Когда исчезнет православие?
Почему православие никогда не исчезнет, хотя Евангелие не воплощено в нашей жизни, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Когда я что-нибудь теряю, то читаю канон мученику Фанурию. Или когда мне нужно что-то найти – например, место для парковки – этот святой помогает чудесным образом. Может быть, мне возразят, что читать канон только для того, чтобы найти потерянную вещь, – слишком расчетливо для молитвы. Но заметьте – в тексте канона нет ни слова на эту тему.
Нигде не говорится о том, что мученик Фанурий помогает находить вещи; но зато канон содержит множество духовных прошений к нему, и эти слова помогают нам в молитве к Богу. А когда молишься, то на время забываешь о проблеме. В одном из тропарей канона, к примеру, говорится: «Святой Фанурий, помоги мне, блуждающему в ереси греховной».
Эти слова подразумевают следующее: даже будучи православным христианином, можно впасть в любую ересь; точнее – даже не в какую-то конкретную ересь, а просто сбиться с единого пути, который предлагает Церковь, уклониться в своем личном выборе от Ее духа. И это тоже будет маленькая, но ересь. Да, ты считаешь себя православным, прекрасно знаешь догматы православной веры, но твоя жизнь при этом может не быть православной в духе Церкви и Духе Божественном.
А ты при этом уверен, что живешь православно, правильно. В свое время меня поразило это открытие: любой грех, любое преступление – это ересь. Каким православным ни считался бы человек.
Евангелие не воплощено в нашей жизниДля начала скажу сразу: когда мы говорим о Православии, речь идет не о религии. Православие – не религия. Ведь не мы сами придумали то, во что верим. Человек сам никогда не смог бы придумать и сказать такие слова: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44).
По словам старца Софрония (Сахарова), одна только эта заповедь Христова наглядно показывает, что наша вера, наша Церковь и ее учение никак не могли быть придуманы человеком. Потому что человек просто не в состоянии сказать другому: «Люби врага своего».Ведь мы даже самих себя по-настоящему любить не можем. А Господь не просто говорит нам это, но и дает силы на осуществление Его заповеди.
Евангелие учит нас невероятным и непостижимым для человеческого ума вещам. И святые отцы, и великие богословы, в том числе и современные ученые, говорят о том, что Евангелие все еще не воплотилось во всей полноте здесь, на земле. Ведь Евангелие (и, следовательно, Православие) возносят человека на такую вершину, где он получает возможность прикоснуться к Нетварному и соединиться с Ним.
Но пока существует земной мир, это невозможно прожить и прочувствовать во всей полноте и совершенстве. Да, мы стремимся от совершенного к еще более совершенному, но Евангелие по-прежнему не воплощено в нашей жизни полностью, поскольку измерения, открывающиеся в нем перед нами, – необъятны, как необъятны горизонты, к достижению которых нас призывает Бог.
То есть я, например, вижу что-то определенным образом, но выдаю свои представления за объективную точку зрения. В действительности же этого может не быть, и тогда я определенно заблуждаюсь.
А в Церкви Бог Сам приходит к нам, является нам и открывается. Он Сам нашел нас. Мы не знали Его – Он нашел нас. И мы до конца так и не знаем, во что верим.Мы верим не потому, что нам нравится верить именно так или хочется в это верить. Ведь нам самим очень трудно воплотить в жизнь то, чему мы учим. Но мы продолжаем учить, потому что это – истина. Следовательно, наша православная вера превышает наши возможности. Почему? Потому что она – истина, данная Самим Богом.
– Я тоже хочу стать православным. Но сначала думаю посмотреть, как в разных странах люди верят в Бога. Мне хочется познакомиться и с православием, и с другими религиями. А когда я все это увижу, то сделаю окончательный выбор.
Православный ответил:
– Ох, лучше не делай этого! Принимай православие сейчас, пока есть желание. Потому что когда ты увидишь, как живут православные, когда столкнешься с нашими неурядицами и ссорами, то разочаруешься и не станешь православным. Прими православие сейчас, пока хочется!
