Что нам известно о святых Рагенере и Модвенне
Эта статья посвящена двум святым центральной Англии (регион Мидлендс), жившим до великого раскола, почитание которых возрождается среди православных христиан в наши дни.
Изображение прп. Модвенны на облачении для престола англиканской церкви Св. Модвенны в Бёртоне-апон-Трент
Христианство проникло в центральную Англию вместе с римлянами в I веке нашей эры. После завоевания Англии языческими племенами англов и саксов в Мидлендс доминировало саксонское королевство Мерсия (Mercia; «пограничные люди»), крупнейшее из семи ранних английских королевств (Гептархии). Первым известным королем Мерсии был Икел (Icel; ок. 515 – ок. 535), в честь которого королевский дом Мерсии стал называться Иклингами. С 626 по 655 год Мерсией правил печально известный могущественный король Пенда (Penda), который на протяжении долгого времени сдерживал усиление северного королевства Нортумбрия и стал причиной гибели нескольких христианских правителей других королевств Гептархии, которые сегодня почитаются как мученики. Мерсия достигла зенита своего расцвета в VIII веке, при королях Этельбальде (Aethelbald) и Оффе (Offa), которые правили в общей сложности 80 лет. Немало правителей и членов королевской семьи Мерсии преуспели в благочестии, основывали многие обители и покровительствовали христианским миссиям; некоторые из них, как, например, король Этельред (Aethelred; † ок. 716) и королева Острид (Osthryth; † 697), прославлены в лике святых. Упадок Мерсии начался с набегов викингов из Скандинавии в начале IX века, и к концу того же столетия она была разделена на английскую и датскую части. В X веке Мерсией управляли элдормены (региональные представители короля в графствах и провинциях) королевства Уэссекс, а короли Уэссекса фактически правили всей Англией.
Такие прославленные святые, как Бертрам Иламский, Чад Личфилдский, Эдита Полсвортская, Павлин Йоркский и Вербурга Честерская, трудились в этом регионе; святой младенец Румвольд Бакингемский почитался здесь посмертно, а святитель Вильфрид Йоркский преставился в городе Ондл графства Нортгемптоншир. Центральная Англия знаменита такими древними духовными центрами, как Ковентри, Дерби, Лестер, Личфилд, Рептон, Саутвелл, Стаффорд и Тамворт. Здесь сохранилось несколько великолепных саксонских церквей, множество святых источников с уникальной историей, пещер, где подвизались пустынники, и даже места, связанные с чудесными явлениями Божией Матери.
О жизни преподобной Модвенны
Статуя прп. Модвенны на острове Андреси в черте города Бёртон-апон-Трент
Если и существовало раннее житие преподобной девы Модвенны (Modwen, Modwenna), то, к сожалению, оно было утрачено после завоевания Англии норманнами. Хотя сохранилось два агиографических труда XII века на латинском языке, они полны противоречий и являются малодостоверными. Согласно им, святая Модвенна была ирландского происхождения, служила миссионеркой, основала как минимум один монастырь и два храма в центральной Англии, совершила паломничество в Рим, творила чудеса, преставилась в местечке Ланфортин близ города Данди в Шотландии и была похоронена в Англии, а на ее мощи одновременно претендовали англичане, ирландцы и шотландцы.
Без сомнения, наиболее достоверными являются древние предания, которые сохраняются в Мидлендс и передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Согласно им, святая дева, подвижница, монахиня и игуменья Модвенна жила в VII веке и была англосаксонского происхождения. Она, скорее всего, основала и была настоятельницей монастыря Полсворт (Polesworth) на территории нынешнего графства Уорикшир, или, по другой версии, монастыря Тренсалл (Trensall) графства Стаффордшир, на земле, подаренной мерсийским королем, а позже жила отшельницей на маленьком островке Андреси (Andresey), названном в честь апостола Андрея Первозванного, на реке Трент, близ современного города Бёртон-апон-Трент (Burton upon Trent) в Стаффордшире, где была похоронена и прославилась чудесами. Возможно, она просвещала окрестности Бёртона и основала здесь одну или несколько церквей. Монастырь под названием «аббатство Бёртон» был основан после смерти Модвенны рядом с местом ее духовных подвигов, чтобы увековечить ее память, а вокруг него вырос город Бёртон-апон-Трент. Память об этой подвижнице все еще жива в этом графстве.
Англиканская церковь Св. Модвенны в Бёртоне-апон-Трент, Стаффордшир (предоставлено приходом)
Преподобная Модвенна была духовным другом святого пустынника Хардульфа (Hardulph; память: 6/19 августа и 21 августа / 3 сентября), который был похоронен в местечке Бридон-он-Хилл в графстве Лестершир, где ему (вместе с Божией Матерью) посвящена великолепная саксонская церковь. Согласно средневековому документу, Хардульф жил анахаретом в келлии на утесе у реки Трент (которая с тех пор изменила свое русло) и однажды молитвой спас от утопления двух монахинь, посланных за книгой, которую он забыл принести святой Модвенне. В «Житии святой Модвенны» игумена Джеффри Бёртонского (Geoffrey; управлял обителью с 1114 по 1150 год), говорится, что
«отшельник из Бридона [т.е. святой Хардульф] и святая Модвенна были связаны узами духовной дружбы: он часто дарил ей книги о жизни святых отцов, которые они читали вместе и утешались верой великих людей, угодивших Богу».
Старый рисунок монастыря Бёртон-апон-Трент (предоставил помощник священника)
Некоторые авторы предполагают, что святой Хардульф приехал в новообразованный монастырь Бридон из Кембриджшира, где проповедовал, учил и даже наставил святую Модвенну в монашеской жизни.
