Что общего у Страшного суда и свадьбы
В Евангелии от Матфея Христос, разговаривая с учениками о Страшном суде, который произойдет в конце времен, рассказывает им притчу. В ней Он сравнивает Свое Второе Пришествие с событием, которое было знакомо каждому.
Это событие — свадьба, точнее один ее фрагмент. Еврейская свадьба состояла из двух частей: помолвки и непосредственно бракосочетания. Помолвка происходила после того, как отец жениха выбирал ему невесту и договаривался с семьей девушки о брачном союзе. Тогда происходило обручение молодых. После этого пара считалась уже официально женатой, однако невеста все еще оставалась жить со своими родителями в ожидании главного этапа свадьбы – бракосочетания.
Однако никому не было точно известно время, когда эта церемония состоится. В среднем между обручением и бракосочетанием проходило от шести месяцев до года — все зависело от окончательного решения отца жениха. Жених мог приехать к невесте для совершения церемонии бракосочетания в любое время, причем в буквальном смысле — и днем, и ночью. Он приезжал с торжественной процессией, одетый в праздничные одежды, с короной из драгоценных металлов или цветов и в окружении своих приближенных. Чтобы предупредить о своем приезде, жених мог послать вперед человека, который бы выкрикивал: «Смотрите! Жених идет!» После этого жених заходил в дом отца невесты, откуда забирал будущую жену в свой дом, где и происходила церемония бракосочетания. А когда двери за спиной жениха захлопывались, уже никто не мог бы попасть на брачный пир.
Для того чтобы приезд жениха не застал девушку врасплох ночью, она и другие девушки, жительницы поселения, заранее готовили масляные светильники. Ночью на улице люди освещали себе дорогу светильниками, и поэтому невеста с подружками тоже встречали жениха, держа зажженные светильники.
Именно об этом свадебном обычае напоминает Христос Своим ученикам, проводя параллели с событиями Страшного суда. Христос рассказывает притчу о девах, которые, как и следовало по традиции, со светильниками ожидали приезда жениха. Однако из десяти дев только пять взяли масло, которым бы поддерживали пламя светильника. Когда в полночь раздался традиционный крик о приезде жениха, проснувшиеся от дрёмы девы встали, чтобы выйти гостю навстречу. Но пять дев, которые забыли взять с собой масло, обнаружили, что их светильники погасли, и им пришлось идти его покупать. Вернувшись, она обнаружили, что жених и пять мудрых дев уже удалились на брачный пир и проход для неразумных дев был закрыт.
Через такое знакомое для иудеев сравнение Христос указывает на то, что мы всегда должны быть готовы ко Второму Пришествию небесного Жениха — Сына Божия. Образ Бога-Жениха имеет корни еще в Ветхом Завете. В ветхозаветной Книге пророка Осии говорится об обручении Невесты-Израиля Жениху-Богу: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос 2:19–20). Похожая метафора используется в Новом Завете для описания природы союза Христа и Церкви. Апостол Павел прямо сравнивает отношения в семье между супругами с отношениями Христа и Церкви: Мужья, любите своих жен, как иХристос возлюбил Церковь ипредал Себя за нее (Еф 5:25).
Христос распространяет эту метафору и на сюжет своей притчи. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий, — учит Христос (Мф 25:13). Людям в ожидании Страшного суда, о времени наступления которого не знает никто, необходимо заботиться о чистоте своей души, чтобы по пришествии Сына Божия не услышать слова, сказанные неразумным девам в притче: Истинно говорю вам: не знаю вас (Мф 25;12).
Интересно, что такую отсылку Христа к свадебным обычаям поняли бы не только иудеи. Такая же традиция существует и в культуре Индии. В примечании к этой притче у пастора американской пресвитерианской церкви Альберта Барнса приводится следующий рассказ миссионера:
«При одном браке индусском, где и я был, жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как прибытия его ждали часа два или три, возвестили о прибытии его словами почти евангельскими: вот жених идет; выходите навстречу ему. Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники, и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Чрез несколько времени все взошли в дом, двери которого были затворены вслед за тем, и их охраняли сипаи. Я, и другие со мною, тщетно просили этих стражей — пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери».
