Кутеинский монастырь: история белорусской святыни
В 2023-м году отмечает свое 400-летие Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь. Весь сентябрь в белорусском городе Орша в память основания здесь в 1623-м году монашеской обители и в честь Оршанской иконы Богородицы проходят торжественные богослужения, крестные ходы, культурные мероприятия. Какова же история, какова современность этой древней и единственной в своем роде белорусской лавры?
Бе же тамо лавра великая святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа зовомая Кутейно близ славнаго града Оршы: иже бысть глава и начало общему житию во всей белой России и в Литве…
Патриарх Никон (Минин)
Глядя на старинные фотографии, можно совершенно точно утверждать, что Орша всегда, во всяком случае до событий 1917 года, была украшена большим количеством храмов. Значит, жили здесь люди набожные, боголюбивые. Вот и летописи сообщают, что с XVI по XVIII века Орша была значительным религиозным центром. Более поздние документы 1909 года свидетельствуют, что в то время на 17 000 жителей было в Орше 7 церквей, 2 костела и 13 молитвенных домов.
Самую же значительную роль в истории Православия на землях оршанщины сыграл Кутеинский Богоявленский монастырь. Единственная в своем роде белорусская лавра была возведена в Орше, на левом берегу Днепра, там, где впадает в него речка Кутеинка. От ее названия и монастырь стал именоваться Кутеинским.
Старинное изображение Кутеинского монастыря
Обитель эта объединяла несколько монастырей, также получивших название Кутеинские: в Барколабово, Мстиславле, Миорах, Лукомле…
Всего около 30 лет — с 1623 до 1654 года — длился расцвет монастыря. Во время войны между Речью Посполитой и Россией начался его упадок. Многие из насельников Кутейны вынуждены были тогда покинуть ее.
Война 1812 года принесла еще большее разорение в стены святой обители — войска захватчиков варварски грабили и разрушали ее. Многие святыни Оршанской лавры бесследно исчезли в огненном вихре войн и лихолетий. Но последние, самые тяжелые раны нанесли древней обители руки атеистов в начале ХХ века.
Раны эти не залечены до сих пор. И что осталось от былой славы и благолепия Кутеинской лавры? А ведь стояли здесь некогда многочисленные здания, созданные руками монахов и благочестивых мастеров.
Лавра
Княжна Елена Соломорецкая
История Кутеинской лавры в чем-то парадоксальна, ведь период ее расцвета приходится на начало XVII века — время, когда после заключения Люблинской и Брестской уний православная вера на территории Речи Посполитой (Орша тогда входила в ее состав), всячески искоренялась.
Вопреки жесткой политике Речи Посполитой, Могилевское Богоявленское братство попыталось основать новый мужской монастырь — православный. Иеромонах Иоиль (Труцевич), будучи членом этого братства, обратился к знаменитому ревнителю Православия — магнату, шляхтичу Богдану Стеткевичу — с просьбой позволить создать на его землях монастырь.
Богдан Стеткевич и его жена — княжна Елена Соломорецкая — не только разрешили возведение обители, но и оплатили его — фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. Строительство было начато в том же году. Одним из первых был сооружен собор в честь Богоявления Господня. Правда, строился он целых 12 лет. Освятил его в 1635-м году Киевский Митрополит Петр (Могила).
Архимандрит Иоиль (Труцевич)
Деревянный пятиглавый храм вознесся над Днепром на сорокаметровую высоту. Внутри же стараниями резчиков по дереву, которыми так славилась Орша, он был украшен шестиярусным резным иконостасом. Стены храма были покрыты многочисленными росписями, перечень которых в описании собора занимает четыре страницы.
К сожалению, 14 июня 1891 года в здание Свято-Богоявленского собора ударила молния, и очень быстро деревянный храм сгорел дотла. До наших дней сохранился лишь каменный монастырский храм в честь Святой Живоначальной Троицы.
Одновременно с храмами на территории монастыря возводились жилые и хозяйственные постройки. На речке Кутеинке была мельница с каменной плотиной, ведь монастырь имел во владении леса и пашни. Монахи содержали больницу, школу для детей прихожан и гостиницу для паломников. В первой половине XVII века (согласно свидетельству митрополита Петра (Могилы)) в монастыре проживало не менее 200 монахов.