Посмертное почитание
Интерьер англиканской церкви Св. Модвенны в Бёртоне-апон-Трент
Сначала святую Модвенну похоронили на острове Андреси, где с XIII века упоминается мемориальная часовня (сначала посвященная Апостолу Андрею, позже Святой Модвенне). Затем ее святые мощи перенесли в церковь аббатства Бёртон-он-Трент, где их посещали паломники. Первая драгоценная рака была разграблена при игумене Леофрике, незадолго до нормандского завоевания, а позже ее останки были снова положены в реликварий и помещены за хорами рядом с алтарем храма. В XII веке имело место еще одно перенесение мощей, за которым последовали новые чудеса. Многие монархи, начиная с Вильгельма I Завоевателя, посещали аббатство Бёртон и почитали мощи святой Модвенны. Новая рака появилась в XV веке. Еще существовали знаменитая статуя святой Модвенны с ее ручной рыжей коровой и посох святой Модвенны (женщины приходили сюда, чтобы опереться на него или походить с ним, поскольку это облегчало родовые схватки). Увы, все эти реликвии были уничтожены во время Реформации. Хотя почитание святых было запрещено, девочек в Бёртоне продолжали называть именем «Модвен» и после Реформации. В Средние века ее почитание распространилось на монастыри в Уинчестере (Winchester) и Рединге (Reading), а частицы ее мощей находились в соборах Кентербери (Canterbury) и Солсбери (Salisbury). Одна из многочисленных средневековых ярмарок в Бёртоне проходила в день памяти святой Модвенны. Эту святую обычно изображают как настоятельницу с коровой.
В 1952-м году в городе Бёртон-апон-Трент строители при рытье траншеи под фундамент для строительства склада рядом с бывшей монастырской стеной обнаружили хорошо сохранившийся очень древний скелет человека (в прекрасном состоянии кости, череп и даже зубы), который затем было решено отправить в Бирмингем на экспертизу. Многие верят, что это могут быть мощи преподобной Модвенны. Однако, к сожалению, до сих пор исследование останков не проводилось. Если в один прекрасный день окажется, что это мощи Модвенны, то они будут переданы в англиканский приходской храм Бёртона.
Почитание в наши дни: святыни Бёртона и «острова Святого Андрея»
Витраж с изображением прп. Модвенны в церкви деревни Хамсталл-Ридар, Стаффордшир
Рыночный городок Бёртон-апон-Трент с населением 70 000 человек находится на самом востоке графства Стаффордшир и известен своим пивоваренным производством. Здесь находятся две приходские церкви, освященные в честь этой святой: англиканская церковь Святой Модвенны и католическая церковь Святых Марии и Модвенны. В католической церкви есть множество витражей, изображающих сцены из жития Модвенны. Церковь построена в конце 1870-х годов в неоготическом стиле, внутри она богато украшена фресками, и снаружи имеет статуи Божьей Матери и святой Модвенны в нишах. Хотя в англиканской церкви нет витражей с изображением святой Модвенны, в ней имеется изображение преподобной на облачении для престола, а также епископская мантия в кельтском стиле с изображениями на темы из средневекового жития этой святой, включая ее серебристых лебедей, реку и «море, прозрачное, словно стекло». На алебастровой панели в церкви, помимо Модвенны, изображены Спаситель, святые Петр, Чад и Марфа.
Католическая церковь свв. Марии и Модвенны в Бёртоне-апон-Трент
Англиканский приход ежегодно отмечает престольный праздник в ближайшее к 5 июля воскресенье (день памяти Модвенны по старому стилю). Церковь стоит на месте бенедиктинского монастыря, который был закрыт при короле Генрихе VIII в XVI веке: часть бывшей монастырской церкви затем использовалась как приходской храм, но около 1718 года была снесена, а на ее месте возведена нынешняя постройка. В некотором смысле эта церковь является преемницей монастыря: она была достроена в 1728-м году. Эта внушительная церковь из красного песчаника возвышается над рыночной площадью в центре города. Она построена в классическом стиле и состоит из алтаря, придела Богоматери, нефа с пятью проходами и галереями с трех сторон, апсиды, притвора, паперти и колокольни. От старого монастыря в храме сохранилась купель XV века.
Мантия в кельтском стиле с изображениями на темы из жития прп. Модвенны в приходской церкви Бёртона-апон-Трент
Католическая начальная школа в Бёртоне носит имя Святой Модвенны. Во время гражданской войны в Англии в 1643-м году состоялась битва на Бёртонском мосту, когда роялисты захватили город Бёртон.
Помимо упомянутых храмов, в Бёртоне-апон-Трент и окрестностях есть еще несколько мест, которые паломнику обязательно стоит посетить, чтобы вспомнить наследие святой игуменьи и пустынницы. Во-первых, часть руин монастыря Бёрдон можно увидеть в саду близ прибрежного ресторана «Winery». Расскажем вкратце его историю. Самый ранний монастырь в Бёртоне появился в VII или VIII веках. Он был заново учрежден в 1003-м году феодалом и землевладельцем Вульфриком, который стал его покровителем и был похоронен в его галерее. Этот монастырь был освящен в честь Преподобного Венедикта Нурсийского и всех святых. После нормандского завоевания на его месте появилось католическое бенедиктинское аббатство – это была община монахов; монастырь сначала был назван в честь Святой Марии (Богородицы), а позже – Святых Марии и Модвенны. Почитание этой святой было настолько велико, что Бёртон когда-то называли «Мудвеннестоу», что значит «святое место Модвенны».
