Необычная история схимницы Георгии

Рассказывает игумен Савватий Радков: «Матушка Георгия много лет приезжала к нам в монастырь как паломница. В один из таких приездов она заявила мне:

— Я переезжаю на жительство к вам.

В душе я улыбнулся. Матушка не спросила разрешения, а просто сообщила свое решение. Подумалось: «Очередная мирская старушка. Хочет в монастырь, а не подозревает, как здесь трудно. Поживет немного да уедет». Я ответил:

— Ну, ладно, как Бог даст.

— Батюшка, а вы уже приезжайте за мной. Я и вещи собрала.

И я почувствовал, что не могу отказаться: она говорила со властью. Поехал в Лысьву за ней сам. Решил: «Пускай бабуля поживет в нашем монастыре».

По дороге она рассказывала мне про дорогих ей людей. Поведала про известного подвижника и молитвенника, схиархимандрита Виталия (Сидоренко; 1928–1992), как он несколько раз приезжал в Лысьву, и в 1989-м году постриг ее в монашество.

Необычная история схимницы Георгии

Схимонахиня Георгия (Литвина)

Еще рассказала мне про митрополита Липецкого и Задонского (ныне схимитрополита на покое) Никона (Васина), настоятеля Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, как она общалась с ним в Задонском монастыре, и как по его благословению в 2014-м году была пострижена в схиму.

Я слушал ее истории, и мое мнение о ней резко переменилось: я понял, какой подарок послал Господь нашей обители. Со мной ехала не просто мирская бабушка, а Божий человек. Из глаз у меня полились слезы. Я проникся духом ее чистоты, простоты, праведности. Ее вещи в монастыре я уже разгружал с благоговением.

Схимонахиня Георгия (Литвина) вела внутреннюю, сосредоточенную жизнь. Когда она молилась за людей, которые просили ее о молитвенной помощи, то Господь открывал ей их жизнь. Она скорбела о немощах человеческих, а потом все подтверждалось. Господь дал ей дар прозрения.

Она всегда пребывала в ровном, благодушном настроении, никогда не роптала ни на обиды, ни на болезни, ни на скорби. Вот это незлобие, постоянное пребывание в благодушии, в духе Божием, в радости – это признаки святости.

Скорби человеческие разбивались о ее благость, о ее любящее сердце. Ее мирное устроение передавалось другим. Как от старца Иоанна (Крестьянкина) человек, просто пообщавшись с ним, выходил другим — проходили сомнения, утихали скорби, появлялась надежда, — так и ее мирный дух наполнял всех, кто с ней общался. Недаром русская пословица говорит: «С кем поведешься — от того и наберешься». В Псалтири же сказано:

«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26).

В старице Георгии чувствовалась школа отца Виталия (Сидоренко), подвижника благочестия нашего времени. Отец Виталий был очень смиренным, кротким, имел духовное мужество, дар слез, целомудрие, был исповедником — это все тоже в ней чувствовалось.

От одного взгляда на схимонахиню Георгию уже через 20 минут я понял, что это человек святой жизни. Это нужно было просто ощутить. Так — сидит просто бабушка неприметная, а начнешь общаться — такое тепло от нее. Я почувствовал себя рядом с ней таким ничтожным, таким мелким, недостойным, грешным. По контрасту тьмы со светом. Ощутил свое недостоинство. И все ее дары были плодом молитвы — она постоянно молилась, не выпускала из рук четки.

В конце жизни старица Георгия заболела раком. Она сильно страдала, но все переносила терпеливо и мужественно. Не жаловалась на свое тяжелое онкологическое заболевание, просто таяла. У нее были боли, даже врачи удивлялись, как она все это терпит, при этом ходила в храм и молилась. До конца дней не ослабевала в молитве Иисусовой.

Ее мантию и скуфью я храню как святыню.

Схимонахиня Георгия была небольшого ростика. Но при встрече мне казалось, что это я маленький, а она гигант. Гигант духа. Всегда при общении с ней была Пасхальная радость».

Необычная история схимницы Георгии

Сестры Казанского Трифонова женского монастыря с духовенством

Елена Трошина: моя дружба со старицей

Со старицей Георгией я познакомилась за 2 года до ее смерти, в 2016-м году, во Всехсвятском храме Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой пустыни, где она несла послушание чтения Псалтири.

