Змей на дороге: Иаков — о Христе и Антихристе
Вы помните имена сыновей Иакова? Первенцем был Рувим, за ним шел Симеон, третьим был Левий, четвертым – Иуда, одиннадцатым был Иосиф Прекрасный, ну, и так далее.
От кого из них должен был произойти Мессия? Разумеется, от первенца, от Рувима. Но Рувим совершил тяжелейший грех – осквернил ложе отца, переспав с его наложницей Валлой (Быт. 35, 22), и этот грех лишил его права на первородство. Второй и третий сыновья, Симеон и Левий, устроили страшную резню беззащитных жителей Сихема (Шхема), желая отомстить за честь своей сестры Дины, изнасилованной в этом городе. Из-за своей жестокости они тоже лишились права стать прародителями Христа.
И, значит, право на продолжение священной линии от Авраама к Иисусу Христу переходило к четвертому сыну Иакова, Иуде. Именно колено Иудино Господь сохранит и вернет из Вавилонского плена. Поэтому после Вавилонского плена евреев будут называть еще иудеями (вариантами этого названия являются и восточное «яхуд», и английское «Jews», и приобретшее ныне сугубо отрицательный оттенок слово «жиды») – ведь большинство послепленных евреев были из колена Иудина. И Сам Господь наш Иисус Христос станет тем самым «Львом от колена Иудина» (Откр.5, 5), о Котором пророчески возвестил сыновьям в Египте умирающий Иаков-Израиль…
Итак, 1859 год до н.э., Египет, город Аварис в дельте Нила, где в возрасте 147 лет готовится встретить смерть Иаков-Израиль… К нему за последним благословением подходят 11 его сыновей, родоначальники 11 колен Израиля (со своим любимым сыном Иосифом Иаков уже простился).
Первым подходит к отцу, становится на колени и припадает лицом к краю одра Рувим. Тот самый Рувим, который совершил мерзость, согрешил с наложницей собственного отца.
– Рувим, первенец мой! – с трудом шевеля спекшимися губами, обращается к нему Иаков. – Ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою… (Быт. 49, 3–4)
Рувим в смущении поднимается с колен и отходит. Судьба его потомков предрешена.
«Уже Моисей в благословении своем колену Рувимову (Втор. 33, 6) молитвенно желает ему лишь того, чтобы оно не вымерло… В последующее время колено Рувима одно из первых исчезает из истории».
Теперь к одру умирающего подходят Симеон и Левий. Вместе они держались в детстве, вместе мстили за поруганную честь младшей сестры, – и сейчас, в этот день последнего разговора с отцом, они подошли к нему вместе. Вместе опустились перед ним на колени.
– Симеон и Левий, братья, – чуть слышно говорит им Иаков, – орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя… проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле (Быт. 49, 5–7).
Разумеется, так оно и впоследствии и случилось.
«Пророчество на обоих коленах исполнилось с точностью, хотя не одинаковым образом, – комментирует А. Лопухин, – во всем неблагоприятном значении только на колене Симеона. Оно быстро уменьшилось в числе за 40 лет странствования по пустыне… В Ханаане оно получило удел свой не самостоятельно, а в пределах Иудина колена (Нав. 19; 1, 9). Малозначительность его в общенародной жизни видна уже из того, что в благословении Моисея (Втор. 33) оно совсем не упоминается.
На колене Левиином первоначально также сбылось грозное слово патриарха: оно не получило собственного удела при разделе Ханаана <...> Но затем искреннее и ревностное служение Богу представителей этого колена <...> сделало его избранным и священным коленом служителей Иеговы при Его святилище: тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения – учительства, богослужения… среди Израиля (Втор. 32, 9−11)».
Теперь очередь подходить за благословением четвертому сыну, Иуде. Иаков смотрит на сына… и вдруг стены шатра и входной занавес словно качнулись перед его затуманенными глазами… Собрав последние силы, Израиль приподнимается на своем одре и, протягивая благословляющую руку, восклицает:
– Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается (Быт. 49, 8–9)… Он привязывает к виноградной лозе осленка Своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы Своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние Свое; блестящи очи [Его] от вина, и белы зубы [Его] от молока (Быт 49, 11–12).