Сад ресторана Vinery в Бёртоне-апон-Трент, видна арка аббатства
Монастырская церковь была разделена на «верхнюю» церковь для монахов и «нижнюю» для горожан. Монастырь занимал огромную площадь в 14 акров и был средоточием городской жизни. В монастырской церкви имелись часовни в честь Богородицы (с Ее статуей), Святых Эдмунда, Николая, апостолов, мучеников и исповедников. Впоследствии при монастыре даже была создана гильдия. Было время, когда он считался беднейшим монастырем во всей Англии, а одно время – самым значимым монастырем в Стаффордшире. В XIII веке в монастыре были созданы «Анналы аббатства Бёртон», которые описывали его историю с 1004 по 1263 год. Обитель была распущена в 1539-м году, хотя потом несколько лет функционировала как колледж Христа и Девы Марии, с деканом и несколькими пребендариями. До наших дней сохранилось лишь несколько арок от здания капитула и стена от крытой галереи. Поблизости находится англиканская церковь Святой Модвенны.
Источник Св. Андрея на острове Андреси, Бёртон-апон-Трент
Во-вторых, это остров Андреси, где святая жила отшельницей, который соединен с городом двумя мостами. Модвенна избрала апостола Андрея Первозванного своим небесным покровителем, и по ее просьбе часовня рядом с келлией и близлежащий святой источник были освящены в его честь. От келлии ничего не осталось, но источник все еще существует: он расположен между двумя мостами у реки и огорожен забором, чтобы его не могли осквернить животные и вандалы. Источник Святого Андрея некогда славился исцелениями (от золотухи и других болезней). Паломники приносили щедрые подношения в знак благодарности за исцеления. Часовня тоже была местом паломничества и имела своего сторожа.
Хотя почитание святых источников было запрещено при Генрихе VIII, источник Святого Андрея все еще посещался верующими в XVIII веке, и были сообщения о чудесах. На острове Андреси также стоит современный памятник святой основательнице и покровительнице этого города. Небольшой вишневый сад находится на месте первой (деревянной) часовни, в которой хранились мощи Модвенны до того, как они были перенесены в монастырскую церковь. Позже на ее месте была возведена каменная часовня (первоначальная была осквернена датчанами в 874-м году) в память о святой: она простояла здесь много веков, но никаких ее следов не сохранилось.
Церковь Св. Петра в Стейпенхилле, Бёртон-апон-Трент
В-третьих, в Стейпенхилле (Stapenhill), пригороде Бёртона, действует церковь Святого Петра XIX века, расположенная у подножия холма на том месте, где святая Модвенна основала одну из своих церквей. Некоторые из ее витражей изображают святых Альбана, Чада и Модвенну.
За пределами Бёртона
За пределами Бёртона, в церкви Святого Освальда XIII века в Ашборне (Ashbourne) графства Дербишир, раньше находился придел в честь Святой Модвенны; в этой церкви сохранился фрагмент средневекового витража, на котором, как полагают, изображена святая Модвенна (только голова). В церкви Архангела Михаила и прочих Небесных сил в Хамсталл-Ридаре (Hamstall Ridware) графства Стаффордшир есть средневековый витраж, который, возможно, изображает святую Модвенну. В древнем особняке Пиллатон-холл (Pillaton Hall) графства Стаффордшир, принадлежавшем семье Литтлтон, была часовня, посвященная Святой Модвенне. Сейчас дом частично реконструирован, а часовня была восстановлена в 1880-м году и используется до сих пор.
«Истинный друг Божий»
Церковь Св. Петра в Нортгемптоне, Нортгемптоншир
На вопрос о том, кто самый загадочный ранний английский святой, любители англосаксонской святости вполне могут назвать святого Рагенера (Ragener), которого некогда глубоко почитали в Нортгемптоне, главном городе графства Нортгемптоншир. Этот святой воин и мученик за Христа так и остался бы неизвестным, если бы не видения и чудеса, произошедшие через два столетия после его смерти. Согласно средневековому документу, в середине XI века жил отец Брунинг – знатный праведный священник, служивший в великолепной церкви Святого Петра в Нортгемптоне, которая имела статус «minster» (важная церковь). У него был слуга скандинавского происхождения, который однажды отправился в паломничество в Рим, чтобы поклониться мощам апостола Петра. Во время его путешествия ангел явился ему в видении и повелел возвращаться домой. Когда он вернулся в Нортгемптон, ангел снова явился ему и велел передать священнику, что «истинный друг Божий похоронен под полом церкви Святого Петра», и указал ему точное место, где надо искать.
Отец Брунинг послушался и обнаружил могилу под полом церкви именно там, где ему было велено искать. Об этом стало известно всем верующим Нортгемптона, но никто не знал, кто лежит в этой могиле. В то время жила тяжелобольная женщина по имени Альфгива, которая была родом из городка Абингдон близ Оксфорда. Ей было крайне тяжело двигаться, и она мечтала об исцелении. Во время Пасхальной всенощной, увидев сверхъестественный свет, она исцелилась у могилы «анонимного святого» и самостоятельно вышла из нортгемптонской церкви Святого Петра – «так, как никогда раньше не ходила». После нескольких дней строгого поста отец Брунинг решился вскрыть гробницу и обнаружил в ней останки человека со свитком. В свитке говорилось, что это святой Рагенер, племянник святого короля и мученика Эдмунда Восточноанглийского (Edmund), который был замучен за Христа вместе с ним язычниками-датчанами в 869-м (или 870-м) году.