Тайны и легенды Кутейны
Богоявленский собор
Как рассказывают знатоки истории монастыря, в 1910-м году братия обители под пепелищем Богоявленского собора обнаружила подземный храм.
Церковь эта, освященная в честь Воскрешения праведного Лазаря, представляла собой небольшое пещерное помещение площадью приблизительно 11 квадратных метров, со сводчатыми арочными потолками. Рядом с храмом находились две комнаты. Предположительно в них хранилась монастырская казна и архив.
Имеются также сведения, что от этого храма идет подземный ход, ведущий на север и ныне до конца не исследованный.
Оршанская икона Богородицы в 1631-м году чудесным образом явилась в городе Орша, на берегу реки Кутеинки, возле Богоявленского монастыря, и с тех пор считается его покровительницей.
Как это было — неизвестно. Однако есть два более конкретных исторических свидетельства о ее благодатной помощи тем, кто ее почитал.
Так, по преданию, Божия Матерь явилась во сне преподобномученику Афанасию Брестскому, который с 1627 года был насельником Кутеинского монастыря. Царица Небесная указала подвижнику, что он должен отправиться в Пинский Купятицкий монастырь, и предсказала его мученическую кончину. Вот и празднование в честь этой иконы совершается в день памяти святого Афанасия — 2 августа и 18 сентября.
Оршанская икона Богородицы
Еще один насельник Кутейны — знаменитый печатник Спиридон Соболь — сподобился чудесным образом получить поддержку и утешение от иконы Божией Матери «Оршанская».
Увы, сама чудотворная икона бесследно канула в бурном потоке истории. Существует предположение, что святыня в смутные времена вместе с имуществом обители была вывезена на Валдай — в Иверский монастырь.
Но одна из ее копий, написанная в XVII-м столетии, хранилась в Свято-Духовом соборе Минска. 13 июля 2001 года она была передана в дар Витебской епархии и перенесена в Оршу — сначала в старинную Свято-Ильинскую церковь (при которой в 1997-м г. образован женский монастырь), а позже, в 2014-м году, — в Кутеинскую обитель, а точнее, в монастырскую Свято-Троицкую церковь.
Когда в 1920-х годах монастырь был закрыт, храм передали товариществу по совместной обработке земли и превратили в склад для удобрений. Все фрески, росписи, естественно, погибли. Штукатурка настолько пропиталась запахами удобрений, что при восстановлении ее пришлось полностью удалять.
К началу 1980-х годов храм крайне обветшал, его крыша провалилась, и власти начали подумывать о том, чтобы снести все полуразрушенные здания былой лавры…
Но храм уцелел. Горожане, а также члены православного военно-патриотического клуба «Русичи», все, кому была небезразлична его судьба, обратились с просьбой к руководству Орши, Оршанского района, Витебской области с просьбой передать им остатки обители для восстановления. И что важно: восстановление началось руками тех, кто защитил древнюю святыню от уничтожения.
В 1990-м году здание Свято-Троицкой церкви вернули верующим. Была зарегистрирована приходская община. Через 2 года решением Синода Белорусской Православной Церкви открыт Кутеинский монастырь. В 1993-м году после ремонтно-строительных работ в храме возобновились богослужения.
Реставрация храма завершена в 1994-м году уже за счет средств республиканского бюджета. Правда, государственные специалисты изменили исторический облик церкви — у здания появились ярко выраженные элементы барочной архитектуры.
Свято-Троицкий храм, 2023 г.
А оршанские мастера-ремесленники прославили обитель своими золотыми руками.
Немалый вклад в дело духовного просвещения внес уроженец города Могилева, печатник Спиридон Соболь. В 1630-м году он прибыл в Оршу и создал при Кутеинской обители типографию.
В том же году вышли первые книги — «Брашно духовное» и «Молитвослов». А в 1631-м был напечатан знаменитый «Букварь». Книги издавались значительными для того времени тиражами — по 200–300 экземпляров. За 25 лет было напечатаны 23 издания церковного и научно-просветительского характера. Все они признаны выдающимися образцами печатного искусства своего времени.
Параллельно с книгопечатанием развивалась в Кутейно и своя школа гравюры. Специалисты доказали, что гравюры, опубликованные в кутеинских изданиях, использовались белорусскими художниками того времени в качестве образцов для написания икон.