Израиль отчетливо видит Того, о Ком говорил Бог в Первоевангелии (Быт. 3, 15), – Спасителя мира, Царя-Мессию! Царь из рода Давидова, встречаемый ликованьем толпы, на осляти въезжает в Иерусалим…
Иаков видит: вот, на горе, высящейся над заброшенной каменоломней, сразу за иерусалимскими стенами, молодой Лев от колена Иудина раскинул на Кресте руки… Вот, Его пречистое Тело ученики снимают с Креста, обмывают водой, оборачивают в плащаницу… Женщины со слезами возливают на Него благовония… Тело Умученного несут во гроб, возлагают на выдолбленное в известняковой пещере, на террасе каменоломни, ложе; хоронят, приваливают во гробу тяжелый камень…
– Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? (Быт. 49, 9) – горестно шепчет старец Иаков. – Кто же, если не Сам Всевышний, теперь воскресит Сына Своего?..
Дальше мы пропустим благословения и пророчества о других сыновьях Израиля. Остановимся только на еще одном из двенадцати, на сыне Иакова по имени Дан.
Ничего плохого о Дане Писание нам не сообщает. Но, глядя на печально-торжественное лицо своего сына, именно в его потомках Иаков-Израиль пророчески прозревает человека греха, антихриста, которому суждено прийти в последние времена истории человечества.
– Дан будет змеем на дороге, – словно сам не веря тому, что ему сейчас было открыто Богом, с трудом произносит старик, – аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад… (Быт. 49, 17)
Последние времена истории человечества… На троне в царском притворе восстановленного Иерусалимского храма воссел сын блудницы, антихрист, бесстыдный обманщик, творящий великие чудеса, еврей из колена Данова. Евреи сначала признали его за своего Машиаха, но потом, наученные пророком Илией, увидели в нем узурпатора и лжеца и восстали против его власти. Взбешенный антихрист собирает властителей всего мира и ведет их полчища на Святую Землю, чтобы наказать восставших против него евреев… Долина Изреельская дрожит от взрывов и шума, долина Армагеддонская трепещет от криков раненных…
Иаков опять роняет седую голову на подушку. В изнеможении шепчет:
– На помощь твою надеюсь, Господи (Быт. 49, 18).
От кого из них должен был произойти Мессия? Разумеется, от первенца, от Рувима. Но Рувим совершил тяжелейший грех – осквернил ложе отца, переспав с его наложницей Валлой (Быт. 35, 22), и этот грех лишил его права на первородство. Второй и третий сыновья, Симеон и Левий, устроили страшную резню беззащитных жителей Сихема (Шхема), желая отомстить за честь своей сестры Дины, изнасилованной в этом городе. Из-за своей жестокости они тоже лишились права стать прародителями Христа.
И, значит, право на продолжение священной линии от Авраама к Иисусу Христу переходило к четвертому сыну Иакова, Иуде. Именно колено Иудино Господь сохранит и вернет из Вавилонского плена. Поэтому после Вавилонского плена евреев будут называть еще иудеями (вариантами этого названия являются и восточное «яхуд», и английское «Jews», и приобретшее ныне сугубо отрицательный оттенок слово «жиды») – ведь большинство послепленных евреев были из колена Иудина. И Сам Господь наш Иисус Христос станет тем самым «Львом от колена Иудина» (Откр.5, 5), о Котором пророчески возвестил сыновьям в Египте умирающий Иаков-Израиль…
Итак, 1859 год до н.э., Египет, город Аварис в дельте Нила, где в возрасте 147 лет готовится встретить смерть Иаков-Израиль… К нему за последним благословением подходят 11 его сыновей, родоначальники 11 колен Израиля (со своим любимым сыном Иосифом Иаков уже простился).
Первым подходит к отцу, становится на колени и припадает лицом к краю одра Рувим. Тот самый Рувим, который совершил мерзость, согрешил с наложницей собственного отца.
– Рувим, первенец мой! – с трудом шевеля спекшимися губами, обращается к нему Иаков. – Ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою… (Быт. 49, 3–4)
Рувим в смущении поднимается с колен и отходит. Судьба его потомков предрешена.