Дальнейшее почитание святого Рагенера
Далее последовали другие чудесные исцеления, которые сподвигли очень набожного короля Эдуарда Исповедника (годы правления: 1042–1066) щедро одарить Нортгемптон и его церковь Святого Петра. В церкви была установлена великолепная рака для мощей святого Рагенера, которая стала объектом всеобщего почитания, привлекая многочисленных паломников со всей страны. Что касается Альфгивы, получившей исцеление по молитвам святого Рагенера, она стала монахиней в Нортгемптоне. В XII веке (а возможно, и ранее) в церкви Святого Петра существовал придел, посвященный Святому Рагенеру. Сохранились тексты древних завещаний, свидетельствующие о том, что верующие приносили в храм Святого Петра денежные пожертвования и облачения в дар для престола в честь святого Рагенера, чтобы заплатить за свечи, которые зажигали у раки воина-мученика.
Предполагаемая крышка гроба св. Рагенера в церкви Св. Петра в Нортгемптоне
Единственные свидетельства о литургическом почитании святого Рагенера можно найти в дополнении к знаменитой богослужебной книге «Сарумский миссал» XV века (ранее оно принадлежало церкви Святого Петра в Нортгемптоне, ныне хранится в Бодлианской библиотеке Оксфорда) и в описании XIII века в рукописи дублинского Тринити-колледжа. В своем труде, посвященном святому Рагенеру, Базил Марш (1921–1997), англиканский архидиакон Нортгемптона, предположил, что память о Рагенере, который, безусловно, был исторической фигурой, была утрачена из-за вторжения в Англию викингов: после того, как в 917-м году (к тому времени Нортгемптон стал приграничным городом в составе Данелага – «области датского права») скандинав Терферт сдал Нортгемптон англичанам, король Эдуард Старший (годы правления: 899–924), возможно, перенес его мощи в самую раннюю деревянную церковь города, но она (за исключением раки) позже сгорела (пока не появилась новая каменная церковь), так что мученик на какое-то время стал полузабытым святым.
Увы, мы можем руководствоваться только косвенными свидетельствами относительно раннего почитания Рагенера. Известно, что со времени правления Эдуарда Исповедника и вплоть до Реформации к мощам святого приезжали паломники, привозили к раке Рагенера подарки и денежные пожертвования. При Генрихе VIII мощи святого Рагенера были, скорее всего, уничтожены, а рака разбита вдребезги, хотя великолепная плита, которая, предположительно, является частью бывшей раки, сохранилась до наших дней. Эта богато украшенная предполагаемая крышка каменного гроба святого Рагенера теперь выставлена на обозрение в конце южного придела храма.
В наши дни
Сегодняшний Нортгемптон – очень большой, густонаселенный и оживленный город. Величественная 900-летняя церковь Святого Петра в центре города, по соседству с которой находятся кинотеатр и рестораны, является настоящей жемчужиной христианства в этом городском квартале. К сожалению, она утратила статус приходской церкви, и в ней почти не совершаются службы; но она остается освященным зданием и обычно открыта для посетителей. Здесь проводится целый ряд культурных мероприятий. Предполагаемая крышка гроба – позднесаксонской или ранненормандской работы: на ней высечена фигура «зеленого человечка» в окружении зверей и птиц. Это замечательное произведение англосаксонского или романского искусства является одним из редчайших в Великобритании, и его посещают многие христиане. Хотя рака была уничтожена, ее предполагаемая крышка сохранилась и на протяжении многих лет использовалась в качестве дверной перемычки одного частного дома. В 1843-м году ее обнаружили и идентифицировали, а 90 лет спустя возвратили храму.
Внутри церкви Св. Петра в Нортгемптоне
Большая часть нынешнего здания церкви немного моложе ее раки. В XII веке ее перестроили в виде базилики по самым высоким стандартам. Помимо крышки гроба Рагенера, более десятка красивых капителей колонн XII века в нефе (с резьбой в виде птиц и других животных, листвы, абстрактных узоров и с изображением пророка Ионы, выходящего из пасти морского чудовища) сохранились нетронутыми. Посетители также могут увидеть в церкви большую широкую арку, встроенную в южную стену. Ее вид наводит на мысль, что она была специально построена для хранения мощей святого. Витражи и украшенная заалтарная перегородка относятся к XIX веку.
Геолог Уильям Смит
Церковь Святого Петра – место с особой атмосферой. Она считается самой выдающейся романской церковью Нортгемптоншира. Рядом с ней когда-то стояли саксонский дворец и нормандский замок. Церковь была восстановлена в 1850-м году великим архитектором Джорджем Гилбертом Скоттом (1811–1878) и находится в хорошем состоянии. Материалы, из которых построен храм, – красный железняк и оолитовый известняк – придают ему красные и желтые тона. У храма трехуровневая колокольня XVII века. Среди связанных с храмом знаменитостей упомянем Уильяма Смита (1769–1839), «отца английской геологии», составившего первую геологическую карту Англии и Уэльса. Он похоронен на церковном кладбище и увековечен внутри в бюсте. В настоящее время святого Рагенера почитают некоторые православные, не так давно в храме Святого Петра возродили ежегодный праздник в его честь.
В Средние века в Нортгемптоне было много церквей и монастырей, и на его территории произошли два сражения – в 1264-м и 1460-м годах. Помимо церкви Святого Петра, из средневековых церквей Нортгемптона упомянем огромную 900-летнюю церковь Гроба Господня (одну из четырех сохранившихся круглых церквей в Англии – ее строитель был вдохновлен храмом Гроба Господня в Иерусалиме) и церковь Всех святых (построена около 1680 года на месте древней церкви, разрушенной во время сильного пожара в Нортгемптоне в сентябре 1675 года; в ней есть иконы святых Петра и Екатерины, она известна своими музыкальными традициями; поэту Джону Клэру нравилось сидеть под ее портиком). Из бывших монастырей Нортгемптона больше всего память сохраняется о клюнийском аббатстве Святой Марии де ла Пре («на лугу») – часть его используется как особняк.
Святые Модвенна и Рагенер, молите Бога о нас!
