28 сентября Православная Церковь вспоминает Никиту Бесогона

На Руси почти в каждом городе был храм в честь великомученика Никиты. Но которого из двух? В православной церковной истории есть два святых с этим именем: мученик Никита Бесогон и великомученик Никита Гофтский. Их имена, даты почитания и подвиги во имя Христа так переплелись, что мы, покупая икону, порой не знаем, кто на ней изображен и тот ли это Никита, которому мы молимся.

Побивающий дьявола

Легендарный Никита Бесогон — мученик, память о котором сохранилась лишь в предании. В свое время камнем преткновения в отношении к нему Русской Церкви стало то, что это предание именует его сыном римского императора Максимиана. Но у реального Максимиана Геркулия был единственный сын Марк Аврелий Максенций — тоже римский император, узурпатор, который всю жизнь главным образом боролся за власть и мученичеством за христианство известен не был.
Однако на Руси апокриф (произведение, не вошедшее в число книг, утвержденных церковными Соборами. — Прим. ред.) «Сказание о Никитиных мучениях» распространился очень рано: об этом можно судить хотя бы по тому, что в написанном в середине XI века «Сказании о Борисе и Глебе» святой князь Борис в своей предсмертной молитве вспоминает страдания и мучения святых Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от рук своих родственников.





Святой Никита, побивающий беса. Икона первой половины XVI века. Государственная Третьяковская Галерея

Это-то апокрифическое житие и повествует о том, как в темнице мученику, закованному в цепи, явился бес и предложил принести жертву идолам, а тот в ответ побил дьявола своими веригами, за что и был прозван Бесогоном (это второй святой — после великомученицы Марины Антиохийской, — которого на иконах изображают в буквальном смысле физически побивающим дьявола).

Два святых — или один?

До начала церковного раскола (1666) из двух святых-тезок Никита, изгоняющий беса, был самым известным и почитаемым в русском народе. Его житие даже иногда включали в рукописные Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи Минеи, — хотя и реже, чем каноническое житие Никиты Готфского.
Но во времена Петра I, после учреждения Святейшего правительствующего Синода, ставшего высшим органом управления Русской Церковью, апокриф о житии Никиты, сына Максимиана, был включен в список «отречéнных» (ложных, отвергнутых. — Прим. ред.) книг — сочинений, запрещенных к чтению Церковью, и 28 сентября — в день памяти обоих святых Никит — почитать стали только Никиту Готфского. А иконографические сюжеты хоть и остались, но относились теперь тоже только к нему, хотя Никита Готфский с бесом физически не сражался.

Никита-воин

Этот Никита из восточно-германского племени готфов (готов) родился и жил на восточном берегу Дуная (где-то на территории нынешних Румынии и Бессарабии), крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского Собора, и воевал против предводителя вестготов Атанариха. Этот правитель — вечный враг Рима, вынудивший императора Валента II признать суверенитет готов, — и после заключения мира считал всех христиан «римскими агентами» и «вражескими приспешниками».
Гонения при нем были столь жестокими, что множество христианских беженцев вынуждены были спасаться на землях Рима, грозя империи гуманитарной катастрофой. Когда же их положение стало совсем невыносимым, один из противостоящих Атанариху вождей вестготов, Фритигерн, вступил в переговоры с Валентом, добился поддержки Рима и воевал с гонителем до тех пор, пока Атанариху не пришлось переключиться на внешнего врага — гуннов.
Но воин Никита до этого не дожил — он погиб в самом начале гражданской войны: его арестовали за проповедь христианства и в 372 году сожгли. Останки мученика его друг Мариан похоронил в Киликии. А в VII веке мощи святого были найдены и перенесены в Константинополь, откуда их частица попала потом в сербский монастырь Высокие Дечаны в Косове.
Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документах и в трудах Евсевия Кесарийского и Сократа Схоластика.

«Помощник на враги»

Впрочем, даже когда в XVIII веке имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря, образы двух святых по имени Никита в православном народном сознании так и остались слитыми воедино, и дела одного непроизвольно приписывались второму. Было много даже нательных крестов с изображением на одной стороне Распятия, а на другой — мученика Никиты, побивающего дьявола.
В России Никита остался одним из самых любимых святых. Свидетельство тому — множество Никитских храмов и монастырей, один из них — действующий, в Переславле-Залесском. А память об исчезнувших хранят названия улиц — в Москве это Большая и Малая Никитские и Никитский переулок, названные так в честь когда-то стоявшего у Никитских ворот монастыря.
А поскольку дьявол не всегда является в своем иконном обличии и гораздо чаще действует через других людей, православные и сегодня, как сотни лет назад, молят великомученика Никиту:
«Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление, болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози!»
Источник
« Годеновский Крест — реликвия Ярославской земли
Размышления о браке »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.