«Уже Моисей в благословении своем колену Рувимову (Втор. 33, 6) молитвенно желает ему лишь того, чтобы оно не вымерло… В последующее время колено Рувима одно из первых исчезает из истории».
Теперь к одру умирающего подходят Симеон и Левий. Вместе они держались в детстве, вместе мстили за поруганную честь младшей сестры, – и сейчас, в этот день последнего разговора с отцом, они подошли к нему вместе. Вместе опустились перед ним на колени.
– Симеон и Левий, братья, – чуть слышно говорит им Иаков, – орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя… проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле (Быт. 49, 5–7).
Разумеется, так оно и впоследствии и случилось.
«Пророчество на обоих коленах исполнилось с точностью, хотя не одинаковым образом, – комментирует А. Лопухин, – во всем неблагоприятном значении только на колене Симеона. Оно быстро уменьшилось в числе за 40 лет странствования по пустыне… В Ханаане оно получило удел свой не самостоятельно, а в пределах Иудина колена (Нав. 19; 1, 9). Малозначительность его в общенародной жизни видна уже из того, что в благословении Моисея (Втор. 33) оно совсем не упоминается.
На колене Левиином первоначально также сбылось грозное слово патриарха: оно не получило собственного удела при разделе Ханаана <...> Но затем искреннее и ревностное служение Богу представителей этого колена <...> сделало его избранным и священным коленом служителей Иеговы при Его святилище: тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения – учительства, богослужения… среди Израиля (Втор. 32, 9−11)».
Теперь очередь подходить за благословением четвертому сыну, Иуде. Иаков смотрит на сына… и вдруг стены шатра и входной занавес словно качнулись перед его затуманенными глазами… Собрав последние силы, Израиль приподнимается на своем одре и, протягивая благословляющую руку, восклицает:
– Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается (Быт. 49, 8–9)… Он привязывает к виноградной лозе осленка Своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы Своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние Свое; блестящи очи [Его] от вина, и белы зубы [Его] от молока (Быт 49, 11–12).
Израиль отчетливо видит Того, о Ком говорил Бог в Первоевангелии (Быт. 3, 15), – Спасителя мира, Царя-Мессию! Царь из рода Давидова, встречаемый ликованьем толпы, на осляти въезжает в Иерусалим…
Иаков видит: вот, на горе, высящейся над заброшенной каменоломней, сразу за иерусалимскими стенами, молодой Лев от колена Иудина раскинул на Кресте руки… Вот, Его пречистое Тело ученики снимают с Креста, обмывают водой, оборачивают в плащаницу… Женщины со слезами возливают на Него благовония… Тело Умученного несут во гроб, возлагают на выдолбленное в известняковой пещере, на террасе каменоломни, ложе; хоронят, приваливают во гробу тяжелый камень…
– Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? (Быт. 49, 9) – горестно шепчет старец Иаков. – Кто же, если не Сам Всевышний, теперь воскресит Сына Своего?..
Дальше мы пропустим благословения и пророчества о других сыновьях Израиля. Остановимся только на еще одном из двенадцати, на сыне Иакова по имени Дан.
Ничего плохого о Дане Писание нам не сообщает. Но, глядя на печально-торжественное лицо своего сына, именно в его потомках Иаков-Израиль пророчески прозревает человека греха, антихриста, которому суждено прийти в последние времена истории человечества.
– Дан будет змеем на дороге, – словно сам не веря тому, что ему сейчас было открыто Богом, с трудом произносит старик, – аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад… (Быт. 49, 17)
Последние времена истории человечества… На троне в царском притворе восстановленного Иерусалимского храма воссел сын блудницы, антихрист, бесстыдный обманщик, творящий великие чудеса, еврей из колена Данова. Евреи сначала признали его за своего Машиаха, но потом, наученные пророком Илией, увидели в нем узурпатора и лжеца и восстали против его власти. Взбешенный антихрист собирает властителей всего мира и ведет их полчища на Святую Землю, чтобы наказать восставших против него евреев… Долина Изреельская дрожит от взрывов и шума, долина Армагеддонская трепещет от криков раненных…
Иаков опять роняет седую голову на подушку. В изнеможении шепчет:
– На помощь твою надеюсь, Господи (Быт. 49, 18).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.