Дмитрий Лапа
Изображение прп. Модвенны на облачении для престола англиканской церкви Св. Модвенны в Бёртоне-апон-Трент
Христианство проникло в центральную Англию вместе с римлянами в I веке нашей эры. После завоевания Англии языческими племенами англов и саксов в Мидлендс доминировало саксонское королевство Мерсия (Mercia; «пограничные люди»), крупнейшее из семи ранних английских королевств (Гептархии). Первым известным королем Мерсии был Икел (Icel; ок. 515 – ок. 535), в честь которого королевский дом Мерсии стал называться Иклингами. С 626 по 655 год Мерсией правил печально известный могущественный король Пенда (Penda), который на протяжении долгого времени сдерживал усиление северного королевства Нортумбрия и стал причиной гибели нескольких христианских правителей других королевств Гептархии, которые сегодня почитаются как мученики. Мерсия достигла зенита своего расцвета в VIII веке, при королях Этельбальде (Aethelbald) и Оффе (Offa), которые правили в общей сложности 80 лет. Немало правителей и членов королевской семьи Мерсии преуспели в благочестии, основывали многие обители и покровительствовали христианским миссиям; некоторые из них, как, например, король Этельред (Aethelred; † ок. 716) и королева Острид (Osthryth; † 697), прославлены в лике святых. Упадок Мерсии начался с набегов викингов из Скандинавии в начале IX века, и к концу того же столетия она была разделена на английскую и датскую части. В X веке Мерсией управляли элдормены (региональные представители короля в графствах и провинциях) королевства Уэссекс, а короли Уэссекса фактически правили всей Англией.
Такие прославленные святые, как Бертрам Иламский, Чад Личфилдский, Эдита Полсвортская, Павлин Йоркский и Вербурга Честерская, трудились в этом регионе; святой младенец Румвольд Бакингемский почитался здесь посмертно, а святитель Вильфрид Йоркский преставился в городе Ондл графства Нортгемптоншир. Центральная Англия знаменита такими древними духовными центрами, как Ковентри, Дерби, Лестер, Личфилд, Рептон, Саутвелл, Стаффорд и Тамворт. Здесь сохранилось несколько великолепных саксонских церквей, множество святых источников с уникальной историей, пещер, где подвизались пустынники, и даже места, связанные с чудесными явлениями Божией Матери.
Преподобная Модвенна Андресийская
Память: 5/18 июляО жизни преподобной Модвенны
Статуя прп. Модвенны на острове Андреси в черте города Бёртон-апон-Трент
Если и существовало раннее житие преподобной девы Модвенны (Modwen, Modwenna), то, к сожалению, оно было утрачено после завоевания Англии норманнами. Хотя сохранилось два агиографических труда XII века на латинском языке, они полны противоречий и являются малодостоверными. Согласно им, святая Модвенна была ирландского происхождения, служила миссионеркой, основала как минимум один монастырь и два храма в центральной Англии, совершила паломничество в Рим, творила чудеса, преставилась в местечке Ланфортин близ города Данди в Шотландии и была похоронена в Англии, а на ее мощи одновременно претендовали англичане, ирландцы и шотландцы.
Без сомнения, наиболее достоверными являются древние предания, которые сохраняются в Мидлендс и передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Согласно им, святая дева, подвижница, монахиня и игуменья Модвенна жила в VII веке и была англосаксонского происхождения. Она, скорее всего, основала и была настоятельницей монастыря Полсворт (Polesworth) на территории нынешнего графства Уорикшир, или, по другой версии, монастыря Тренсалл (Trensall) графства Стаффордшир, на земле, подаренной мерсийским королем, а позже жила отшельницей на маленьком островке Андреси (Andresey), названном в честь апостола Андрея Первозванного, на реке Трент, близ современного города Бёртон-апон-Трент (Burton upon Trent) в Стаффордшире, где была похоронена и прославилась чудесами. Возможно, она просвещала окрестности Бёртона и основала здесь одну или несколько церквей. Монастырь под названием «аббатство Бёртон» был основан после смерти Модвенны рядом с местом ее духовных подвигов, чтобы увековечить ее память, а вокруг него вырос город Бёртон-апон-Трент. Память об этой подвижнице все еще жива в этом графстве.
Англиканская церковь Св. Модвенны в Бёртоне-апон-Трент, Стаффордшир (предоставлено приходом)
Преподобная Модвенна была духовным другом святого пустынника Хардульфа (Hardulph; память: 6/19 августа и 21 августа / 3 сентября), который был похоронен в местечке Бридон-он-Хилл в графстве Лестершир, где ему (вместе с Божией Матерью) посвящена великолепная саксонская церковь. Согласно средневековому документу, Хардульф жил анахаретом в келлии на утесе у реки Трент (которая с тех пор изменила свое русло) и однажды молитвой спас от утопления двух монахинь, посланных за книгой, которую он забыл принести святой Модвенне. В «Житии святой Модвенны» игумена Джеффри Бёртонского (Geoffrey; управлял обителью с 1114 по 1150 год), говорится, что
«отшельник из Бридона [т.е. святой Хардульф] и святая Модвенна были связаны узами духовной дружбы: он часто дарил ей книги о жизни святых отцов, которые они читали вместе и утешались верой великих людей, угодивших Богу».
Старый рисунок монастыря Бёртон-апон-Трент (предоставил помощник священника)
Некоторые авторы предполагают, что святой Хардульф приехал в новообразованный монастырь Бридон из Кембриджшира, где проповедовал, учил и даже наставил святую Модвенну в монашеской жизни.
