Яблоки Евфросина Палестинского
Недавно один мой знакомый ошеломил меня заявлением, что рая как определенного места не существует. «Он лишь состояние души», – заверил он меня. «А где же был апостол Павел, когда был восхищен до третьего неба?» – спросила я. «А это было просто его состояние», – уверенно отвечал мой знакомый.
«Но ведь душа должна же где-то находиться?» – удивилась я. «А это нам не открыто», – последовал глубокомысленный ответ. «А откуда же были яблоки преподобного Евфросина?» – не переставала допытываться я. Мой собеседник посмотрел на меня с непониманием. «Какие яблоки?!» – вопросил он, и в его голосе явственно прозвучала обеспокоенность моим здоровьем… А между тем яблоки были совершенно настоящие. Райские. Я о них расскажу.
Но сначала – маленький экскурс в историю.
«Бог приготовил для него как бы некоторый дворец, где обитая, он проводил бы блаженную и довольную жизнь. Это и был божественный рай, насажденный руками Божиими в Эдеме, – хранилище веселия и всякой радости, ибо слово Эдем означает наслаждение. Он находился на востоке, возвышаясь над всею землею. В нем было совершеннейшее благорастворение. Тончайший и чистейший воздух окружал его; вечно цветущие растения украшали его. Он был насыщен благовонием, наполнен светом и превосходил всякое представление чувственной прелести и красоты. Это была подлинно божественная страна и достойное жилище для созданного по образу Божию. Ни одно неразумное животное не обитало в раю: в нем жил один только человек, создание божественных рук».
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что
«Адаму дана была вся земля, избранным же его жилищем был рай. Ему можно было ходить и вне рая, но находившаяся вне рая земля назначена была для обитания не человеку, а бессловесным животным, четвероногим, зверям, гадам. Царственным и владычным жилищем для человека был рай. Потому-то Бог и привел животных к Адаму, что они были отделены от него. Рабы не всегда предстоят господину, а когда только бывает в них нужда. Животные были названы и тотчас же удалены из рая; остался в раю один Адам».
О жизни Адама и Евы в раю пишет св. Иустин (Попович):
«Обитая в раю в неизреченной гармонии с волей Божией, первые люди возрастали из добра в добро, из боговидения в боговидение, из совершенства в совершенство, из радости в радость, восходили из блаженства в блаженство, непрестанно воздвизаясь и направляясь своим богоустремленным существом к Вершине всех вершин, к Трисолнечному Богу и Господу».
Именно для этого и создан был рай – не просто для наслаждения этим чудесным местом, но как поприще стремления к чему-то более высокому. Рай был создан Богом, по словам святителя Василия Великого, как «главным образом училище и место образования душ человеческих».
Само наличие древа познания добра и зла и заповеди не вкушать от него указывает на предлежащее испытание, которое должен был выдержать человек, чтобы начать путь выше, от силы в силу, от славы к славе, от рая к Царствию Небесному. Но человек не выдержал испытания…
Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 3).
Преподобный Евфросин, преподобная Феодора, преподобный Григорий Синаит, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, «восхищены до третьего неба» (2 Кор. 12: 2) и созерцали райское блаженство.
Из житий святых и праведных мужей известен ряд случаев, когда те, кто побывал в раю, приносили из райских обителей настоящие плоды…
Преподобный Евфросин Палестинский
И вот наконец я добралась до яблок преподобного Евфросина Палестинского (IX в.), память которого Церковь совершает 11 сентября.
В монастыре, где подвизался прп. Евфросин, был некий иерей, который всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот однажды ночью ему было видение, что он стоит в раю и радуется его неизреченной красоте. Вдруг он увидел там повара своего монастыря Евфросина. Иерей подошел к нему и спросил:
– Брат Евфросин, что это? Неужели это рай?
Евфросин отвечал:
– Да, отче, это рай.
Иерей опять вопросил его:
– А ты как здесь?
Евфросин отвечал:
– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.
Иерей спросил:
– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?
Евфросин отвечал:
– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.
Иерей сказал:
– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?
Евфросин отвечал:
– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.
Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:
– Возьми то, чего просил, и насладись.