Раскопки и реставрация Свято-Троицкого храма
Не только труды Спиридона Соболя прославили Кутеинскую лавру. Здесь были созданы разнообразные мастерские, где трудились искусные резчики по дереву и гончары. Это подтвердили находки археологов, которые в конце 1980-х — начале 90-х годов провели на территории монастыря раскопки.
В результате самые разнообразные материалы попали в музейный комплекс Орши. В частности, образцы керамики ⅩⅤⅠⅠ века. Специалисты считают, что вся эта посуда — разнообразные глиняные горшки, макитры, миски — местного происхождения, и именно ею пользовались в древности насельники Кутеинского монастыря.
Кутейно, изразец
Найдено много фрагментов изразцов — и терракотовых, и глазурованных. Преобладает зеленая глазурь, так называемые муравленые изразцы. Крайне разнообразны и варианты орнаментов — есть растительный, с васильками, с животными.
Самая уникальная находка — резной медальон с изображением Распятия и образа Богоматери «Знамение».
Слава о кутеинских мастерах резьбы по дереву докатилась до самой Первопрестольной. И Оршанскую обитель лично посещали Патриарх Никон и Царь Алексей Федорович. Увидев роскошный резной шестиярусный иконостас Богоявленского собора, Патриарх просил игумена Иоиля (Труцевича) прислать в Москву мастеров для того, чтобы подобная красота создавались и там.
Много веков миновало с тех пор. Оршанцы ХХ века, обретя веру, начали возвращаться в храмы. Но, войдя туда, они не увидели того благолепия, коим славились церкви Орши в древности… И вот добровольцы, любители старины, такие как художник Виктор Журавлев, решили возродить древние ремесла. При Кутеинском монастыре были созданы ремесленные мастерские «Кутейна». Как вспоминали мастера:
«Первый шаг, который был сделан к возрождению самих мастерских и искусства резьбы по дереву, — это сбор материала. Надо было и по музеям поездить, и по храмам, и по монастырям. Потом уже на этом теоретическом материале, по книгам начали потихоньку учиться, углублять свое умение, знание и в резьбе, и в иконописи. Все шло с нуля, с чистого листа...».
Говоря про отличительные особенности работ оршанских резчиков, Виктор Журавлев пояснял журналистам:
«Когда в XVII–XVIII-м веках работали кутеинские мастера, они в основном славились так называемой фряжской работой, западной. Это резьба, выполненная в объеме, ближе к растительному орнаменту. И очень ‟навороченнаяˮ, как сейчас говорят».
Уж 400 лет протекло с момента основания Кутеинки… Уж нет в живых мамы и отца Сергия, а по-прежнему стоит храм в честь Святой Троицы и по-прежнему, словно лампада у иконы, теплится молитва на этом святом месте. Помнится, 15 лет назад в интервью для телепрограммы отец Сергий отметил:
«Вся беда в том, что долгое время народ был удален от веры. Наступило время, когда дети стали приводить своих родителей к вере, чего раньше никогда не было — вера впитывалась с молоком матери.
Сейчас многие осознают то, что без Бога жить невозможно. Поэтому нужно возрождение веры, а это возможно только тогда, когда есть какая-то основа, направляющая, руководящая, движущая сила. Я думаю, что такой силой может быть монашество».
Игумен Нил (Подобед)
И вот уже в этом, юбилейном для Кутеинского монастыря году игумен Нил (Подобед), который последние 5 лет возглавляет монашескую общину обители, высказал похожую мысль о монашестве. Когда мы познакомились во время моего очередного паломничества в Оршу, конечно, я не могла не задать ему вопросы о том, что изменилось в обители за последнее время. Но об этом было много сказано и написано многими белорусскими СМИ, которые не обошли вниманием знаковую для монастыря дату.
В нашем же разговоре с игуменом больше всего впечатлило, что, с монашеской скромностью уходя от разговора о своих трудах и планах по благоустроению монастыря, отец Нил вдруг сказал, что особо не сетует по поводу того, что сейчас обитель по масштабам, в общем-то, совсем не напоминает былую лавру, и в ней всего 6 насельников. А потом пояснил: «Если мы сохраним монашество — оно будет солью этого мира, даже при малом количестве монахов». Воистину, соли нужно всегда совсем немного, порой одна щепотка — и она делает свое дело, то, для которого предназначена. И «ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» (Мк. 9, 50).
