальностей, были искренними христианами, беря пример с тех людей, которых, думаю, смело можно назвать исповедниками. Нам ведь есть, что и Кого исповедовать.

Протоиерей Виктор Горбач
Записал Петр Давыдов
Источник
« Из истории колоколов
У Бога можно и нужно просить: непридуманная... »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.