Ирина Годунова — благоверная супруга благоверного монарха

Царица Ирина Федоровна была супругой царя Федора I Ивановича, сына Ивана Грозного, и сестрой Бориса Годунова. Будущая царица родилась предположительно в 1557 году в семье небогатого вяземского дворянина Федора Ивановича, потомка костромских бояр. Когда его жена Стефанида Ивановна после смерти мужа приняла постриг с именем Снандулия, то осиротевших Ирину и ее брата Бориса взял к себе дядя, Дмитрий Иванович Годунов, служивший при дворе Ивана Грозного в высоком чине главы Постельного приказа.

Дмитрий Иванович был человек образованный, страстный книгочей, имевший обширную библиотеку. Будучи бездетным, много внимания уделил образованию племянников. Благодаря дяде Ирина рано попала в среду Государева двора. В 1575 году по воле царя Ивана Грозного «прекрасная молодая девица» Ирина Годунова была публично объявлена невестой царевича Федора. Девушка славилась не только красотой, но и умом; любила читать, выказывала успехи в математике. Без традиционного царского смотра невест состоялся брак 17-летнего царевича Федора Ивановича с Ириной Годуновой. Брак оказался счастливым: супруги Федор и Ирина относились друг ко другу с любовью и уважением.




Федор Иванович вступил на престол 18 марта 1584 года в возрасте 27 лет. Его 14-летнее правление считается одним из самых благополучных и спокойных периодов русской истории, в чем немалая заслуга брата и сестры Годуновых. Новый царь был полной противоположностью своему грозному отцу: робкий от природы, простодушный, добрый и богобоязненный, Федор Иванович известен также как «Федор Блаженный». Он был, по словам дьяка Тимофеева, «естеством кроток и мног в милостех ко всем, и непорочен… паче же всего любя благочестие и благолепие церковное». Представление некоторых историков о «слабоумии» этого праведного государя – всего лишь миф. Он действительно не был подготовлен к государственному управлению и мало разбирался в земных делах, но Господь, видя его духовно-нравственный образ жизни, его постоянные усердные молитвы об отечестве, т.е. непрестанное духовное служение России, даровал стране период счастливой, сытой и мирной жизни. Царь Небесный помогал его сподвижникам успешно вести государственные дела, и среди них первое место занимал талантливый управленец Борис Годунов, его шурин. Многочисленный клан Годуновых, занявший после воцарения Федора видные государственные посты, помог царице Ирине стать значимой фигурой в общественно-политической жизни того времени.
В средневековой Руси супруги великих князей и царей жили в теремах за высокими заборами, удаленные от людского глаза; их интересы ограничивались кругом семьи, выходами в церковь и поездками на богомолье. Ирина стала единственной царицей, получившей в свои руки власть на Руси. Специально для нее была изменена церемония венчания на царство: у открытого окна одной из палат дворца был установлен трон, на котором восседала новая государыня в богатом наряде и короне. При виде ее народ кричал: «Боже, храни нашу благородную царицу Ирину!» Вслед за митрополитом Дионисием она обратилась к новому царю с поздравительной речью. Примечательно, что до нее никто из цариц публичных речей не произносил. В конце церемонии она вместе с супругом участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах.
Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской думы, куда ранее царицам вход был закрыт. У нее был полк личных телохранителей. В своих покоях царица Ирина принимала духовенство, иностранных послов и боярских жен. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Федора стоит и подпись царицы Ирины. Она переписывалась с английской королевой Елизаветой I Тюдор, с Тинатин, супругой кахетинского царя Александра II. Заботясь об утверждении авторитета Русской Церкви, царица переписывалась с Александрийским Патриархом, которому от ее имени отправлялись грамоты и щедрые дары. В ответ в июле 1591 года Патриарх прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и роскошный царский венец.
Царица Ирина и ее державный супруг приложили немало усилий, добиваясь осуществления давней мечты Русской Церкви – учреждения на Руси патриаршей кафедры, которая сравняла бы Первосвятителя Русской Церкви с вселенскими восточными патриархами. В январе 1589 года произошло это знаменательное событие. Прибывший в Москву Константинопольский Патриарх Иеремия утвердил в России патриаршую кафедру и поставил Патриархом митрополита Иова. После торжественной церемонии рукоположения Иова оба Патриарха, Иеремия и Иов, последовали в царицыну Золотую палату. Епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию, писал об этом событии:
«Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив ее молитвенно большим крестом, воззвал: “Радуйся, благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!”»
Ирина выступила с ответной речью – «прекрасной и складной», по отзыву епископа Арсения. Его поразил и великолепный наряд русской царицы:
«Малейшей части этого великолепия хватило бы для украшения десятка царей».
Благоверная царица регулярно посещала службы в храмах и практически каждую неделю вместе с венценосным супругом ездила на богомолье в один из близлежащих монастырей. Каждый год в сопровождении четырех тысяч телохранителей она шла пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру поклониться прп. Сергию. Она делала щедрые пожертвования на храмовые нужды и жертвовала в монастыри немалые средства.