Конечно, за 400 лет времена изменились, изменились мы сами и условия нашей жизни. Комфорт, подаренный техническим прогрессом, практически лишает нас возможности представить себе, какой была жизнь монахов в древности, ее аскетизм — внутренний и внешний.
В течение 30 лет, периодически посещая Кутеинский монастырь, я вижу, какие внешние изменения происходят на его территории. Эта скромная монашеская обитель развивается медленно. Однако за время служения в должности наместника Кутеинского монастыря отца Сергия и отца Нила сделано немало. На месте разрушенной в ΧΧ-м веке заново возведена каменная колокольня. Закончено создание резного иконостаса в Свято-Троицком храме, и в июле 2022 года епископ Друцкий Евсевий, викарий Витебской епархии, совершил его Полное (Великое) освящение. В частично сохранившемся монастырском здании ⅩⅤⅠⅠ века устроены помещение для совершения таинства Крещения, музейная экспозиция, конференц-зал. При монастыре действуют воскресная школа и библиотека.
Игумен Нил с братией, духовник и священнослужители обители, 2023 г.
Но самое главное все же то, что невидимо глазу, но ощутимо для сердца — здесь совершаются ежедневные богослужения, здесь теплится непрестанная молитва, здесь живут люди, избравшие путь аскетичного, монашеского жития. И очень хочется верить, что, несмотря на все бури и искушения нашего мира, соль духовного делания не потеряет свою силу и не иссякнет в этом древнем, намоленном месте — ни ныне, ни завтра, ни спустя еще сотни лет.
Богоявленский Кутеинский монастырь, г. Орша
Елена Наследышева
Бе же тамо лавра великая святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа зовомая Кутейно близ славнаго града Оршы: иже бысть глава и начало общему житию во всей белой России и в Литве…
Патриарх Никон (Минин)
Близ славного града Орши
Время подобно реке, которая почти незаметно, но неуклонно несет свои воды в неведомое завтра. Вот и Днепр, на берегу которого возник древний град Орша, так же, как и почти девять с половиной веков назад, неторопливо течет к далекому Черному морю. А город, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 1067-м годом, претерпел множество исторических бурь и лихолетий. Войны Великого Княжества Литовского, позже — Речи Посполитой, а там уж и Российской Империи изрядно меняли внешний облик Орши. Город неоднократно перестраивался. Что поделать — история оказалась к нему немилосердна.Глядя на старинные фотографии, можно совершенно точно утверждать, что Орша всегда, во всяком случае до событий 1917 года, была украшена большим количеством храмов. Значит, жили здесь люди набожные, боголюбивые. Вот и летописи сообщают, что с XVI по XVIII века Орша была значительным религиозным центром. Более поздние документы 1909 года свидетельствуют, что в то время на 17 000 жителей было в Орше 7 церквей, 2 костела и 13 молитвенных домов.
Самую же значительную роль в истории Православия на землях оршанщины сыграл Кутеинский Богоявленский монастырь. Единственная в своем роде белорусская лавра была возведена в Орше, на левом берегу Днепра, там, где впадает в него речка Кутеинка. От ее названия и монастырь стал именоваться Кутеинским.
Старинное изображение Кутеинского монастыря
Обитель эта объединяла несколько монастырей, также получивших название Кутеинские: в Барколабово, Мстиславле, Миорах, Лукомле…
Всего около 30 лет — с 1623 до 1654 года — длился расцвет монастыря. Во время войны между Речью Посполитой и Россией начался его упадок. Многие из насельников Кутейны вынуждены были тогда покинуть ее.
Война 1812 года принесла еще большее разорение в стены святой обители — войска захватчиков варварски грабили и разрушали ее. Многие святыни Оршанской лавры бесследно исчезли в огненном вихре войн и лихолетий. Но последние, самые тяжелые раны нанесли древней обители руки атеистов в начале ХХ века.
Раны эти не залечены до сих пор. И что осталось от былой славы и благолепия Кутеинской лавры? А ведь стояли здесь некогда многочисленные здания, созданные руками монахов и благочестивых мастеров.
Лавра
Княжна Елена Соломорецкая
История Кутеинской лавры в чем-то парадоксальна, ведь период ее расцвета приходится на начало XVII века — время, когда после заключения Люблинской и Брестской уний православная вера на территории Речи Посполитой (Орша тогда входила в ее состав), всячески искоренялась.
