Ветхий Завет: детоводитель ко Христу

Пришел как-то к младшему брату друг. Увидел на полке Псалтирь и расширил глаза от ужаса: «Это кто же читает Псалтирь? В XXI веке?!».






Я не знаю, какие ассоциации всплыли у него в мозгу. Но явно не располагающие к чтению. Парень, кстати, крещеный, и не исключено, что верующий, но «без фанатизма».
А какие у вас ассоциации со словом «Псалтирь»? Я скажу, какие были у меня лет в 17: бабушка, допотопные старушки в храме, очки, шепот. Покойники. Гроб. Деревенская «читалка». Вот, кажется, и все.
Ни намека на связь книги с автором — славным царем Давидом. Давидом, который в юности разорвал пасть львенку, утащившему овцу из стада. Который пращой убил великана Голиафа. Который послал на войну мужа красивой женщины в надежде, что его убьют, и горько плакал потом об этом. Который похоронил ребенка, зачатого неправедно и умершего через несколько дней после рождения, и сочинил покаянный псалом. Который пением псалмов изгонял злого духа из царя Саула. Который был сильный, славный, смелый, и вместе с тем — кроткий и простодушный. Который был отцом Соломона, чье царство считалось самым славным на земле. Вот этот человек и был автором псалмов.
В 20 лет я уже сама читала Псалтирь по прабабушке и чувствовала успокоение и отраду, несмотря на то, что едва ли понимала каждое четвертое слово.
Великим Постом я слушала радио «Радонеж» с чтением из Ветхого Завета и толкованием блаженного Феофилакта Болгарского. Объяснялось каждое слово, каждая мельчайшая деталь, и это было чрезвычайно познавательно.
Потом я ушла в бессрочные декреты и уже не слушала «Радонеж». А потом знакомый священник подарил мне Ветхий Завет в изложении для семинаристов. И Великим Постом я стала читать. Я не ожидала такого сильного впечатления. Я просто не могла оторваться от книги. Как ярко были описаны патриархи и их семьи. Я представила себе Сарру. «Смех сотворил мне Господь» — такими словами она встретила свою беременность в 90 лет. Они были благочестивыми, они угодили Богу. Они были также темпераментными, пламенными, удивительными, находчивыми, неподражаемыми. Пресными они не были. И скучными тоже.
Сейчас я слушаю лекции протоиерея Олега Стеняева. Иногда дома. Иногда в машине. И если мы приезжаем в пункт назначения до того, как кончился рассказ (слово «лекция» не вяжется с искристым повествованием о. Олега), то мы не спешим выходить из машины. Это выше сил человеческих — не дослушать, как Руфь пошла со свекровью к ней на родину. Часто ли невестки говорят свекрови такие слова: «Где ты будешь жить, там и я, твой народ будет моим народом, твой Бог — моим Богом; одна смерть разлучит нас с тобою». Руфь сказала эти слова. И стала прабабушкой Давида.
Ветхий Завет — детоводитель ко Христу.

Людмила Селенская
« Необычные иконы Анны Байбаковой
7-летний акафист »
  • +9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.