Царь Фёдор Иоаннович, парсуна

Царь самозабвенно любил и ценил свою супругу. Он много времени проводил в ее обществе. Каждое утро посылал к царице спросить, хорошо ли она почивала, а через некоторое время сам шел здороваться с ней; затем они вместе шли в церковь к заутрене. До обеда Федор Иванович занимался государственными делами. Отдохнув после обеда, царь до ужина проводил время с женой, развлекаясь представлениями скоморохов и шутов. Супруги были неразлучны. Так, например, в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590–93 годов Ирина сопровождала мужа до Новгорода и там ждала его возвращения из «Немецкой земли». Царь прислушивался к ее советам, а потому влияние Ирины на государственную жизнь было велико.
В русской исторической традиции укрепилось мнение, что государыня Ирина была мудрой, образованной и благочестивой. По словам историка Н.В. Татищева, Ирина «была человек острого ума и великих добродетелей». Современники именовали ее «великой государыней», «всечестной и предоброй», «христолюбивой» царицей.
Единственное, что печалило молодых супругов, – отсутствие детей. Это была подлинная трагедия в жизни царской четы, ибо от чадородия царицы зависела не только судьба династии, но и само существование Московского царства. Еще при жизни Иван Грозный требовал, чтобы царевич Федор после трех лет бесплодного брака заключил Ирину в монастырь и взял себе другую жену. Но кроткий Федор, рискуя навлечь на себя гнев деспотичного отца, твердо ответил царю: «Оставь ее со мною, а не то так лиши меня жизни, ибо я не желаю ее покинуть». «Слабовольный» Федор проявил мужество и защитил свой брак.
И вот в 1585 году Ирине снова грозил развод: против нее возник заговор бояр. Заговорщики во главе с князьями Шуйскими просили царя, чтобы он разошелся с бездетной супругой, сослал ее в монастырь и вступил в новый брак «царского ради чадородия». Но царь Федор развестись отказался. Он был так сильно привязан к своей «Аринушке», что даже отсутствие детей не могло заставить его разлучиться с ней. К тому же как христианин Федор Иванович считал расторжение брака недопустимым: «…Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). В результате заговор провалился, заговорщики были высланы из Москвы.
Супруга монарха несколько раз беременела, но выносить смогла только единственную дочь – царевну Феодосию (1592 г.). Летопись сообщает о ликовании, охватившем тогда столицу: «Родися у государя благочестивая царевна Феодосия Федоровна, и бысть радость на Москве велия…». Как писал Н.М. Карамзин, на радостях по случаю рождения дочери царь Федор
«…простил всех ссыльных, самых важных преступников, осужденных на смерть; велел отворить темницы и выпустить узников; наделил монастыри богатою милостынею и послал множество серебра духовенству в Палестину».
Однако радость была недолгой: малютка-царевна умерла 25 января 1594 года, не прожив и двух лет.