Вопреки жесткой политике Речи Посполитой, Могилевское Богоявленское братство попыталось основать новый мужской монастырь — православный. Иеромонах Иоиль (Труцевич), будучи членом этого братства, обратился к знаменитому ревнителю Православия — магнату, шляхтичу Богдану Стеткевичу — с просьбой позволить создать на его землях монастырь.
Богдан Стеткевич и его жена — княжна Елена Соломорецкая — не только разрешили возведение обители, но и оплатили его — фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. Строительство было начато в том же году. Одним из первых был сооружен собор в честь Богоявления Господня. Правда, строился он целых 12 лет. Освятил его в 1635-м году Киевский Митрополит Петр (Могила).
Архимандрит Иоиль (Труцевич)
Деревянный пятиглавый храм вознесся над Днепром на сорокаметровую высоту. Внутри же стараниями резчиков по дереву, которыми так славилась Орша, он был украшен шестиярусным резным иконостасом. Стены храма были покрыты многочисленными росписями, перечень которых в описании собора занимает четыре страницы.
К сожалению, 14 июня 1891 года в здание Свято-Богоявленского собора ударила молния, и очень быстро деревянный храм сгорел дотла. До наших дней сохранился лишь каменный монастырский храм в честь Святой Живоначальной Троицы.
Одновременно с храмами на территории монастыря возводились жилые и хозяйственные постройки. На речке Кутеинке была мельница с каменной плотиной, ведь монастырь имел во владении леса и пашни. Монахи содержали больницу, школу для детей прихожан и гостиницу для паломников. В первой половине XVII века (согласно свидетельству митрополита Петра (Могилы)) в монастыре проживало не менее 200 монахов.
Тайны и легенды Кутейны
Богоявленский собор
Как рассказывают знатоки истории монастыря, в 1910-м году братия обители под пепелищем Богоявленского собора обнаружила подземный храм.
Церковь эта, освященная в честь Воскрешения праведного Лазаря, представляла собой небольшое пещерное помещение площадью приблизительно 11 квадратных метров, со сводчатыми арочными потолками. Рядом с храмом находились две комнаты. Предположительно в них хранилась монастырская казна и архив.
Имеются также сведения, что от этого храма идет подземный ход, ведущий на север и ныне до конца не исследованный.
Икона Божией Матери Оршанская
Есть в Кутеинском монастыре святыня, неразрывно связанная с историей этой обители. О ней также совсем немного сведений дошло до нас сквозь пелену веков.Оршанская икона Богородицы в 1631-м году чудесным образом явилась в городе Орша, на берегу реки Кутеинки, возле Богоявленского монастыря, и с тех пор считается его покровительницей.
Как это было — неизвестно. Однако есть два более конкретных исторических свидетельства о ее благодатной помощи тем, кто ее почитал.
Так, по преданию, Божия Матерь явилась во сне преподобномученику Афанасию Брестскому, который с 1627 года был насельником Кутеинского монастыря. Царица Небесная указала подвижнику, что он должен отправиться в Пинский Купятицкий монастырь, и предсказала его мученическую кончину. Вот и празднование в честь этой иконы совершается в день памяти святого Афанасия — 2 августа и 18 сентября.
Оршанская икона Богородицы
Еще один насельник Кутейны — знаменитый печатник Спиридон Соболь — сподобился чудесным образом получить поддержку и утешение от иконы Божией Матери «Оршанская».
Увы, сама чудотворная икона бесследно канула в бурном потоке истории. Существует предположение, что святыня в смутные времена вместе с имуществом обители была вывезена на Валдай — в Иверский монастырь.
Но одна из ее копий, написанная в XVII-м столетии, хранилась в Свято-Духовом соборе Минска. 13 июля 2001 года она была передана в дар Витебской епархии и перенесена в Оршу — сначала в старинную Свято-Ильинскую церковь (при которой в 1997-м г. образован женский монастырь), а позже, в 2014-м году, — в Кутеинскую обитель, а точнее, в монастырскую Свято-Троицкую церковь.
Свято-Троицкий храм
В 1620-е годы недалеко от Богоявленского собора была построена деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменный. Некоторое время он был двухэтажным. Но после реконструкции 1868 года вновь стал одноэтажным. Тогда же церковь освятили в честь Святой Живоначальной Троицы.Когда в 1920-х годах монастырь был закрыт, храм передали товариществу по совместной обработке земли и превратили в склад для удобрений. Все фрески, росписи, естественно, погибли. Штукатурка настолько пропиталась запахами удобрений, что при восстановлении ее пришлось полностью удалять.
