Фразеологизм «волк в овечьей шкуре»: значение и история
Коварный злодей, лицемер, имеет злые намерения, но притворяется добрым и кротким — такого человека могут назвать волком в овечьей шкуре!
Это выражение известно с древних времен у разных народов. Существует латинская пословица Pelle sub agnina latitat mens saepe lupine, которую можно перевести так: под овечьей шкурой часто прячется волчий ум. В античной литературе насчитывается по меньшей мере три варианта басни, в которой волк переодевается в шкуру овцы. Одну из басен приписывают Эзопу. Широко известен этот сюжет и по английскому фольклору — знаменитой сказке о трех поросятах.
Образ волка, скрывающегося под шкурой овцы, встречается также и в Библии.
Этими словами Христос предостерегает уверовавших в Него от еретиков и шарлатанов. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в своем толковании Евангелия так пишет об этом: «Овечья одежда — это кротость, которой пользуются иные лицемеры с той целью, чтобы льстить и обманывать».
Далее Христос говорит: По плодам их узнáете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф 7:16—17). Таким образом, Господь показывает, как отличить лжепророка: не обольщаться внешней кротостью, смирением и красивыми речами, а оценивать поступки — плоды.
Эта мера помогает выявить не только лжеучителя, но и любого двуличного человека, скрывающего свою истинную сущность под маской добродетели, такого и называют «волком в овечьей шкуре».
Овцами в Писании иносказательно именуется народ Божий, верные Богу, Его ученики; волками — коварные и злые люди, разбойники. Агнец — это образ Христа: как овца, веден был Он на заклание, и какагнецпред стригущим его безгласен (Ис 53:7); ВотАгнецБожий, Который беретна Себягрех мира (Ин 1:29).
Противопоставление кротости коварству на примере образов ягненка и волка мы встречаем в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Какое общение уволкас ягненком? Так и у грешника — с благочестивым (Сир 13:21).
В Новом Завете аллегории волка и овец также встречаются не раз. Когда Христос избирает двенадцать учеников и посылает их проповедовать и творить чудеса Его именем, Он так напутствует их: Вот, Я посылаю вас, как овец средиволков (Мф 10:16). Блаженный Феофилакт в своем толковании поясняет слова Христа: «Я, — говорит, — силен, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. Но приготовляет их и к страданиям. Как невозможно овце не страдать среди волков, так и вам среди иудеев; но если и пострадаете, не гневайтесь. Хочу, чтобы вы были кротки, как овцы, и этим главным образом побеждали». То же и в Евангелии от Луки: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк 10:3).
В книге Деяния святых апостолов апостол Павел, намереваясь идти в Иерусалим навстречу узам и скорбям и прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви, говорит: … я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада (Деян 20:29). В соответствии с Толковой Библией профессора А. П. Лопухина, здесь, как и в Нагорной проповеди Христа, под волками подразумеваются лжеучители, «лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие».
***
Таким образом, выражение «волк в овечьей шкуре» — метафоричный образ, возникший еще в древних цивилизациях. В странах христианской культуры оно получило известность в первую очередь благодаря Евангелию, где эту метафору употребляет Иисус Христос.
Это выражение известно с древних времен у разных народов. Существует латинская пословица Pelle sub agnina latitat mens saepe lupine, которую можно перевести так: под овечьей шкурой часто прячется волчий ум. В античной литературе насчитывается по меньшей мере три варианта басни, в которой волк переодевается в шкуру овцы. Одну из басен приписывают Эзопу. Широко известен этот сюжет и по английскому фольклору — знаменитой сказке о трех поросятах.
Образ волка, скрывающегося под шкурой овцы, встречается также и в Библии.
«Волк в овечьей шкуре» в Библии
Собственно фразы «волк в овечьей шкуре» в Библии нет. Эта идиома возникла на основе слов Христа, сказанных в Нагорной проповеди: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф 7:15).Этими словами Христос предостерегает уверовавших в Него от еретиков и шарлатанов. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в своем толковании Евангелия так пишет об этом: «Овечья одежда — это кротость, которой пользуются иные лицемеры с той целью, чтобы льстить и обманывать».
Далее Христос говорит: По плодам их узнáете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф 7:16—17). Таким образом, Господь показывает, как отличить лжепророка: не обольщаться внешней кротостью, смирением и красивыми речами, а оценивать поступки — плоды.
Эта мера помогает выявить не только лжеучителя, но и любого двуличного человека, скрывающего свою истинную сущность под маской добродетели, такого и называют «волком в овечьей шкуре».
Происхождение выражения
Точно проследить, когда именно возникло выражение «волк в овечьей шкуре», довольно проблематично. Однако сами образы волка и ягненка (агнца), волков и овец как абсолютных антагонистов типичны для слога Священного Писания. Мы встречаемся с ними как в книгах Ветхого Завета, так и в Евангелии. Чаще всего эти образы аллегоричны, например, в Псалтири: мы, народ Твой, Твоей пажити овцы (Пс 78:13); Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его иовцыруки Его (Пс 94:7). Или в Третьей книге Ездры: Итак встань и вкуси хлеба, и не оставляй нас, как пастырь своего стада, в руках лукавыхволков (3 Езд 5:18).Овцами в Писании иносказательно именуется народ Божий, верные Богу, Его ученики; волками — коварные и злые люди, разбойники. Агнец — это образ Христа: как овца, веден был Он на заклание, и какагнецпред стригущим его безгласен (Ис 53:7); ВотАгнецБожий, Который беретна Себягрех мира (Ин 1:29).
Противопоставление кротости коварству на примере образов ягненка и волка мы встречаем в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Какое общение уволкас ягненком? Так и у грешника — с благочестивым (Сир 13:21).
В Новом Завете аллегории волка и овец также встречаются не раз. Когда Христос избирает двенадцать учеников и посылает их проповедовать и творить чудеса Его именем, Он так напутствует их: Вот, Я посылаю вас, как овец средиволков (Мф 10:16). Блаженный Феофилакт в своем толковании поясняет слова Христа: «Я, — говорит, — силен, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. Но приготовляет их и к страданиям. Как невозможно овце не страдать среди волков, так и вам среди иудеев; но если и пострадаете, не гневайтесь. Хочу, чтобы вы были кротки, как овцы, и этим главным образом побеждали». То же и в Евангелии от Луки: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк 10:3).
В книге Деяния святых апостолов апостол Павел, намереваясь идти в Иерусалим навстречу узам и скорбям и прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви, говорит: … я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада (Деян 20:29). В соответствии с Толковой Библией профессора А. П. Лопухина, здесь, как и в Нагорной проповеди Христа, под волками подразумеваются лжеучители, «лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие».
***
Таким образом, выражение «волк в овечьей шкуре» — метафоричный образ, возникший еще в древних цивилизациях. В странах христианской культуры оно получило известность в первую очередь благодаря Евангелию, где эту метафору употребляет Иисус Христос.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.