В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись, подумал, что ему приснился обыкновенный сон. Но рядом лежали яблоки, которые он получил в видении от Евфросина, и неизреченное благоухание исходило от них! Тогда иерей пошел в церковь. Там Евфросин стоял на утренней службе. Иерей подошел к нему и стал упрашивать открыть ему, где он был в минувшую ночь и что делал.
– Прости меня, отче, – отвечал Евфросин. – В нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел. Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.
– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?
– Я дал тебе три яблока – те самые, которые лежат в твоей келии.
Когда закончилась утреня, иерей собрал братию монастыря и, показав всем три райских яблока, рассказал о своем видении. И все ощутили от этих яблок неизреченное благоухание, их охватила духовная радость и умиление…
Это не единственная история о дарах рая, чудесным образом принесенных в наш временный мир.
«Особенного замечания достойны две повести, о монахе Павле и о монахе Ефросине, сохраненные нам Церковным Преданием, – пишет, рассказывая о свидетельствах Предания о рае, св. Игнатий (Брянчанинов). – Этих иноков видели в раю, первого многие из благоговейнейших братий его монастыря… В том и другом случае рай описывается обширным вертоградом, исполненным неизреченной красоты и благоухания. Преподобный Павел наделил своих братий, сообразно желанию каждого, цветами и другими произрастениями святого рая; братия по окончании видения, пришедши в себя, имели в руках своих каждый то, что взял из рая» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке).
Мученица Дорофея
Подобную историю мы встречаем в житии мученицы Дорофеи (+288/300).
Когда святую мученицу повели на смерть, некий ученый советник игемона Феофил сказал ей с издевкой:
– Послушай, невеста Христова, пошли мне из рая Жениха твоего яблоко и роз.
– Я и действительно сделаю это, – ответила Дорофея.
Когда же они пришли на место казни, мученица умолила палача, чтобы он позволил ей немного помолиться. И когда она окончила молитву, ей предстал Ангел Господень в образе прекрасного отрока. На чистом плате он нес три яблока и три розы.
Тогда мученица сказала ему:
– Молю тебя, отнеси все это Феофилу и скажи ему: «Вот ты теперь имеешь, что просил».
После этого она была усечена мечом…
Феофил же, насмехаясь, пересказывал своим друзьям ответ Дорофеи на его просьбу прислать ему из райского сада яблок и цветов. Друзья его смеялись. Внезапно перед ними предстал Ангел с тремя дивными яблоками и тремя благоухающими цветками и сказал:
– По обещанию своему, святая дева Дорофея послала тебе все это из рая Жениха своего.
А был февраль, всю Каппадокию сковали мороз и лед, и во всей округе невозможно было найти ни одного дерева или растения, на котором бы зеленел хоть один листочек.
Пораженный, Феофил взял яблоки и цветы – и громко исповедал Иисуса Христа истинным Богом…
Преподобная Ирина Каппадокийская
Преподобная Ирина Каппадокийская (+938), игумения Константинопольского монастыря Хрисоваланду, также получила в дар из рая три яблока.
В ее житии рассказывается о том, что однажды, Великим постом, когда она провела всю ночь в молитве, незадолго до рассвета Ангел Хранитель перенес ее в рай, где она среди святых, преподобных и мучеников увидела апостола Иоанна Богослова, которого очень почитала. Он держал в руках три яблока, которые сорвал с райского дерева.
– Радуйся, Ирина, возлюбленная раба Христова! – обратился он ко святой. – Возьми эти райские яблоки, дабы они были тебе утешением на земле вплоть до твоего отшествия из мира. Так повелел Господь.
Преподобная Ирина протянула руки и взяла эти яблоки, которые были совершенно не похожи на те, что растут на земле: они были прекрасными, крупными и источали удивительное благоухание. Возрадовалась святая Ирина, и в этот миг она пробудилась от тонкого сна и увидела, что в руках у нее те самые райские яблоки, что передал ей апостол Иоанн. Со слезами благодарила она Господа и Его любимого ученика за этот дар.
Наутро она показала райские плоды сестрам своей обители, смиренно сказав, что их привез один моряк с острова Патмос, где в ссылке находился святой Иоанн Богослов.
Одно из яблок она разделила на много кусочков и раздала монахиням. Благоухание от них распространилось по всей обители; казалось, что в монастыре варят церковное миро.