К началу 1980-х годов храм крайне обветшал, его крыша провалилась, и власти начали подумывать о том, чтобы снести все полуразрушенные здания былой лавры…
Но храм уцелел. Горожане, а также члены православного военно-патриотического клуба «Русичи», все, кому была небезразлична его судьба, обратились с просьбой к руководству Орши, Оршанского района, Витебской области с просьбой передать им остатки обители для восстановления. И что важно: восстановление началось руками тех, кто защитил древнюю святыню от уничтожения.
В 1990-м году здание Свято-Троицкой церкви вернули верующим. Была зарегистрирована приходская община. Через 2 года решением Синода Белорусской Православной Церкви открыт Кутеинский монастырь. В 1993-м году после ремонтно-строительных работ в храме возобновились богослужения.
Реставрация храма завершена в 1994-м году уже за счет средств республиканского бюджета. Правда, государственные специалисты изменили исторический облик церкви — у здания появились ярко выраженные элементы барочной архитектуры.
Свято-Троицкий храм, 2023 г.
Славна Кутейна людьми своими
Велика была слава Кутеинской лавры в начале XVII века! Благодаря ее инокам свет Православия и духовного просвещения распространялся отсюда на все земли Белой Руси.А оршанские мастера-ремесленники прославили обитель своими золотыми руками.
Немалый вклад в дело духовного просвещения внес уроженец города Могилева, печатник Спиридон Соболь. В 1630-м году он прибыл в Оршу и создал при Кутеинской обители типографию.
В том же году вышли первые книги — «Брашно духовное» и «Молитвослов». А в 1631-м был напечатан знаменитый «Букварь». Книги издавались значительными для того времени тиражами — по 200–300 экземпляров. За 25 лет было напечатаны 23 издания церковного и научно-просветительского характера. Все они признаны выдающимися образцами печатного искусства своего времени.
Параллельно с книгопечатанием развивалась в Кутейно и своя школа гравюры. Специалисты доказали, что гравюры, опубликованные в кутеинских изданиях, использовались белорусскими художниками того времени в качестве образцов для написания икон.
Раскопки и реставрация Свято-Троицкого храма
Не только труды Спиридона Соболя прославили Кутеинскую лавру. Здесь были созданы разнообразные мастерские, где трудились искусные резчики по дереву и гончары. Это подтвердили находки археологов, которые в конце 1980-х — начале 90-х годов провели на территории монастыря раскопки.
В результате самые разнообразные материалы попали в музейный комплекс Орши. В частности, образцы керамики ⅩⅤⅠⅠ века. Специалисты считают, что вся эта посуда — разнообразные глиняные горшки, макитры, миски — местного происхождения, и именно ею пользовались в древности насельники Кутеинского монастыря.
Кутейно, изразец
Найдено много фрагментов изразцов — и терракотовых, и глазурованных. Преобладает зеленая глазурь, так называемые муравленые изразцы. Крайне разнообразны и варианты орнаментов — есть растительный, с васильками, с животными.
Самая уникальная находка — резной медальон с изображением Распятия и образа Богоматери «Знамение».
Слава о кутеинских мастерах резьбы по дереву докатилась до самой Первопрестольной. И Оршанскую обитель лично посещали Патриарх Никон и Царь Алексей Федорович. Увидев роскошный резной шестиярусный иконостас Богоявленского собора, Патриарх просил игумена Иоиля (Труцевича) прислать в Москву мастеров для того, чтобы подобная красота создавались и там.
Много веков миновало с тех пор. Оршанцы ХХ века, обретя веру, начали возвращаться в храмы. Но, войдя туда, они не увидели того благолепия, коим славились церкви Орши в древности… И вот добровольцы, любители старины, такие как художник Виктор Журавлев, решили возродить древние ремесла. При Кутеинском монастыре были созданы ремесленные мастерские «Кутейна». Как вспоминали мастера:
«Первый шаг, который был сделан к возрождению самих мастерских и искусства резьбы по дереву, — это сбор материала. Надо было и по музеям поездить, и по храмам, и по монастырям. Потом уже на этом теоретическом материале, по книгам начали потихоньку учиться, углублять свое умение, знание и в резьбе, и в иконописи. Все шло с нуля, с чистого листа...».