– Нет! Сначала я поеду посмотрю.
«Ох, – подумал православный, – теперь, когда он увидит нашу церковь вблизи, когда увидит, какие мы, православные, на самом деле, – точно разочаруется и больше никогда не вернется к православию».
А человек начал свое путешествие. Он побывал в Ватикане и увидел, какая там безупречная система, как прекрасно все организовано и продумано. Побывал и во многих православных храмах. И там ему действительно пришлось столкнуться с беспорядком, неразберихой, ссорами и тому подобным.
Наконец он вернулся. Православный встретил его и спросил:
– Ну и как? Ты хорошо подумал? По-прежнему хочешь стать православным?
– Да, я приму православие.
– Погоди, тебе удалось осуществить задуманное путешествие?
– Да!
– Ты всё видел?
– Да, всё.
– Что-то тебе не понравилось?
– Да, я всё видел. И ссоры, и междоусобицы, и блуд, и другие грехи – все это в православной церкви я видел.
– Ну и какую же веру ты теперь выберешь?
– Православную.
– Как? Разве тебя не испугали все эти грехи?
– Я испугался – по-человечески.
– Неужели все это не потрясло тебя до глубины души?
– Да, по-человечески я был потрясен, но все равно решил стать православным, потому что понял: раз православная вера, православное учение продолжают существовать, несмотря на все междоусобицы, падения и прочие грехи, несмотря на все то, что так меня разочаровало, – значит, это придумано не человеком.
Я понял, что православие имеет Божественное происхождение, иначе люди просто уничтожили бы его.Один великий человек как-то сказал: «Не бойся. Православие никогда не исчезнет. Знаешь, почему? Потому что если его до сих пор не уничтожили те, кто считает себя православным, никто другой тем более не сможет его уничтожить».
Когда я что-нибудь теряю, то читаю канон мученику Фанурию. Или когда мне нужно что-то найти – например, место для парковки – этот святой помогает чудесным образом. Может быть, мне возразят, что читать канон только для того, чтобы найти потерянную вещь, – слишком расчетливо для молитвы. Но заметьте – в тексте канона нет ни слова на эту тему.
Нигде не говорится о том, что мученик Фанурий помогает находить вещи; но зато канон содержит множество духовных прошений к нему, и эти слова помогают нам в молитве к Богу. А когда молишься, то на время забываешь о проблеме. В одном из тропарей канона, к примеру, говорится: «Святой Фанурий, помоги мне, блуждающему в ереси греховной».
Эти слова подразумевают следующее: даже будучи православным христианином, можно впасть в любую ересь; точнее – даже не в какую-то конкретную ересь, а просто сбиться с единого пути, который предлагает Церковь, уклониться в своем личном выборе от Ее духа. И это тоже будет маленькая, но ересь. Да, ты считаешь себя православным, прекрасно знаешь догматы православной веры, но твоя жизнь при этом может не быть православной в духе Церкви и Духе Божественном.
А ты при этом уверен, что живешь православно, правильно. В свое время меня поразило это открытие: любой грех, любое преступление – это ересь. Каким православным ни считался бы человек.
Евангелие не воплощено в нашей жизниДля начала скажу сразу: когда мы говорим о Православии, речь идет не о религии. Православие – не религия. Ведь не мы сами придумали то, во что верим. Человек сам никогда не смог бы придумать и сказать такие слова: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44).
По словам старца Софрония (Сахарова), одна только эта заповедь Христова наглядно показывает, что наша вера, наша Церковь и ее учение никак не могли быть придуманы человеком. Потому что человек просто не в состоянии сказать другому: «Люби врага своего».Ведь мы даже самих себя по-настоящему любить не можем. А Господь не просто говорит нам это, но и дает силы на осуществление Его заповеди.
Евангелие учит нас невероятным и непостижимым для человеческого ума вещам. И святые отцы, и великие богословы, в том числе и современные ученые, говорят о том, что Евангелие все еще не воплотилось во всей полноте здесь, на земле. Ведь Евангелие (и, следовательно, Православие) возносят человека на такую вершину, где он получает возможность прикоснуться к Нетварному и соединиться с Ним.