Втрое яблоко она послала Константинопольскому патриарху.
От третьего яблока она до конца своих дней отрезала по маленькому кусочку, получая божественное утешение и благодатную силу…
«Все поведания святых о рае согласны между собою, – пишет св. Игнатий (Брянчанинов). – Преподобный Григорий Синайский говорит, что рай есть низшее небо, что он состоит из садов, насажденных Богом, что древа этих садов постоянно покрыты цветами и плодами, что посреди рая течет река, напояющая его и разделяющаяся на четыре начала».
Вот как повествует о рае прп. Григорий Синаит, святой отец высочайшей духовной жизни, который был в раю в том же состоянии Божественного восхищения, что и апостол Павел:
«Эдем – место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреди тления и нетления, он всегда и обилен плодами, и цветущ цветами, и зрелыми и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это – от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся».
Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение.
А блаженный Андрей (X в.) рассказывал:
«Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном и, восхищаясь духом, размышлял: “Что это?.. как я очутился здесь?..” Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился.
Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: “Нам должно взойти и еще выше”. С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исайя-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости».
Фрагмент фрески Рыльского монастыря, Болгария
Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».
Апостол Павел, восхищенный до третьего Неба, говорит, повторяя слова пророка Исайи: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис. 64: 4; 1 Кор. 2: 9).
О том, в каком состоянии пребывают сейчас праведники, сподобившиеся достичь после смерти рая, пишет святитель Марк Эфесский:
«Мы утверждаем, что… праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела; …ныне же [они] находятся… в совершенном покое и свободными находятся на небе с ангелами и пред Самим Богом, и уже как бы в раю, из которого ниспал Адам, вошел же прежде иных благоразумный разбойник, – и часто нас посещают в тех храмах, где их почитают, и слушают призывающих их и молятся за них Богу, прияв от Него этот изрядный дар, и… творят чудеса, и наслаждаются созерцанием Бога и оттуда посылаемым озарением, более совершенно и более чисто, нежели раньше, когда были при жизни… И… пребывают во всякой радости и веселии, ожидая уже и только лишь не имея еще в руках обетованное им Царство и неизреченные блага…»
Так где же находился и сейчас находится рай?
Эдемский сад был создан прямо на земле. Географическое положение его в настоящее время определить с точностью очень трудно. Указывая на него, Священное Писание говорит о реке, вытекавшей из Эдема для орошения рая и разделявшейся потом на четыре реки, именно: Фисон, Гихон (Геон), Хеддекел (Тигр) и Евфрат (Быт 2: 10–14). Очевидно, что страна Эдемская и рай находились в местности, лежащей близ рек Тигр и Евфрат.
Свт. Иоанн Златоуст пишет о местонахождении первозданного рая:
«Для того блаженный Моисей записал и имя этого места (Эдем), чтобы любящие пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай был не на земле, а на небе, и бредить подобными мифологиями… веруй, что рай точно был сотворен и на том самом месте, где назначило Писание».
Прп. Ефрем Сирин понимает связь рая с землей столь буквально, что в своем «Толковании на книгу Бытия» он точно определяет, что, будучи местом произрастания деревьев, рай был создан в третий день вместе с прочей растительностью и тварью.
Он пишет в своем сочинении «О рае»:
«Когда же согрешил Адам; изгнал его Бог из рая, и по благости Своей дал ему жилище вне райских пределов, поселил в долине, ниже рая».
Иеромонах Серафим Роуз писал:
«Говоря о рае, где обитал Адам до грехопадения, мы подходим к предмету тонкому и таинственному, который в то же время является необходимым ключом к пониманию всего христианского учения. …Это не просто духовное явление… это также часть земной истории. Писание и св. отцы учат, что вначале, до грехопадения человека, рай был прямо здесь, на земле».
Вопрос о том, где сейчас находится рай, и находится ли он хоть где-нибудь, в последнее время часто вызывает расхождения во мнениях, непонимание и споры.
Иером. Серафим (Роуз)
Иером. Серафим (Роуз), основываясь на святоотеческом наследии, утверждал:
«Нынешнее оставшееся неизменным в своем существе “место” рая – в высшем Царстве, которое еще, кажется, соответствует в буквальном смысле “возвышенности” над землей; в самом деле, некоторые св. отцы утверждают, что даже до грехопадения рай находился на некотором возвышенном месте, будучи “выше всей земли”».