Говоря про отличительные особенности работ оршанских резчиков, Виктор Журавлев пояснял журналистам:
«Когда в XVII–XVIII-м веках работали кутеинские мастера, они в основном славились так называемой фряжской работой, западной. Это резьба, выполненная в объеме, ближе к растительному орнаменту. И очень ‟навороченнаяˮ, как сейчас говорят».
Взгляд паломника
Скромный, но по-домашнему уютный храм Кутеинского монастыря долгие годы был местом моего паломничества, когда я навещала родителей в Орше. И много раз мы с мамой бывали здесь на службе, и дочь мою здесь крестили, и с игуменом Сергием (Константиновым), который был наместником обители с 2005 по 2018 годы, были хорошо, по-доброму знакомы. Особенно после того, как в 2008-м году я со съемочной командой белорусского телевидения снимала тематическую программу об истории древней обители.Уж 400 лет протекло с момента основания Кутеинки… Уж нет в живых мамы и отца Сергия, а по-прежнему стоит храм в честь Святой Троицы и по-прежнему, словно лампада у иконы, теплится молитва на этом святом месте. Помнится, 15 лет назад в интервью для телепрограммы отец Сергий отметил:
«Вся беда в том, что долгое время народ был удален от веры. Наступило время, когда дети стали приводить своих родителей к вере, чего раньше никогда не было — вера впитывалась с молоком матери.
Сейчас многие осознают то, что без Бога жить невозможно. Поэтому нужно возрождение веры, а это возможно только тогда, когда есть какая-то основа, направляющая, руководящая, движущая сила. Я думаю, что такой силой может быть монашество».
Игумен Нил (Подобед)
И вот уже в этом, юбилейном для Кутеинского монастыря году игумен Нил (Подобед), который последние 5 лет возглавляет монашескую общину обители, высказал похожую мысль о монашестве. Когда мы познакомились во время моего очередного паломничества в Оршу, конечно, я не могла не задать ему вопросы о том, что изменилось в обители за последнее время. Но об этом было много сказано и написано многими белорусскими СМИ, которые не обошли вниманием знаковую для монастыря дату.
В нашем же разговоре с игуменом больше всего впечатлило, что, с монашеской скромностью уходя от разговора о своих трудах и планах по благоустроению монастыря, отец Нил вдруг сказал, что особо не сетует по поводу того, что сейчас обитель по масштабам, в общем-то, совсем не напоминает былую лавру, и в ней всего 6 насельников. А потом пояснил: «Если мы сохраним монашество — оно будет солью этого мира, даже при малом количестве монахов». Воистину, соли нужно всегда совсем немного, порой одна щепотка — и она делает свое дело, то, для которого предназначена. И «ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» (Мк. 9, 50).
Конечно, за 400 лет времена изменились, изменились мы сами и условия нашей жизни. Комфорт, подаренный техническим прогрессом, практически лишает нас возможности представить себе, какой была жизнь монахов в древности, ее аскетизм — внутренний и внешний.
В течение 30 лет, периодически посещая Кутеинский монастырь, я вижу, какие внешние изменения происходят на его территории. Эта скромная монашеская обитель развивается медленно. Однако за время служения в должности наместника Кутеинского монастыря отца Сергия и отца Нила сделано немало. На месте разрушенной в ΧΧ-м веке заново возведена каменная колокольня. Закончено создание резного иконостаса в Свято-Троицком храме, и в июле 2022 года епископ Друцкий Евсевий, викарий Витебской епархии, совершил его Полное (Великое) освящение. В частично сохранившемся монастырском здании ⅩⅤⅠⅠ века устроены помещение для совершения таинства Крещения, музейная экспозиция, конференц-зал. При монастыре действуют воскресная школа и библиотека.
Игумен Нил с братией, духовник и священнослужители обители, 2023 г.
Но самое главное все же то, что невидимо глазу, но ощутимо для сердца — здесь совершаются ежедневные богослужения, здесь теплится непрестанная молитва, здесь живут люди, избравшие путь аскетичного, монашеского жития. И очень хочется верить, что, несмотря на все бури и искушения нашего мира, соль духовного делания не потеряет свою силу и не иссякнет в этом древнем, намоленном месте — ни ныне, ни завтра, ни спустя еще сотни лет.
Богоявленский Кутеинский монастырь, г. Орша
Елена Наследышева
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.