Борис Годунов и Александра-Ирина Фёдоровна, миниатюра из «Жития св. Алексея, митрополита Киевского»

В декабре 1597 года сорокалетний Федор Иванович заболел и 7/20 января 1598 года скончался. Убитая горем, Ирина шла за гробом, «скорбью великой охваченная, с кровавой пеной на губах от судорожных стенаний и всхлипываний». Согласно Карамзину, перед смертью «Федор вручал державу Ирине, а душу свою приказывал великому святителю Иову...» По другой версии, прощаясь наедине с Ириной, царь, опасаясь боярских козней, не велел ей царствовать, а велел уйти в монастырь. Царица решила исполнить завет мужа.
Между тем, опасаясь бедствий междуцарствия, Патриарх Иов вместе с боярами присягнул на верность новой государыне Ирине. Крест целовал вдовствующей царице и народ. 8 января 1598 года, в день похорон Федора Ивановича, царица одним из первых своих указов объявила амнистию по всему государству; из тюрем были выпущены «тюремные седельцы». В этот день вдова «повеле патриарху и всему освященному собору давати милостыню доволну; такоже и нищих безчисленно множество собрав, насытив доволна…» Щедрые поминальные вклады Ирины в монастыри составили огромную по тем временам сумму в 3 тысячи рублей.
На 9-й дней после смерти мужа Ирина Федоровна объявила о своем решении уйти в монастырь. По просьбе Патриарха Иова она согласилась оставаться правительницей только до тех пор, пока не будет избран новый царь. Народ же желал видеть на престоле вдовствующую царицу. В день ее отречения собравшаяся в Кремле толпа слезно просила вдову остаться на царстве. Ирина вышла на Красное крыльцо и прилюдно объявила о своем решении оставить трон. 15/28 января царица Ирина удалилась в Новодевичий монастырь и в тот же день приняла постриг, став инокиней Александрой. Однако правительственные грамоты продолжали издаваться от имени законной «государыни царицы и великой княгини Александры Федоровны». Даже в начале марта на ее имя писались челобитные. Вплоть до избрания царем Бориса более месяца – с 16 января по 21 февраля 1598 года – инокиня Александра была законной правительницей Московского царства. А 17 февраля 1598 года Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Участники Собора трижды просили Бориса согласиться на принятие престола, для чего в Новодевичий монастырь, где в то время находились царица-инокиня и Борис Годунов, были устроены шествия с московскими святынями. В конце концов 21 февраля Борис Годунов согласился взойти на трон, и тогда Ирина благословила брата на царство.
В Новодевичьем монастыре она в течение 5 лет вела постническую и затворническую жизнь. Благодаря заботам брата-царя имела особую келью с пристроенной к ней церковью. Но холодные каменные кельи и аскетизм монашеского бытия не способствовали укреплению слабого здоровья инокини. Скончалась первая единоличная государыня-царица 29 октября 1603 года на 46-м году жизни. Была погребена в белокаменном саркофаге в Вознесенском монастыре московского Кремля.
В 1929 году захоронение было перенесено в подземную палату Архангельского собора. Повторное вскрытие захоронения Годуновой, в котором участвовала большая группа ученых, было произведено в 2001 году. Исследование показало, что какое-то заболевание царицы, возможно наследственное, привело к патологии костных тканей, которая повлияла на способность вынашивать детей. Внешний облик Ирины Годуновой восстановлен экспертом-криминалистом С.А. Никитиным по ее черепу. Имена царицы и ее супруга увековечены в памятной надписи на Царь-пушке, отлитой в 1586 году.
Царь Федор Иванович канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский». В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица «Ирина, во иночестве Александра». Благодаря взаимной привязанности супругов, «святоцаря» Федора Ивановича и его «христолюбивой супружницы» Ирины, в литературе XVII века они уподоблялись святым Муромским князьям Петру и Февронии.

Мария Тоболова
Источник
« Об опасности бестолковых дней
Почему мы обижаемся и что с этим делать »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.