Это событие — свадьба, точнее один ее фрагмент. Еврейская свадьба состояла из двух частей: помолвки и непосредственно бракосочетания. Помолвка происходила после того, как отец жениха выбирал ему невесту и договаривался с семьей девушки о брачном союзе. Тогда происходило обручение молодых. После этого пара считалась уже официально женатой, однако невеста все еще оставалась жить со своими родителями в ожидании главного этапа свадьбы – бракосочетания.
Однако никому не было точно известно время, когда эта церемония состоится. В среднем между обручением и бракосочетанием проходило от шести месяцев до года — все зависело от окончательного решения отца жениха. Жених мог приехать к невесте для совершения церемонии бракосочетания в любое время, причем в буквальном смысле — и днем, и ночью. Он приезжал с торжественной процессией, одетый в праздничные одежды, с короной из драгоценных металлов или цветов и в окружении своих приближенных. Чтобы предупредить о своем приезде, жених мог послать вперед человека, который бы выкрикивал: «Смотрите! Жених идет!» После этого жених заходил в дом отца невесты, откуда забирал будущую жену в свой дом, где и происходила церемония бракосочетания. А когда двери за спиной жениха захлопывались, уже никто не мог бы попасть на брачный пир.
Для того чтобы приезд жениха не застал девушку врасплох ночью, она и другие девушки, жительницы поселения, заранее готовили масляные светильники. Ночью на улице люди освещали себе дорогу светильниками, и поэтому невеста с подружками тоже встречали жениха, держа зажженные светильники.
Именно об этом свадебном обычае напоминает Христос Своим ученикам, проводя параллели с событиями Страшного суда. Христос рассказывает притчу о девах, которые, как и следовало по традиции, со светильниками ожидали приезда жениха. Однако из десяти дев только пять взяли масло, которым бы поддерживали пламя светильника. Когда в полночь раздался традиционный крик о приезде жениха, проснувшиеся от дрёмы девы встали, чтобы выйти гостю навстречу. Но пять дев, которые забыли взять с собой масло, обнаружили, что их светильники погасли, и им пришлось идти его покупать. Вернувшись, она обнаружили, что жених и пять мудрых дев уже удалились на брачный пир и проход для неразумных дев был закрыт.
Через такое знакомое для иудеев сравнение Христос указывает на то, что мы всегда должны быть готовы ко Второму Пришествию небесного Жениха — Сына Божия. Образ Бога-Жениха имеет корни еще в Ветхом Завете. В ветхозаветной Книге пророка Осии говорится об обручении Невесты-Израиля Жениху-Богу: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос 2:19–20). Похожая метафора используется в Новом Завете для описания природы союза Христа и Церкви. Апостол Павел прямо сравнивает отношения в семье между супругами с отношениями Христа и Церкви: Мужья, любите своих жен, как иХристос возлюбил Церковь ипредал Себя за нее (Еф 5:25).
Христос распространяет эту метафору и на сюжет своей притчи. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий, — учит Христос (Мф 25:13). Людям в ожидании Страшного суда, о времени наступления которого не знает никто, необходимо заботиться о чистоте своей души, чтобы по пришествии Сына Божия не услышать слова, сказанные неразумным девам в притче: Истинно говорю вам: не знаю вас (Мф 25;12).
Интересно, что такую отсылку Христа к свадебным обычаям поняли бы не только иудеи. Такая же традиция существует и в культуре Индии. В примечании к этой притче у пастора американской пресвитерианской церкви Альберта Барнса приводится следующий рассказ миссионера:
«При одном браке индусском, где и я был, жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как прибытия его ждали часа два или три, возвестили о прибытии его словами почти евангельскими: вот жених идет; выходите навстречу ему. Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники, и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Чрез несколько времени все взошли в дом, двери которого были затворены вслед за тем, и их охраняли сипаи. Я, и другие со мною, тщетно просили этих стражей — пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.