Епископ Александр (Милеант) емко ответил считающим рай и ад исключительно состояниями души:
«Все же будет неправильным считать Небо и ад лишь за разные состояния: они – два разных места, хотя не поддающиеся географическому описанию. Ангелы и души умерших могут быть только в одном определенном месте, будь то Небо, ад или земля. Мы не можем обозначить место духовного мира, потому что он находится вне “координат” нашей пространственно-временной системы. То пространство другого рода, которое, начинаясь здесь, простирается в новом, не уловимом для нас направлении.
Многочисленные случаи из житий святых показывают, как это другого рода пространство “прорывается” в пространство нашего мира. Так, жители острова Еловый видели душу святого Германа Аляскинского, восходящую в огненном столпе, а старец Серафим Глинский – восходящую душу Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице. Как ни хочется нам своей мыслью проникнуть “туда”, она ограничена фактом, что те “места” находятся вне нашего трехмерного пространства».
Иеромонах Серафим (Роуз) дал замечательный аналитический ответ сомневающимся в том, что рай (и ад) существует как духовная реальность и духовное место:
«Что же представляет собой небо? Где оно? Занимает ли оно какое-то место? Находится ли оно вверху?…
Так получилось, что вопрос о месте нахождения Неба (и ада) стал в наше время одним из вопросов, повсеместно понимаемых неправильно. Не так давно Хрущев насмехался над верующими людьми, которые еще верили в Небо, – он, видите ли, послал космонавтов в космос, и они не встретили Его!
Ни один мыслящий христианин, конечно, не верит в атеистическую карикатуру рая в облаках, хотя и есть некоторые наивные протестанты, которые готовы поместить Небо на дальней галактике или в созвездии; все видимое творение пало и испорчено, и в нем нигде нет места для невидимого Божия Неба, которое является реальностью духовной, а не материальной. Но многие христиане, чтобы избежать насмешек неверующих и не впасть в материализм, бросились в другую крайность и объявили, что “Небо нигде не находится”. Среди римо-католиков и протестантов имеются изощренные апологии, утверждающие, что Небо – это состояние, а не место, что “вверху” – это только метафора, что Вознесение Христово (Лк. 24: 50–51; Деян. 1; 9–11) не было на самом деле “вознесением”, а только изменением состояния. В результате подобных апологий Небо и ад стали весьма расплывчатыми и неопределенными понятиями.
Все православные источники – Священное Писание, богослужение, жития святых, творения святых отцов – говорят о рае и Небе как находящихся “вверху”, а об аде – как находящемся “внизу”, под землей.
Поэтому несомненно, что Небо – это место, и оно выше любой точки на земле, а ад находится внизу, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места и их обитателей, пока не откроются их духовные очи… Кроме того, эти места находятся вне координат нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает невидимо через рай, и спутник Земли – через третье Небо, а с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного Суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении.
Наше любопытство не должно простираться дальше общего знания о том, что Небо и ад действительно “места”, но не места в этом мире, в нашей пространственно-временной системе. Эти “места” настолько отличаются от наших земных понятий “места”, что мы безнадежно запутаемся, если попытаемся свести воедино их “географию”».
О жизни будущего века
Небесная трапеза праведников. Фрагмент иконы Страшного Суда
Святой апостол Иоанн Богослов описывает Царствие Небесное, которое создаст Бог в конце времен:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21: 1–6; 10: 22–24, 27).
Достигнуть сего да поможет нам Господь Бог.
Искать же рай нам, конечно же, заповедано прежде всего в своем собственном сердце, как сказал Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). И для того, кто обретет Царствие Божие в своем сердце, местонахождение рая в мире не будет загадкой ни в этой жизни, ни в будущей.
Валентина Ульянова
«Но ведь душа должна же где-то находиться?» – удивилась я. «А это нам не открыто», – последовал глубокомысленный ответ. «А откуда же были яблоки преподобного Евфросина?» – не переставала допытываться я. Мой собеседник посмотрел на меня с непониманием. «Какие яблоки?!» – вопросил он, и в его голосе явственно прозвучала обеспокоенность моим здоровьем… А между тем яблоки были совершенно настоящие. Райские. Я о них расскажу.