Я подошла к старице, попросила ее молитв. Она ответила, что обязательно помолится, и пригласила посетить ее келлию. Когда после экскурсии я зашла к старице Георгии, то узнала, что она — духовное чадо схиархимандрита Виталия (Сидоренко), которого я очень почитаю. На столе уже лежали его письма, чётки, какие-то личные вещи, вырезанный им из консервной банки крест. Мать Георгия рассказала, что отец Виталий трижды приезжал в Лысьву на лечение, что он постриг ее и еще несколько верующих женщин в монахини, поведала о его письмах и духовных наставлениях.

Так, вкратце рассказав про свою жизнь, она дала мне 200 рублей, свечу и попросила:

— Поедешь в Грузию, подай за меня на могилке отца Виталия записочки и поставь свечу.

Вот тут я пришла в недоумение! Она видит меня в первый раз — и откуда может знать, что я почитаю отца Виталия и сопровождаю паломнические поездки в Грузию?! Все это она констатировала как факт, будто много лет меня знала.

Я выполнила все просьбы старицы, и, вернувшись из Грузии, привезла ей святыни с могилы ее духовного отца. Так мы подружились.

Необычная история схимницы Георгии

Схимонахиня Георгия и Елена Трошина

История жизни схимницы

Жизнь у схимницы была непростая, дух ее выковывался в тяжелых скорбях и испытаниях. Родилась схимонахиня Георгия, в миру Валентина Васильевна Литвина, в 1932-м году в деревне Токаревка Молотовской области (ныне Пермский край) в крестьянской семье.

Отец её, Василий Михайлович Литвин, и мать, Наталья Петровна, были ровесниками века (1898 и 1900 годы рождения). Жили они обособленно, в колхоз не вступали. Держали скотину: лошадь, корову, свиней, птицу домашнюю. С колхозниками дружбы не водили, да и те единоличников не жаловали.

Один из братьев отца, Яков Михайлович Литвин, был насельником Белогорского мужского монастыря, 34 монаха которого были замучены и расстреляны большевиками, а отец наместник, архимандрит Варлаам (Коноплёв), утоплен в Каме. О дальнейшей судьбе Якова Михайловича ничего не известно, по-видимому, он тоже был убит.

В семье Литвиных Валентина была третьим и последним ребенком из выживших. Мать, Наталья Петровна, рожала 14 раз дома, до больницы доехать не было ни времени, ни возможности, и дети умирали при рождении или вскоре после него.

Старший брат Вали, Александр, был хозяйственным, с ранних лет ловил рыбу, ставил петли на зайцев. Мясо было хорошим подспорьем для семьи. Шкурки брат выделывал и сдавал в заготконтору, в обмен давали продукты или ткань, в основном ситец, из которого мать шила себе и дочкам платья, а мужчинам рубахи.

Второй в семье была сестра Александра, или, как называл ее отец, — Санка, 1928 года рождения. С четырех лет она стала полноценной нянькой для своей младшей сестры Вали, которая родилась в 1932-м году. Усыпить, накормить, перепеленать — все это входило в обязанности малолетней Санки, так что ее образование закончилось на втором классе. С 5 лет девочка также пряла шерсть, отрепи, оставшиеся ото льна. Из них мать ткала ткань, шила мешки для хозяйства и на продажу, изо льна же вили оборы, ими потом подвязывали лапти. Лапти тоже плели сами, и не только для себя, но и на продажу.

Когда Валентина подросла, она заменила в этих трудах старшую сестру. А та уже вместе с отцом и братом ходила на покос, осенью в найм: пилили и кололи дрова. Когда строили себе дом, вместе с мужиками шкурила бревна, конопатила избу. В 1948-м году Александра вышла замуж, родила пятерых детей. Валентина всегда принимала участие в воспитании племянников, приобщала их к вере.

Вскоре в деревне единоличников стали притеснять, пытались всех загнать в колхоз, в противном случае грозились отобрать домашнюю скотину. И в 1936-м году, когда Валечке было 4 года, ее отец собрал домашний скарб, распродал всю живность и подался с семьей в Лысьву. В городе долгое время снимали жилье, только в 1939-м перебрались в свой дом, да и то не сразу. Сначала построили баню, там и жили некоторое время, пока достраивали избу.

В июле 1941 старший брат Вали ушел на фронт. С дороги успел написать одно-единственное письмо, а в ноябре пришла похоронка: «Александр Васильевич Литвин, 1921 года рождения, погиб 15 сентября 1941 года в боях под Винницей». Ему было всего 20 лет. Царствие Небесное воину Александру!

В конце 1941 года из Одессы в Лысьву эвакуировали военный завод. Санка сразу пошла на него работать, там же работал и 43-летний отец. На фронт его не взяли, дали бронь, поскольку ценили как хорошего работника. Работать было тяжело, цеха наскоро сколотили из досок, так что зимой руки примерзали к железу. Цех, в котором работала сестра, в народе называли «детским садом»: за станками стояли такие же, как 13-летняя Санка, пацаны и пацанки.