Но пока существует земной мир, это невозможно прожить и прочувствовать во всей полноте и совершенстве. Да, мы стремимся от совершенного к еще более совершенному, но Евангелие по-прежнему не воплощено в нашей жизни полностью, поскольку измерения, открывающиеся в нем перед нами, – необъятны, как необъятны горизонты, к достижению которых нас призывает Бог.
Наша вера превышает наши возможности
Мы – православные христиане – можем достичь новых и новых вершин; мы стремимся к совершенству, которое бесконечно. Вот что такое Православие. В любом случае это не религия, не движение, созданное человеком, когда он представляет Бога таким, каким видит Его в своих фантазиях. Фантазии безграничны – и потому в любой религии проекция играет огромную роль.То есть я, например, вижу что-то определенным образом, но выдаю свои представления за объективную точку зрения. В действительности же этого может не быть, и тогда я определенно заблуждаюсь.
А в Церкви Бог Сам приходит к нам, является нам и открывается. Он Сам нашел нас. Мы не знали Его – Он нашел нас. И мы до конца так и не знаем, во что верим.Мы верим не потому, что нам нравится верить именно так или хочется в это верить. Ведь нам самим очень трудно воплотить в жизнь то, чему мы учим. Но мы продолжаем учить, потому что это – истина. Следовательно, наша православная вера превышает наши возможности. Почему? Потому что она – истина, данная Самим Богом.
Почему православие никогда не исчезнет?
Мне очень понравилась история, описанная Николаем Бердяевым в одной из книг. Не помню всех подробностей, но история примерно такая. Один человек решил принять православие и обратился к православному христианину:– Я тоже хочу стать православным. Но сначала думаю посмотреть, как в разных странах люди верят в Бога. Мне хочется познакомиться и с православием, и с другими религиями. А когда я все это увижу, то сделаю окончательный выбор.
Православный ответил:
– Ох, лучше не делай этого! Принимай православие сейчас, пока есть желание. Потому что когда ты увидишь, как живут православные, когда столкнешься с нашими неурядицами и ссорами, то разочаруешься и не станешь православным. Прими православие сейчас, пока хочется!
– Нет! Сначала я поеду посмотрю.
«Ох, – подумал православный, – теперь, когда он увидит нашу церковь вблизи, когда увидит, какие мы, православные, на самом деле, – точно разочаруется и больше никогда не вернется к православию».
А человек начал свое путешествие. Он побывал в Ватикане и увидел, какая там безупречная система, как прекрасно все организовано и продумано. Побывал и во многих православных храмах. И там ему действительно пришлось столкнуться с беспорядком, неразберихой, ссорами и тому подобным.
Наконец он вернулся. Православный встретил его и спросил:
– Ну и как? Ты хорошо подумал? По-прежнему хочешь стать православным?
– Да, я приму православие.
– Погоди, тебе удалось осуществить задуманное путешествие?
– Да!
– Ты всё видел?
– Да, всё.
– Что-то тебе не понравилось?
– Да, я всё видел. И ссоры, и междоусобицы, и блуд, и другие грехи – все это в православной церкви я видел.
– Ну и какую же веру ты теперь выберешь?
– Православную.
– Как? Разве тебя не испугали все эти грехи?
– Я испугался – по-человечески.
– Неужели все это не потрясло тебя до глубины души?
– Да, по-человечески я был потрясен, но все равно решил стать православным, потому что понял: раз православная вера, православное учение продолжают существовать, несмотря на все междоусобицы, падения и прочие грехи, несмотря на все то, что так меня разочаровало, – значит, это придумано не человеком.
Я понял, что православие имеет Божественное происхождение, иначе люди просто уничтожили бы его.Один великий человек как-то сказал: «Не бойся. Православие никогда не исчезнет. Знаешь, почему? Потому что если его до сих пор не уничтожили те, кто считает себя православным, никто другой тем более не сможет его уничтожить».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.