Посмертное почитание
Интерьер англиканской церкви Св. Модвенны в Бёртоне-апон-Трент
Сначала святую Модвенну похоронили на острове Андреси, где с XIII века упоминается мемориальная часовня (сначала посвященная Апостолу Андрею, позже Святой Модвенне). Затем ее святые мощи перенесли в церковь аббатства Бёртон-он-Трент, где их посещали паломники. Первая драгоценная рака была разграблена при игумене Леофрике, незадолго до нормандского завоевания, а позже ее останки были снова положены в реликварий и помещены за хорами рядом с алтарем храма. В XII веке имело место еще одно перенесение мощей, за которым последовали новые чудеса. Многие монархи, начиная с Вильгельма I Завоевателя, посещали аббатство Бёртон и почитали мощи святой Модвенны. Новая рака появилась в XV веке. Еще существовали знаменитая статуя святой Модвенны с ее ручной рыжей коровой и посох святой Модвенны (женщины приходили сюда, чтобы опереться на него или походить с ним, поскольку это облегчало родовые схватки). Увы, все эти реликвии были уничтожены во время Реформации. Хотя почитание святых было запрещено, девочек в Бёртоне продолжали называть именем «Модвен» и после Реформации. В Средние века ее почитание распространилось на монастыри в Уинчестере (Winchester) и Рединге (Reading), а частицы ее мощей находились в соборах Кентербери (Canterbury) и Солсбери (Salisbury). Одна из многочисленных средневековых ярмарок в Бёртоне проходила в день памяти святой Модвенны. Эту святую обычно изображают как настоятельницу с коровой.
В 1952-м году в городе Бёртон-апон-Трент строители при рытье траншеи под фундамент для строительства склада рядом с бывшей монастырской стеной обнаружили хорошо сохранившийся очень древний скелет человека (в прекрасном состоянии кости, череп и даже зубы), который затем было решено отправить в Бирмингем на экспертизу. Многие верят, что это могут быть мощи преподобной Модвенны. Однако, к сожалению, до сих пор исследование останков не проводилось. Если в один прекрасный день окажется, что это мощи Модвенны, то они будут переданы в англиканский приходской храм Бёртона.
Почитание в наши дни: святыни Бёртона и «острова Святого Андрея»
Витраж с изображением прп. Модвенны в церкви деревни Хамсталл-Ридар, Стаффордшир
Рыночный городок Бёртон-апон-Трент с населением 70 000 человек находится на самом востоке графства Стаффордшир и известен своим пивоваренным производством. Здесь находятся две приходские церкви, освященные в честь этой святой: англиканская церковь Святой Модвенны и католическая церковь Святых Марии и Модвенны. В католической церкви есть множество витражей, изображающих сцены из жития Модвенны. Церковь построена в конце 1870-х годов в неоготическом стиле, внутри она богато украшена фресками, и снаружи имеет статуи Божьей Матери и святой Модвенны в нишах. Хотя в англиканской церкви нет витражей с изображением святой Модвенны, в ней имеется изображение преподобной на облачении для престола, а также епископская мантия в кельтском стиле с изображениями на темы из средневекового жития этой святой, включая ее серебристых лебедей, реку и «море, прозрачное, словно стекло». На алебастровой панели в церкви, помимо Модвенны, изображены Спаситель, святые Петр, Чад и Марфа.
Католическая церковь свв. Марии и Модвенны в Бёртоне-апон-Трент
Англиканский приход ежегодно отмечает престольный праздник в ближайшее к 5 июля воскресенье (день памяти Модвенны по старому стилю). Церковь стоит на месте бенедиктинского монастыря, который был закрыт при короле Генрихе VIII в XVI веке: часть бывшей монастырской церкви затем использовалась как приходской храм, но около 1718 года была снесена, а на ее месте возведена нынешняя постройка. В некотором смысле эта церковь является преемницей монастыря: она была достроена в 1728-м году. Эта внушительная церковь из красного песчаника возвышается над рыночной площадью в центре города. Она построена в классическом стиле и состоит из алтаря, придела Богоматери, нефа с пятью проходами и галереями с трех сторон, апсиды, притвора, паперти и колокольни. От старого монастыря в храме сохранилась купель XV века.
Мантия в кельтском стиле с изображениями на темы из жития прп. Модвенны в приходской церкви Бёртона-апон-Трент
Католическая начальная школа в Бёртоне носит имя Святой Модвенны. Во время гражданской войны в Англии в 1643-м году состоялась битва на Бёртонском мосту, когда роялисты захватили город Бёртон.
Помимо упомянутых храмов, в Бёртоне-апон-Трент и окрестностях есть еще несколько мест, которые паломнику обязательно стоит посетить, чтобы вспомнить наследие святой игуменьи и пустынницы. Во-первых, часть руин монастыря Бёрдон можно увидеть в саду близ прибрежного ресторана «Winery». Расскажем вкратце его историю. Самый ранний монастырь в Бёртоне появился в VII или VIII веках. Он был заново учрежден в 1003-м году феодалом и землевладельцем Вульфриком, который стал его покровителем и был похоронен в его галерее. Этот монастырь был освящен в честь Преподобного Венедикта Нурсийского и всех святых. После нормандского завоевания на его месте появилось католическое бенедиктинское аббатство – это была община монахов; монастырь сначала был назван в честь Святой Марии (Богородицы), а позже – Святых Марии и Модвенны. Почитание этой святой было настолько велико, что Бёртон когда-то называли «Мудвеннестоу», что значит «святое место Модвенны».