Но сначала – маленький экскурс в историю.
Что такое рай?
Слово «рай» понятно всем, и в то же время оно имеет несколько значений. Слово это персидского происхождения и означает «сад». Так названо прекрасное место, где Бог поместил первого человека, описанное в книге Бытия (Быт. 2: 8; 15: 3). Раем называется и то блаженное жилище людей, искупленных и спасенных Христом, в которое праведники попадают после смерти, и то, которое наследуют они после Страшного Суда Божия. Последнее также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом». Очевидно, что во все времена и в вечности – это место благодатного общения с Богом, где нет никакого греха, никакой нечистоты, никакого горя, но одно духовное блаженство в Господе Боге Его творений, свободным произволением избравших добро.Рай первозданный
Прп. Иоанн Дамаскин так описывает Эдемский сад, созданный Богом в начале времен для Адама:«Бог приготовил для него как бы некоторый дворец, где обитая, он проводил бы блаженную и довольную жизнь. Это и был божественный рай, насажденный руками Божиими в Эдеме, – хранилище веселия и всякой радости, ибо слово Эдем означает наслаждение. Он находился на востоке, возвышаясь над всею землею. В нем было совершеннейшее благорастворение. Тончайший и чистейший воздух окружал его; вечно цветущие растения украшали его. Он был насыщен благовонием, наполнен светом и превосходил всякое представление чувственной прелести и красоты. Это была подлинно божественная страна и достойное жилище для созданного по образу Божию. Ни одно неразумное животное не обитало в раю: в нем жил один только человек, создание божественных рук».
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что
«Адаму дана была вся земля, избранным же его жилищем был рай. Ему можно было ходить и вне рая, но находившаяся вне рая земля назначена была для обитания не человеку, а бессловесным животным, четвероногим, зверям, гадам. Царственным и владычным жилищем для человека был рай. Потому-то Бог и привел животных к Адаму, что они были отделены от него. Рабы не всегда предстоят господину, а когда только бывает в них нужда. Животные были названы и тотчас же удалены из рая; остался в раю один Адам».
О жизни Адама и Евы в раю пишет св. Иустин (Попович):
«Обитая в раю в неизреченной гармонии с волей Божией, первые люди возрастали из добра в добро, из боговидения в боговидение, из совершенства в совершенство, из радости в радость, восходили из блаженства в блаженство, непрестанно воздвизаясь и направляясь своим богоустремленным существом к Вершине всех вершин, к Трисолнечному Богу и Господу».
Именно для этого и создан был рай – не просто для наслаждения этим чудесным местом, но как поприще стремления к чему-то более высокому. Рай был создан Богом, по словам святителя Василия Великого, как «главным образом училище и место образования душ человеческих».
Само наличие древа познания добра и зла и заповеди не вкушать от него указывает на предлежащее испытание, которое должен был выдержать человек, чтобы начать путь выше, от силы в силу, от славы к славе, от рая к Царствию Небесному. Но человек не выдержал испытания…
Рай после грехопадения первых людей
Из-за грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая и, помраченные грехом, утратили возможность видеть его. Однако существует множество описаний рая людьми, которые были вознесены в него силой Святого Духа и видели его.Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 3).
Преподобный Евфросин, преподобная Феодора, преподобный Григорий Синаит, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, «восхищены до третьего неба» (2 Кор. 12: 2) и созерцали райское блаженство.
Из житий святых и праведных мужей известен ряд случаев, когда те, кто побывал в раю, приносили из райских обителей настоящие плоды…
Преподобный Евфросин Палестинский
И вот наконец я добралась до яблок преподобного Евфросина Палестинского (IX в.), память которого Церковь совершает 11 сентября.
В монастыре, где подвизался прп. Евфросин, был некий иерей, который всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот однажды ночью ему было видение, что он стоит в раю и радуется его неизреченной красоте. Вдруг он увидел там повара своего монастыря Евфросина. Иерей подошел к нему и спросил:
– Брат Евфросин, что это? Неужели это рай?
Евфросин отвечал:
– Да, отче, это рай.
Иерей опять вопросил его:
– А ты как здесь?
