Ликбез: что такое Святая Святых
Словосочетание «святая святых» в светской речи обычно употребляется в переносном смысле. Оно означает нечто самое сокровенное, к чему далеко не каждый имеет доступ. Так говорят не только о каком-нибудь секретном месте, но и, например, о потаённых сторонах души. Артур Доуэль, главный герой книги А. Беляева «Голова профессора Доуэля», так говорит о профессоре Керне: «Мне известно, что ряд опытов, и самых интересных, он производит на дому. Но он очень замкнутый человек и никого не желает пускать в свое святая святых».
Иное значение — нечто особо почитаемое и неприкосновенное: «Убеждения мои остались при мне… уж это, брат, шалишь, чтобы я за семь тысяч переменил убеждения… Убеждения ― это моя святая святых неприкосновенная» (И. Н. Потапенко, «Не герой», 1891).
Все эти значения восходят к буквальному. В древности это было вполне определенное место, единственное на земле: центральная часть скинии (переносного шатра) пророка Моисея, а затем и Иерусалимского храма — главного места поклонения Богу в Ветхом Завете. Святыня — это предмет или место, особо почитаемое, часто запретное для непосвящённых, и небрежное обращение с ним считается осквернением. «Святая святых» было особенным священным местом: туда входил только первосвященник и только один раз в год.
В других странах существуют подобные выражения с тем же самым смыслом: в английском — Holy of Holies и заимствованное из латыни Sanctum Sanctorum, в немецком — Allerheiligstes. Название Sancta Sanctorum носит личная капелла римских пап в Латеранском дворце Рима.
И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго Святых. И положи крышку на ковчег откровения во Святом Святых (Исх 26:33–34). По-церковнославянски: И повесиши завесу на столпех, и внесеши тамо внутрь завесы кивот свидения: и разделяти будет завеса вам посреде святилища и посреде Святая святых, и закрыеши завесою кивот свидения во Святая святых.
Святая Святых — это закрытая от посторонних взоров часть скинии. Когда скинию ставили, Святая Святых была на западе. Там ничего не было, кроме ковчега Завета — ларца, где хранились скрижали, на которых были начертаны данные Богом 10 заповедей. Этот ковчег был символом присутствия Бога посреди людей. Господь давал видимый знак Своего присутствия в святейшем отделении скинии: там была шехина — светоносное облако (Лев 16:2).
Когда царь Соломон (X век до Рождества Христова) построил в Иерусалиме храм, планировка его была подобной планировке древней скинии. Для Святая Святых было отведено западное помещение храма — давир (3 Цар 6:16). В это отделение также положили предметы, напоминающие о чудесах, явленных Богом Израилю: золотой сосуд, где хранилась манна — пища, которую Бог послал евреям в пустыне; жезл Аарона, брата Моисея, — посох из миндального дерева, вопреки законам природы расцветший (Евр 9:4–5).
В 587 году до Р. Х. храм разрушили вавилоняне, а следы ковчега и прочих священных предметов были утеряны. Однако в восстановленном после вавилонского плена храме была выделена Святая Святых, правда лишенная находящихся здесь ранее святынь.
В Святая Святых имел право входить только первосвященник из рода Аарона, прародителя всех израильских священников. Единственный раз в году, когда ему позволялось это делать, — был День Очищения (Йом-Кипур). Туда первосвященник входил с кровью жертвенных тельца и козла, чтобы окропить ими крышку ковчега в знак искупления грехов народа (Лев 16). Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям:
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых… <…> а во вторую [скинию входил. — Прим. авт.] однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (Евр 9:3–7).
Одновременно апостол Павел говорит, что на самом деле кровь жертвенных животных не очищала грехи:
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр 10:1–4).
Значит, кровь тельца и козла, приносимая каждый год, не давала искупления грехов народа, а была лишь его символом и таила в себе указание на грядущие события. Реальность, которая скрывалась за прообразами, — искупление грехов всего человечества Кровью Иисуса Христа.
Церковь также признаёт Святая Святых прообразом Девы Марии, Которая вместила в Себе Самого Бога во плоти: «Святы́х Свята́я Богоро́дице Всепе́тая, ча́яние язы́ков, и Спасе́ние ве́рных, из Тебе́ возсия́ Изба́витель и Жизнода́вец, и Госпо́дь: Его́же моли́ спасти́ся рабо́м Твои́м». Согласно преданию, Богородица входила в Святая Святых второго храма. Это событие Церковь празднует как Введение во храм Пресвятой Богородицы.