Сад ресторана Vinery в Бёртоне-апон-Трент, видна арка аббатства
Монастырская церковь была разделена на «верхнюю» церковь для монахов и «нижнюю» для горожан. Монастырь занимал огромную площадь в 14 акров и был средоточием городской жизни. В монастырской церкви имелись часовни в честь Богородицы (с Ее статуей), Святых Эдмунда, Николая, апостолов, мучеников и исповедников. Впоследствии при монастыре даже была создана гильдия. Было время, когда он считался беднейшим монастырем во всей Англии, а одно время – самым значимым монастырем в Стаффордшире. В XIII веке в монастыре были созданы «Анналы аббатства Бёртон», которые описывали его историю с 1004 по 1263 год. Обитель была распущена в 1539-м году, хотя потом несколько лет функционировала как колледж Христа и Девы Марии, с деканом и несколькими пребендариями. До наших дней сохранилось лишь несколько арок от здания капитула и стена от крытой галереи. Поблизости находится англиканская церковь Святой Модвенны.
Источник Св. Андрея на острове Андреси, Бёртон-апон-Трент
Во-вторых, это остров Андреси, где святая жила отшельницей, который соединен с городом двумя мостами. Модвенна избрала апостола Андрея Первозванного своим небесным покровителем, и по ее просьбе часовня рядом с келлией и близлежащий святой источник были освящены в его честь. От келлии ничего не осталось, но источник все еще существует: он расположен между двумя мостами у реки и огорожен забором, чтобы его не могли осквернить животные и вандалы. Источник Святого Андрея некогда славился исцелениями (от золотухи и других болезней). Паломники приносили щедрые подношения в знак благодарности за исцеления. Часовня тоже была местом паломничества и имела своего сторожа.
Хотя почитание святых источников было запрещено при Генрихе VIII, источник Святого Андрея все еще посещался верующими в XVIII веке, и были сообщения о чудесах. На острове Андреси также стоит современный памятник святой основательнице и покровительнице этого города. Небольшой вишневый сад находится на месте первой (деревянной) часовни, в которой хранились мощи Модвенны до того, как они были перенесены в монастырскую церковь. Позже на ее месте была возведена каменная часовня (первоначальная была осквернена датчанами в 874-м году) в память о святой: она простояла здесь много веков, но никаких ее следов не сохранилось.
Церковь Св. Петра в Стейпенхилле, Бёртон-апон-Трент
В-третьих, в Стейпенхилле (Stapenhill), пригороде Бёртона, действует церковь Святого Петра XIX века, расположенная у подножия холма на том месте, где святая Модвенна основала одну из своих церквей. Некоторые из ее витражей изображают святых Альбана, Чада и Модвенну.
За пределами Бёртона
За пределами Бёртона, в церкви Святого Освальда XIII века в Ашборне (Ashbourne) графства Дербишир, раньше находился придел в честь Святой Модвенны; в этой церкви сохранился фрагмент средневекового витража, на котором, как полагают, изображена святая Модвенна (только голова). В церкви Архангела Михаила и прочих Небесных сил в Хамсталл-Ридаре (Hamstall Ridware) графства Стаффордшир есть средневековый витраж, который, возможно, изображает святую Модвенну. В древнем особняке Пиллатон-холл (Pillaton Hall) графства Стаффордшир, принадлежавшем семье Литтлтон, была часовня, посвященная Святой Модвенне. Сейчас дом частично реконструирован, а часовня была восстановлена в 1880-м году и используется до сих пор.
Мученик Рагенер Нортгемптонский
Память: 21 ноября / 4 декабря«Истинный друг Божий»
Церковь Св. Петра в Нортгемптоне, Нортгемптоншир
На вопрос о том, кто самый загадочный ранний английский святой, любители англосаксонской святости вполне могут назвать святого Рагенера (Ragener), которого некогда глубоко почитали в Нортгемптоне, главном городе графства Нортгемптоншир. Этот святой воин и мученик за Христа так и остался бы неизвестным, если бы не видения и чудеса, произошедшие через два столетия после его смерти. Согласно средневековому документу, в середине XI века жил отец Брунинг – знатный праведный священник, служивший в великолепной церкви Святого Петра в Нортгемптоне, которая имела статус «minster» (важная церковь). У него был слуга скандинавского происхождения, который однажды отправился в паломничество в Рим, чтобы поклониться мощам апостола Петра. Во время его путешествия ангел явился ему в видении и повелел возвращаться домой. Когда он вернулся в Нортгемптон, ангел снова явился ему и велел передать священнику, что «истинный друг Божий похоронен под полом церкви Святого Петра», и указал ему точное место, где надо искать.
Отец Брунинг послушался и обнаружил могилу под полом церкви именно там, где ему было велено искать. Об этом стало известно всем верующим Нортгемптона, но никто не знал, кто лежит в этой могиле. В то время жила тяжелобольная женщина по имени Альфгива, которая была родом из городка Абингдон близ Оксфорда. Ей было крайне тяжело двигаться, и она мечтала об исцелении. Во время Пасхальной всенощной, увидев сверхъестественный свет, она исцелилась у могилы «анонимного святого» и самостоятельно вышла из нортгемптонской церкви Святого Петра – «так, как никогда раньше не ходила». После нескольких дней строгого поста отец Брунинг решился вскрыть гробницу и обнаружил в ней останки человека со свитком. В свитке говорилось, что это святой Рагенер, племянник святого короля и мученика Эдмунда Восточноанглийского (Edmund), который был замучен за Христа вместе с ним язычниками-датчанами в 869-м (или 870-м) году.
Дальнейшее почитание святого Рагенера
Далее последовали другие чудесные исцеления, которые сподвигли очень набожного короля Эдуарда Исповедника (годы правления: 1042–1066) щедро одарить Нортгемптон и его церковь Святого Петра. В церкви была установлена великолепная рака для мощей святого Рагенера, которая стала объектом всеобщего почитания, привлекая многочисленных паломников со всей страны. Что касается Альфгивы, получившей исцеление по молитвам святого Рагенера, она стала монахиней в Нортгемптоне. В XII веке (а возможно, и ранее) в церкви Святого Петра существовал придел, посвященный Святому Рагенеру. Сохранились тексты древних завещаний, свидетельствующие о том, что верующие приносили в храм Святого Петра денежные пожертвования и облачения в дар для престола в честь святого Рагенера, чтобы заплатить за свечи, которые зажигали у раки воина-мученика.