Евфросин отвечал:
– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.
Иерей спросил:
– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?
Евфросин отвечал:
– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.
Иерей сказал:
– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?
Евфросин отвечал:
– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.
Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:
– Возьми то, чего просил, и насладись.
В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись, подумал, что ему приснился обыкновенный сон. Но рядом лежали яблоки, которые он получил в видении от Евфросина, и неизреченное благоухание исходило от них! Тогда иерей пошел в церковь. Там Евфросин стоял на утренней службе. Иерей подошел к нему и стал упрашивать открыть ему, где он был в минувшую ночь и что делал.
– Прости меня, отче, – отвечал Евфросин. – В нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел. Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.
– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?
– Я дал тебе три яблока – те самые, которые лежат в твоей келии.
Когда закончилась утреня, иерей собрал братию монастыря и, показав всем три райских яблока, рассказал о своем видении. И все ощутили от этих яблок неизреченное благоухание, их охватила духовная радость и умиление…
Это не единственная история о дарах рая, чудесным образом принесенных в наш временный мир.
«Особенного замечания достойны две повести, о монахе Павле и о монахе Ефросине, сохраненные нам Церковным Преданием, – пишет, рассказывая о свидетельствах Предания о рае, св. Игнатий (Брянчанинов). – Этих иноков видели в раю, первого многие из благоговейнейших братий его монастыря… В том и другом случае рай описывается обширным вертоградом, исполненным неизреченной красоты и благоухания. Преподобный Павел наделил своих братий, сообразно желанию каждого, цветами и другими произрастениями святого рая; братия по окончании видения, пришедши в себя, имели в руках своих каждый то, что взял из рая» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке).
Мученица Дорофея
Подобную историю мы встречаем в житии мученицы Дорофеи (+288/300).
Когда святую мученицу повели на смерть, некий ученый советник игемона Феофил сказал ей с издевкой:
– Послушай, невеста Христова, пошли мне из рая Жениха твоего яблоко и роз.
– Я и действительно сделаю это, – ответила Дорофея.
Когда же они пришли на место казни, мученица умолила палача, чтобы он позволил ей немного помолиться. И когда она окончила молитву, ей предстал Ангел Господень в образе прекрасного отрока. На чистом плате он нес три яблока и три розы.
Тогда мученица сказала ему:
– Молю тебя, отнеси все это Феофилу и скажи ему: «Вот ты теперь имеешь, что просил».
После этого она была усечена мечом…
Феофил же, насмехаясь, пересказывал своим друзьям ответ Дорофеи на его просьбу прислать ему из райского сада яблок и цветов. Друзья его смеялись. Внезапно перед ними предстал Ангел с тремя дивными яблоками и тремя благоухающими цветками и сказал:
– По обещанию своему, святая дева Дорофея послала тебе все это из рая Жениха своего.
А был февраль, всю Каппадокию сковали мороз и лед, и во всей округе невозможно было найти ни одного дерева или растения, на котором бы зеленел хоть один листочек.
Пораженный, Феофил взял яблоки и цветы – и громко исповедал Иисуса Христа истинным Богом…
Преподобная Ирина Каппадокийская
Преподобная Ирина Каппадокийская (+938), игумения Константинопольского монастыря Хрисоваланду, также получила в дар из рая три яблока.
В ее житии рассказывается о том, что однажды, Великим постом, когда она провела всю ночь в молитве, незадолго до рассвета Ангел Хранитель перенес ее в рай, где она среди святых, преподобных и мучеников увидела апостола Иоанна Богослова, которого очень почитала. Он держал в руках три яблока, которые сорвал с райского дерева.
– Радуйся, Ирина, возлюбленная раба Христова! – обратился он ко святой. – Возьми эти райские яблоки, дабы они были тебе утешением на земле вплоть до твоего отшествия из мира. Так повелел Господь.
Преподобная Ирина протянула руки и взяла эти яблоки, которые были совершенно не похожи на те, что растут на земле: они были прекрасными, крупными и источали удивительное благоухание. Возрадовалась святая Ирина, и в этот миг она пробудилась от тонкого сна и увидела, что в руках у нее те самые райские яблоки, что передал ей апостол Иоанн. Со слезами благодарила она Господа и Его любимого ученика за этот дар.