В христианских храмах нет помещения, которое по функциям соответствовало бы древнему Святая Святых. Но алтари наших храмов так же святы, ведь в них во время таинства Евхаристии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Иисуса Христа — Сам Господь, истинный Бог и совершенный Человек, присутствует в алтаре. Как и в Святая Святых, так и в алтарь не заходит никто из непосвященных, только священно- и церковнослужители.
По-еврейски оно называется Кодеш ха-Кодашим. Слово «кодеш» переводится как «святой». В древнееврейском языке оно имело смысловые оттенки особой причастности Богу, отделённости от всего обыденного и греховного. Иное название, давир, возможно, происходит от глагола «давар» — говорить: оттуда, из пространства между двумя херувимами на ковчеге завета, раздавался голос Божий Моисею (Чис 7:89) и первосвященникам.
На греческий язык Кодеш ха-Кодашим переводится как «Хагиа тон Хагион». Переводчики Библии на церковнославянский язык точно скалькировали это выражение: Святая Святых.
Святая — это Тело и Кровь Христовы, величайшая святыня Православной Церкви, присутствующая на литургии в каждом храме. Ее должны причаститься прихожане. Их, согласно святителю Кириллу Иерусалимскому, Церковь называет святыми, потому что они получили дар Святого Духа в Крещении и Миропомазании. Но в то же время Церковь напоминает, что Святые Дары подобает принимать только святым. Так что если кто не раскаялся в совершенных грехах, не исповедался, тот, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, да не смеет приступать к Святой Чаше.
На возглас «Святая святым» Церковь отвечает: «Един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь». В собственном смысле свят только Бог, а люди получают святость от Него.
Итак, в буквальном значении Святая Святых — потаённое помещение ветхозаветной скинии и храма, запретное для всех, кроме первосвященника. В переносном смысле фразой «святая святых» стали называть потаённые, либо особо почитаемые места, предметы и явления.
Иное значение — нечто особо почитаемое и неприкосновенное: «Убеждения мои остались при мне… уж это, брат, шалишь, чтобы я за семь тысяч переменил убеждения… Убеждения ― это моя святая святых неприкосновенная» (И. Н. Потапенко, «Не герой», 1891).
Все эти значения восходят к буквальному. В древности это было вполне определенное место, единственное на земле: центральная часть скинии (переносного шатра) пророка Моисея, а затем и Иерусалимского храма — главного места поклонения Богу в Ветхом Завете. Святыня — это предмет или место, особо почитаемое, часто запретное для непосвящённых, и небрежное обращение с ним считается осквернением. «Святая святых» было особенным священным местом: туда входил только первосвященник и только один раз в год.
В других странах существуют подобные выражения с тем же самым смыслом: в английском — Holy of Holies и заимствованное из латыни Sanctum Sanctorum, в немецком — Allerheiligstes. Название Sancta Sanctorum носит личная капелла римских пап в Латеранском дворце Рима.
«Святая Святых» в Библии
Ветхозаветный пророк Моисей не сам изобрёл скинию — переносной шатер, в котором израильтяне служили Богу. Бог рассказал ему, каким должен быть кочевой храм древних евреев:И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго Святых. И положи крышку на ковчег откровения во Святом Святых (Исх 26:33–34). По-церковнославянски: И повесиши завесу на столпех, и внесеши тамо внутрь завесы кивот свидения: и разделяти будет завеса вам посреде святилища и посреде Святая святых, и закрыеши завесою кивот свидения во Святая святых.
Святая Святых — это закрытая от посторонних взоров часть скинии. Когда скинию ставили, Святая Святых была на западе. Там ничего не было, кроме ковчега Завета — ларца, где хранились скрижали, на которых были начертаны данные Богом 10 заповедей. Этот ковчег был символом присутствия Бога посреди людей. Господь давал видимый знак Своего присутствия в святейшем отделении скинии: там была шехина — светоносное облако (Лев 16:2).
Когда царь Соломон (X век до Рождества Христова) построил в Иерусалиме храм, планировка его была подобной планировке древней скинии. Для Святая Святых было отведено западное помещение храма — давир (3 Цар 6:16). В это отделение также положили предметы, напоминающие о чудесах, явленных Богом Израилю: золотой сосуд, где хранилась манна — пища, которую Бог послал евреям в пустыне; жезл Аарона, брата Моисея, — посох из миндального дерева, вопреки законам природы расцветший (Евр 9:4–5).
