Случай с котиком, который навёл на очень глубокие размышления

Сбил на дороге кота. Ночью. В метре от машины вдруг метнулось какое-то грязное пятно с обочины, даже разглядеть не успел толком.




Удар в бампер, глухой стук.
Эх… дуралей ты дуралей, хвостатый… И што ж вас, бедных, под колеса-то несет?
Смотрю в левое зеркало – бежит котяра рысцой через дорогу, хвост трубой. Сразу от души отлегло. Видно, прыгнул на бампер, и скользом обратно на обочину улетел. Повезло, в общем, котику. И в прямом смысле, и в переносном.
Утром вышел к машине – бампер на правом крыле отломан, подкрылок болтается, решетки справа нет. Бестолковый кот с прыжка разбил мне бампер, вышиб решетку, оторвал подкрылок. И убежал рысцой по своим котячьим делам.
Ну да ладно, с бампером разберемся. И с подкрылком тоже. Кот уцелел – слава Богу. А машинные пластмасски дело наживное, починим как-нибудь. Но вот о чем подумалось – чего ж это, действительно, их всех так несет под колеса?
Коты, собаки, ежики, лисы, птицы даже… Гибнут на дорогах без счету, и никак не могут адаптироваться к этой свалившийся на них автобеде. А уж что бывает с машиной после сбитого лося, я однажды видал на трассе.
Кроссовер «Инфинити» стоял на обочине встречки с вмятым внутрь салона триплексом, разбитым в мелкое крошево. Все остальное без повреждений. Я еще подумал — во что можно было так въехать? А метров через сто увидел на дороге здоровенного мертвого лося. Хорошо, что на «Инфинити» лобовое стекло такое покатое — улетел через крышу назад, а не в салон, никто из сидевших в машине не пострадал. Правда, лосю от этого не легче…
Так почему же животные, у которых инстинкт самосохранения – на первом месте, так упорно лезут на дорогу, кидаются под колеса и бамперы? У того же кота ведь реакция ого-го какая! Быстрый, ловкий зверек, птицу влет поймать может. Отчего же на дорогое «ловит» бампер?
Думаю, тут вот что. Не может животное адекватно оценить скорость автомобиля. Не вмещается в их котячьих и собачьих головах, что движущийся объект может перемещаться так быстро. Они — дети природы, и сориентированы лишь на свойственные природе процессы.
А автомобиль — надприродное явление, его человек выдумал. И животным от него на дороге нет спасения. Нет у них «в прошивке» действий против такой неестественной опасности.
Владимир Высоцкий очень художественно описал эту ситуацию в стихах:
Тени голых берез добровольно легли под колеса,
Залоснилось шоссе и штыком заострилось вдали.
Вечный смертник-комар разбивался у самого носа,
Превращая стекло лобовое в картину Дали.
Но ежели б одни только комары и майские жуки становились вечными смертниками в этом противостоянии с автомобилем на трассе…
Весь исторический путь нашей цивилизации в сущности представляет собой попытку человека восстановить могущество и власть над природой, утраченные им в грехопадении.
Когда-то Бог привел к человеку всех животных, чтобы тот дал им имена. Вот как описывает Библия это уникальное событие: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым… (Книга Бытие 2:19,20).





Творец мира добровольно отказался давать имена животным, чтобы полюбоваться тем, как это сделает его любимое творение – человек! Однако Бог не просто дал ему возможность поупражняться в филологии.
В древности имя другому мог дать лишь тот, кто владел им. Господин давал имена своим рабам, победитель заново именовал плененных противников. Да и сегодня имя собаке или кошке дает лишь тот, кто становится их хозяином, кто берет на себя заботу об их жизни, пускает их в свой дом.
Человек изначально был создан Богом как царь Вселенной, получивший власть давать имена ее обитателям. Единственный из всех сотворенных существ, он сочетал в себе как телесную, так и духовную природу. Словно мостик между духовным и материальным миром, человек мог с одной стороны — общаться с Богом от лица всей неодушевленной материальной Вселенной. С другой же – был проводником Божьей воли в материальный мир.
Такое положение делало его, по сути – наместником Бога на земле. И там, где появлялся человек, материальный мир приобретал новое, не свойственное ему от природы качество – возможность общения со своим Творцом.
Отпав от Бога, человек утратил и свое царственное положение в материальном мире. Однако тут же стал пытаться восстановить его, только теперь уже как бы «в обход» Творца, через обуздание природы техническими средствами. И сегодня достиг на этом пути такой мощи, что оказался способен поворачивать реки, осушать моря, влиять на климат.
Но в отрыве от Бога вся эта мощь оказалась так или иначе направленной против Божьего мира – против животных, растений, против воды, земли, воздуха.
И, что интересно, сам человек это все прекрасно осознает. Не случайно ведь появилось такое понятие, как – охрана окружающей среды. Ну, про среду все вроде более-менее ясно: природа, экологические системы, флора-фауна.
А вот кого эта самая – окружающая среда – окружает? Нас она окружает, людей-человеков.
И от кого же ее приходится охранять? А от нас же и приходится.
Человек – главная угроза окружающей его среде.
И охранять эту среду он решил нынче от себя самого.
Так что, трагическое несоответствие природной реакции котиков и скорости несущихся автомобилей – лишь фрагмент более общей проблемы.
Котик – часть окружающей меня среды.
А за рулем автомобиля сижу я – человек.
И котик теперь нуждается в охране. От меня и от моей машины.
Только… кто ж его охранит?
В начале двадцатого века, на заре автомобилизма священник Александр Ельчанинов писал в своих дневниковых записях: «У всадника развивается чувство свободы и власти» (Л. Браун) — всадник, верховая езда — создали рыцарство и всю рыцарскую культуру. Какие чувства рождает управление автомобилем? Что несут в мир шоферы? Какую новую культуру создает автомобиль!?»
Сегодня каждый из нас может дать свою оценку этой, созданной автомобилем, культуре. И, наверное, оценки будут очень разными. Но мне сейчас об этом даже думать не хочется, если честно.
Пойду чинить бампер.

Александр Ткаченко
Источник
« Почему Церковь называет Антония Печерского...
Прозревший слепец »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.