Наутро она показала райские плоды сестрам своей обители, смиренно сказав, что их привез один моряк с острова Патмос, где в ссылке находился святой Иоанн Богослов.
Одно из яблок она разделила на много кусочков и раздала монахиням. Благоухание от них распространилось по всей обители; казалось, что в монастыре варят церковное миро.
Втрое яблоко она послала Константинопольскому патриарху.
От третьего яблока она до конца своих дней отрезала по маленькому кусочку, получая божественное утешение и благодатную силу…
«Все поведания святых о рае согласны между собою, – пишет св. Игнатий (Брянчанинов). – Преподобный Григорий Синайский говорит, что рай есть низшее небо, что он состоит из садов, насажденных Богом, что древа этих садов постоянно покрыты цветами и плодами, что посреди рая течет река, напояющая его и разделяющаяся на четыре начала».
Вот как повествует о рае прп. Григорий Синаит, святой отец высочайшей духовной жизни, который был в раю в том же состоянии Божественного восхищения, что и апостол Павел:
«Эдем – место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреди тления и нетления, он всегда и обилен плодами, и цветущ цветами, и зрелыми и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это – от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся».
Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение.
А блаженный Андрей (X в.) рассказывал:
«Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном и, восхищаясь духом, размышлял: “Что это?.. как я очутился здесь?..” Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился.
Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: “Нам должно взойти и еще выше”. С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исайя-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости».
Фрагмент фрески Рыльского монастыря, Болгария
Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».
Апостол Павел, восхищенный до третьего Неба, говорит, повторяя слова пророка Исайи: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис. 64: 4; 1 Кор. 2: 9).
О том, в каком состоянии пребывают сейчас праведники, сподобившиеся достичь после смерти рая, пишет святитель Марк Эфесский:
«Мы утверждаем, что… праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела; …ныне же [они] находятся… в совершенном покое и свободными находятся на небе с ангелами и пред Самим Богом, и уже как бы в раю, из которого ниспал Адам, вошел же прежде иных благоразумный разбойник, – и часто нас посещают в тех храмах, где их почитают, и слушают призывающих их и молятся за них Богу, прияв от Него этот изрядный дар, и… творят чудеса, и наслаждаются созерцанием Бога и оттуда посылаемым озарением, более совершенно и более чисто, нежели раньше, когда были при жизни… И… пребывают во всякой радости и веселии, ожидая уже и только лишь не имея еще в руках обетованное им Царство и неизреченные блага…»
Так где же находился и сейчас находится рай?
Эдемский сад был создан прямо на земле. Географическое положение его в настоящее время определить с точностью очень трудно. Указывая на него, Священное Писание говорит о реке, вытекавшей из Эдема для орошения рая и разделявшейся потом на четыре реки, именно: Фисон, Гихон (Геон), Хеддекел (Тигр) и Евфрат (Быт 2: 10–14). Очевидно, что страна Эдемская и рай находились в местности, лежащей близ рек Тигр и Евфрат.
Свт. Иоанн Златоуст пишет о местонахождении первозданного рая:
«Для того блаженный Моисей записал и имя этого места (Эдем), чтобы любящие пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай был не на земле, а на небе, и бредить подобными мифологиями… веруй, что рай точно был сотворен и на том самом месте, где назначило Писание».
Прп. Ефрем Сирин понимает связь рая с землей столь буквально, что в своем «Толковании на книгу Бытия» он точно определяет, что, будучи местом произрастания деревьев, рай был создан в третий день вместе с прочей растительностью и тварью.
Он пишет в своем сочинении «О рае»:
«Когда же согрешил Адам; изгнал его Бог из рая, и по благости Своей дал ему жилище вне райских пределов, поселил в долине, ниже рая».
Иеромонах Серафим Роуз писал:
«Говоря о рае, где обитал Адам до грехопадения, мы подходим к предмету тонкому и таинственному, который в то же время является необходимым ключом к пониманию всего христианского учения. …Это не просто духовное явление… это также часть земной истории. Писание и св. отцы учат, что вначале, до грехопадения человека, рай был прямо здесь, на земле».
Вопрос о том, где сейчас находится рай, и находится ли он хоть где-нибудь, в последнее время часто вызывает расхождения во мнениях, непонимание и споры.