В 587 году до Р. Х. храм разрушили вавилоняне, а следы ковчега и прочих священных предметов были утеряны. Однако в восстановленном после вавилонского плена храме была выделена Святая Святых, правда лишенная находящихся здесь ранее святынь.
В Святая Святых имел право входить только первосвященник из рода Аарона, прародителя всех израильских священников. Единственный раз в году, когда ему позволялось это делать, — был День Очищения (Йом-Кипур). Туда первосвященник входил с кровью жертвенных тельца и козла, чтобы окропить ими крышку ковчега в знак искупления грехов народа (Лев 16). Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям:
За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых… <…> а во вторую [скинию входил. — Прим. авт.] однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (Евр 9:3–7).
Одновременно апостол Павел говорит, что на самом деле кровь жертвенных животных не очищала грехи:
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр 10:1–4).
Значит, кровь тельца и козла, приносимая каждый год, не давала искупления грехов народа, а была лишь его символом и таила в себе указание на грядущие события. Реальность, которая скрывалась за прообразами, — искупление грехов всего человечества Кровью Иисуса Христа.
Церковь также признаёт Святая Святых прообразом Девы Марии, Которая вместила в Себе Самого Бога во плоти: «Святы́х Свята́я Богоро́дице Всепе́тая, ча́яние язы́ков, и Спасе́ние ве́рных, из Тебе́ возсия́ Изба́витель и Жизнода́вец, и Госпо́дь: Его́же моли́ спасти́ся рабо́м Твои́м». Согласно преданию, Богородица входила в Святая Святых второго храма. Это событие Церковь празднует как Введение во храм Пресвятой Богородицы.
В христианских храмах нет помещения, которое по функциям соответствовало бы древнему Святая Святых. Но алтари наших храмов так же святы, ведь в них во время таинства Евхаристии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Иисуса Христа — Сам Господь, истинный Бог и совершенный Человек, присутствует в алтаре. Как и в Святая Святых, так и в алтарь не заходит никто из непосвященных, только священно- и церковнослужители.
Происхождение выражения
Для древнееврейской культуры характерны обороты, в которых однокоренные слова повторяются – они указывают на превосходную степень чего-либо. Бог называется Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим 6:15, Откр 19:16). Это значит, что все цари должны служить Ему, и все земные господа признавать, что и у них есть Господин — Бог. Также и Святая Святых — это самое главное святое место.По-еврейски оно называется Кодеш ха-Кодашим. Слово «кодеш» переводится как «святой». В древнееврейском языке оно имело смысловые оттенки особой причастности Богу, отделённости от всего обыденного и греховного. Иное название, давир, возможно, происходит от глагола «давар» — говорить: оттуда, из пространства между двумя херувимами на ковчеге завета, раздавался голос Божий Моисею (Чис 7:89) и первосвященникам.
На греческий язык Кодеш ха-Кодашим переводится как «Хагиа тон Хагион». Переводчики Библии на церковнославянский язык точно скалькировали это выражение: Святая Святых.
Молитва «Святая Святых»
В нашу редакцию обращались с просьбой рассказать больше об этой молитве, которая произносится на литургии. Но она звучит чуть иначе: «Святая святым». Строго говоря, это не молитва, а возглас священника перед началом причащения прихожан.Святая — это Тело и Кровь Христовы, величайшая святыня Православной Церкви, присутствующая на литургии в каждом храме. Ее должны причаститься прихожане. Их, согласно святителю Кириллу Иерусалимскому, Церковь называет святыми, потому что они получили дар Святого Духа в Крещении и Миропомазании. Но в то же время Церковь напоминает, что Святые Дары подобает принимать только святым. Так что если кто не раскаялся в совершенных грехах, не исповедался, тот, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, да не смеет приступать к Святой Чаше.
На возглас «Святая святым» Церковь отвечает: «Един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь». В собственном смысле свят только Бог, а люди получают святость от Него.
Итак, в буквальном значении Святая Святых — потаённое помещение ветхозаветной скинии и храма, запретное для всех, кроме первосвященника. В переносном смысле фразой «святая святых» стали называть потаённые, либо особо почитаемые места, предметы и явления.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.