С начала войны в городе, как и по всей стране, ввели продуктовые карточки. Карточки были разные: мясные, крупяные, жировые и хлебные, и нормы тоже разные: для работающих, детей и иждивенцев. Работающим выдавали на месяц 500 граммов мяса, 600 граммов круп, 400 граммов маргарина. По хлебным карточкам — 600 граммов хлеба в день. Нормы на детей и иждивенцев были и того меньше.

К праздникам или за перевыполнение нормы выдавали разбавленный спирт. Спирт можно было обменять у раненых из госпиталя на деньги или на хлеб, иногда на талоны. Санка обычно брала деньгами, покупала на рынке у колхозников стаканами овсяную муку, дома варила из нее похлебку-болтушку, подкармливала ею синюю от голода младшую сестру.

В 1944-м в дом пришла беда. Мать Наталья всю зиму болела, чахла на глазах. Сказались и многочисленные роды, и голодные военные годы, и непосильный ежедневный труд. Четвертого июня она тихо умерла во сне. Ей было 44 года, и умерла она в 44-v году. Отец взял на работе выходной, прикрыл жену покрывалом и пошел за старшей дочерью, которая уже больше месяца вместе с другими заводскими работала на заготовке дров. 12-летняя Валя одна осталась в доме рядом с умершей матерью, забилась в самый дальний угол полатей, зарылась в тулупы и горько плакала от жалости, а еще от страха. Маму похоронили в братской могиле.

В 1946-м году, когда Вале исполнилось 14, закончилась ее школьная жизнь, ей удалось окончить только 6 классов, и начались трудовые будни. Год работала в людях нянькой, затем пошла на завод, 7 лет трудилась на складе. Потом устроилась в больницу санитаркой, где и проработала всю оставшуюся жизнь, до выхода на пенсию.

В том же 1946-м году жизненная дорога привела девочку в Церковь. Как рассказывала сама Валентина, весной, сидя на уроке, она смотрела в окно, наблюдала за играющими на улице детьми. В голове вдруг родились вопросы: почему люди умирают? Что с ними происходит после смерти? Никто не смог дать ответа, который бы полностью удовлетворил ее детское любопытство. Ответы на эти вопросы дал священник в церкви, куда ее привела соседка.

Необычная история схимницы Георгии

Возле храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, город Лысьва

Так с 14-летнего возраста началось ее служение Богу. Валя стала постоянной прихожанкой храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова города Лысьвы, туда она спешила каждую свободную минуту. В те годы за веру исключали из партии, снимали с руководящих должностей, но Валентине нечего было опасаться: она не состояла в партии, не занимала высоких постов. И начальники закрывали глаза на ее, как они считали, «чудачества». На самом же деле вера в Бога стала для нее смыслом жизни. Желающих окрестить детей, обвенчаться и в те времена имелось много. В церкви это было не всегда безопасно. Вот маленький домишко Валентины и превратился в место, где зачастую в строжайшем секрете совершались таинства Крещения или Венчания.

Валентина не выходила замуж, жила в целомудрии и молитве. Свое отпускное время проводила в паломнических поездках, молилась в храмах и монастырях Киева, Пскова, Загорска, Краснодара, а также Латвии, Эстонии. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре на нее обратил внимание архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который предсказал ей монашеское будущее. Предсказание старца сбылось. Валентина стала духовным чадом схиархимандрита Виталия (Сидоренко), который и постриг ее в монашество в 1989-м году в возрасте 57 лет.

Необычная история схимницы Георгии

Схиархимандрит Виталий в Лысьве

Необычная история схимницы Георгии

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

В начале нулевых Валентина обменяла свою избу на комнату в Доме ветеранов. В силу своего возраста и здоровья ей было уже тяжело заготавливать дрова, топить печь. Еще в молодом возрасте ей установили инвалидность, у нее были серьезные проблемы с легкими.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, она прожила долгую жизнь, полную духовных трудов и подвижничества. Последние годы жизни старица провела в нашем монастыре, Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой женской пустыни. Умерла старица в апреле 2018 года и похоронена на нашем монастырском кладбище.

Вот такую историю жизни одной из сестер нашей обители мы сегодня вам поведали.

Необычная история схимницы Георгии

Схимонахиня Георгия за чтением Псалтири

Необычная история схимницы Георгии

Казанская Трифонова женская пустынь среди лесов и полей

Ольга Рожнёва

Оставить комментарий

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024