Иером. Серафим (Роуз)
Иером. Серафим (Роуз), основываясь на святоотеческом наследии, утверждал:
«Нынешнее оставшееся неизменным в своем существе “место” рая – в высшем Царстве, которое еще, кажется, соответствует в буквальном смысле “возвышенности” над землей; в самом деле, некоторые св. отцы утверждают, что даже до грехопадения рай находился на некотором возвышенном месте, будучи “выше всей земли”».
Епископ Александр (Милеант) емко ответил считающим рай и ад исключительно состояниями души:
«Все же будет неправильным считать Небо и ад лишь за разные состояния: они – два разных места, хотя не поддающиеся географическому описанию. Ангелы и души умерших могут быть только в одном определенном месте, будь то Небо, ад или земля. Мы не можем обозначить место духовного мира, потому что он находится вне “координат” нашей пространственно-временной системы. То пространство другого рода, которое, начинаясь здесь, простирается в новом, не уловимом для нас направлении.
Многочисленные случаи из житий святых показывают, как это другого рода пространство “прорывается” в пространство нашего мира. Так, жители острова Еловый видели душу святого Германа Аляскинского, восходящую в огненном столпе, а старец Серафим Глинский – восходящую душу Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице. Как ни хочется нам своей мыслью проникнуть “туда”, она ограничена фактом, что те “места” находятся вне нашего трехмерного пространства».
Иеромонах Серафим (Роуз) дал замечательный аналитический ответ сомневающимся в том, что рай (и ад) существует как духовная реальность и духовное место:
«Что же представляет собой небо? Где оно? Занимает ли оно какое-то место? Находится ли оно вверху?…
Так получилось, что вопрос о месте нахождения Неба (и ада) стал в наше время одним из вопросов, повсеместно понимаемых неправильно. Не так давно Хрущев насмехался над верующими людьми, которые еще верили в Небо, – он, видите ли, послал космонавтов в космос, и они не встретили Его!
Ни один мыслящий христианин, конечно, не верит в атеистическую карикатуру рая в облаках, хотя и есть некоторые наивные протестанты, которые готовы поместить Небо на дальней галактике или в созвездии; все видимое творение пало и испорчено, и в нем нигде нет места для невидимого Божия Неба, которое является реальностью духовной, а не материальной. Но многие христиане, чтобы избежать насмешек неверующих и не впасть в материализм, бросились в другую крайность и объявили, что “Небо нигде не находится”. Среди римо-католиков и протестантов имеются изощренные апологии, утверждающие, что Небо – это состояние, а не место, что “вверху” – это только метафора, что Вознесение Христово (Лк. 24: 50–51; Деян. 1; 9–11) не было на самом деле “вознесением”, а только изменением состояния. В результате подобных апологий Небо и ад стали весьма расплывчатыми и неопределенными понятиями.
Все православные источники – Священное Писание, богослужение, жития святых, творения святых отцов – говорят о рае и Небе как находящихся “вверху”, а об аде – как находящемся “внизу”, под землей.
Поэтому несомненно, что Небо – это место, и оно выше любой точки на земле, а ад находится внизу, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места и их обитателей, пока не откроются их духовные очи… Кроме того, эти места находятся вне координат нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает невидимо через рай, и спутник Земли – через третье Небо, а с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного Суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении.
Наше любопытство не должно простираться дальше общего знания о том, что Небо и ад действительно “места”, но не места в этом мире, в нашей пространственно-временной системе. Эти “места” настолько отличаются от наших земных понятий “места”, что мы безнадежно запутаемся, если попытаемся свести воедино их “географию”».
О жизни будущего века
Небесная трапеза праведников. Фрагмент иконы Страшного Суда
Святой апостол Иоанн Богослов описывает Царствие Небесное, которое создаст Бог в конце времен:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21: 1–6; 10: 22–24, 27).
Достигнуть сего да поможет нам Господь Бог.
Искать же рай нам, конечно же, заповедано прежде всего в своем собственном сердце, как сказал Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). И для того, кто обретет Царствие Божие в своем сердце, местонахождение рая в мире не будет загадкой ни в этой жизни, ни в будущей.
Валентина Ульянова
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.