Предполагаемая крышка гроба св. Рагенера в церкви Св. Петра в Нортгемптоне
Единственные свидетельства о литургическом почитании святого Рагенера можно найти в дополнении к знаменитой богослужебной книге «Сарумский миссал» XV века (ранее оно принадлежало церкви Святого Петра в Нортгемптоне, ныне хранится в Бодлианской библиотеке Оксфорда) и в описании XIII века в рукописи дублинского Тринити-колледжа. В своем труде, посвященном святому Рагенеру, Базил Марш (1921–1997), англиканский архидиакон Нортгемптона, предположил, что память о Рагенере, который, безусловно, был исторической фигурой, была утрачена из-за вторжения в Англию викингов: после того, как в 917-м году (к тому времени Нортгемптон стал приграничным городом в составе Данелага – «области датского права») скандинав Терферт сдал Нортгемптон англичанам, король Эдуард Старший (годы правления: 899–924), возможно, перенес его мощи в самую раннюю деревянную церковь города, но она (за исключением раки) позже сгорела (пока не появилась новая каменная церковь), так что мученик на какое-то время стал полузабытым святым.
Увы, мы можем руководствоваться только косвенными свидетельствами относительно раннего почитания Рагенера. Известно, что со времени правления Эдуарда Исповедника и вплоть до Реформации к мощам святого приезжали паломники, привозили к раке Рагенера подарки и денежные пожертвования. При Генрихе VIII мощи святого Рагенера были, скорее всего, уничтожены, а рака разбита вдребезги, хотя великолепная плита, которая, предположительно, является частью бывшей раки, сохранилась до наших дней. Эта богато украшенная предполагаемая крышка каменного гроба святого Рагенера теперь выставлена на обозрение в конце южного придела храма.
В наши дни
Сегодняшний Нортгемптон – очень большой, густонаселенный и оживленный город. Величественная 900-летняя церковь Святого Петра в центре города, по соседству с которой находятся кинотеатр и рестораны, является настоящей жемчужиной христианства в этом городском квартале. К сожалению, она утратила статус приходской церкви, и в ней почти не совершаются службы; но она остается освященным зданием и обычно открыта для посетителей. Здесь проводится целый ряд культурных мероприятий. Предполагаемая крышка гроба – позднесаксонской или ранненормандской работы: на ней высечена фигура «зеленого человечка» в окружении зверей и птиц. Это замечательное произведение англосаксонского или романского искусства является одним из редчайших в Великобритании, и его посещают многие христиане. Хотя рака была уничтожена, ее предполагаемая крышка сохранилась и на протяжении многих лет использовалась в качестве дверной перемычки одного частного дома. В 1843-м году ее обнаружили и идентифицировали, а 90 лет спустя возвратили храму.
Внутри церкви Св. Петра в Нортгемптоне
Большая часть нынешнего здания церкви немного моложе ее раки. В XII веке ее перестроили в виде базилики по самым высоким стандартам. Помимо крышки гроба Рагенера, более десятка красивых капителей колонн XII века в нефе (с резьбой в виде птиц и других животных, листвы, абстрактных узоров и с изображением пророка Ионы, выходящего из пасти морского чудовища) сохранились нетронутыми. Посетители также могут увидеть в церкви большую широкую арку, встроенную в южную стену. Ее вид наводит на мысль, что она была специально построена для хранения мощей святого. Витражи и украшенная заалтарная перегородка относятся к XIX веку.
Геолог Уильям Смит
Церковь Святого Петра – место с особой атмосферой. Она считается самой выдающейся романской церковью Нортгемптоншира. Рядом с ней когда-то стояли саксонский дворец и нормандский замок. Церковь была восстановлена в 1850-м году великим архитектором Джорджем Гилбертом Скоттом (1811–1878) и находится в хорошем состоянии. Материалы, из которых построен храм, – красный железняк и оолитовый известняк – придают ему красные и желтые тона. У храма трехуровневая колокольня XVII века. Среди связанных с храмом знаменитостей упомянем Уильяма Смита (1769–1839), «отца английской геологии», составившего первую геологическую карту Англии и Уэльса. Он похоронен на церковном кладбище и увековечен внутри в бюсте. В настоящее время святого Рагенера почитают некоторые православные, не так давно в храме Святого Петра возродили ежегодный праздник в его честь.
В Средние века в Нортгемптоне было много церквей и монастырей, и на его территории произошли два сражения – в 1264-м и 1460-м годах. Помимо церкви Святого Петра, из средневековых церквей Нортгемптона упомянем огромную 900-летнюю церковь Гроба Господня (одну из четырех сохранившихся круглых церквей в Англии – ее строитель был вдохновлен храмом Гроба Господня в Иерусалиме) и церковь Всех святых (построена около 1680 года на месте древней церкви, разрушенной во время сильного пожара в Нортгемптоне в сентябре 1675 года; в ней есть иконы святых Петра и Екатерины, она известна своими музыкальными традициями; поэту Джону Клэру нравилось сидеть под ее портиком). Из бывших монастырей Нортгемптона больше всего память сохраняется о клюнийском аббатстве Святой Марии де ла Пре («на лугу») – часть его используется как особняк.
Святые Модвенна и Рагенер, молите Бога о нас!
Дмитрий Лапа
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.