«Не рой другому яму»: значение и происхождение выражения
Пословица «Не рой другому яму, сам в нее попадёшь» в своем изначальном библейском смысле подразумевает, что совершённое зло никогда не проходит бесследно для злодея и часто оборачивается против него самого.
Пословица «Не рой другому яму, сам в нее попадёшь» стала неотъемлемой частью русского фольклора. Составитель «Толкового словаря» В. И. Даль приводит ее в двух вариантах в разделе о правде и кривде: «Не рой под людьми яму, сам ввалишься. Не рой другу ямы, сам попадешь», а также в словарной статье «Яма» замечает: «Рыть кому яму, искать гибели его. Кто другому яму роет, сам в нее ввалится». В широком смысле рыть яму — значит покушаться причинить любое зло.
Эта пословица встречается и в сочинениях русских классиков. «Ты моим несчастьем вздумал воспользоваться! Ты рыть яму ближнему! Погоди еще, может быть, сам туда попадешь!» — сетует Павлин Устрашимов, герой пьесы А. Н. Островского «Свои собаки грызутся, чужая не приставай»: Михаил Бальзаминов (охотник за богатым приданым, известный по «Женитьбе Бальзаминова») увёл у него невесту Анфису Антрыгину. В конце этой пьесы так и вышло: Анфиса вернулась к Устрашимову, а Бальзаминов остался ни с чем.
А Д. С. Мережковский, рассуждая о русофобии польских националистов, писал: «Стоит ли доказывать, что воля к небытию России для Польши преступна и безумна, самоубийственна? Стоит ли доказывать логикой мышления то, что логикой бытия уже доказано? Вот, когда можно сказать; не рой другому яму — сам в нее упадешь. Не Польша, а кто-то за Польшу рыл яму России, и Польша едва в нее не упала. В одну яму едва не упала, начнет ли рыть другую?»
Эта пословица имеет аналоги и в других европейских языках. Сербы говорят: «ко другоме јаму копа, сам у њу упада», а англичане «he who digs a pit for others falls in himself». Но она древнее, чем большинство народов Европы, ее аналоги есть у античных писателей Цицерона и Эзопа, а еще раньше она появляется в учительных книгах Ветхого Завета.
В другой исторический период, когда Вавилон был завоеван персами, царь Дарий Мидянин приблизил к себе пророка Даниила. Прочие вельможи ему позавидовали и решили вызвать на него царский гнев, зная, что Даниил всегда молится Богу. Они подговорили царя подписать указ, согласно которому во всем царстве нельзя было молить о милости никого, кроме царя, и тот легкомысленно подписал его. Но Даниил продолжал молиться, и его в наказание бросили в ров со львами. Однако животные не посмели тронуть пророка, и разгневанный царь освободил Даниила, а его клеветников приказал сбросить львам, которые их растерзали.
Для каждого иудея памятен праздник Пурим, посвященный тому, как при царе Артаксерксе (в еврейской традиции Ахашверош, отождествляемый с царем Ксерксом I) евреи спаслись от уничтожения. Началась же история с того, что высокопоставленный персидский сановник Аман затаил злобу на еврея Мардохея, не кланявшегося ему, и убедил царя подписать указ об истреблении еврейского народа. Однако царь вспомнил о том, что Мардохей спас его от заговорщиков, и оказал ему те же почести, какие Аман хотел для себя. Узнав, что среди тех, кого хочет истребить Аман, сама царица Есфирь, Ахашверош приказал повесить сановника на том же дереве, на котором нечестивец хотел повесить Мардохея.
Но главный пример того, как злоумышленник сам себе навредил своими кознями, относится к новозаветной истории. Сатана, изобретатель всякого греха, искал, как бы погубить Иисуса Христа. Он соблазнил Иуду предать своего Учителя иудеям (Ин 13:2), а начальников иудейских — предать Иисуса Пилату на крестную смерть. Дьявол рассчитывал погубить Спасителя, но Тот, сойдя после смерти во ад, Сам сокрушил адовы врата. «Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!» — пишет святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове на Святую Пасху.
Давид воспевает в псалме: Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил (Пс 7:15–16). В этом псалме Давид просит Бога о защите, указывая на свою беспомощность перед врагами и невиновность как перед ними, так и перед Господом. Он молится о том, чтобы Бог обнаружил перед всеми его правду. Называя Бога «судией праведным», Давид выражает уверенность, что Он вразумит его врагов, выкопавших для него ров.
Среди притч Соломона есть изречение: Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится (Притч 26:27). В Книге Екклесиаста, автором которой также традиционно считается Соломон, есть похожий афоризм: Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей (Еккл 10:8). Но библейские притчи больше, чем просто пословицы: они выражают нерушимые Божественные законы, по которым злоумышленник всегда наносит вред прежде всего себе. Казалось бы, как это работает, если многие злодеи, в том числе преступники Второй мировой войны, ушли от ответственности? Но в перспективе вечности, как пишет о том святитель Иоанн Златоуст, единственным потерпевшим оказывается сам злодей, который, совершая злодеяние, вредит в первую очередь своей душе. Этому посвящено его «Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может».
Пословица «Не рой другому яму, сам в нее попадёшь» стала неотъемлемой частью русского фольклора. Составитель «Толкового словаря» В. И. Даль приводит ее в двух вариантах в разделе о правде и кривде: «Не рой под людьми яму, сам ввалишься. Не рой другу ямы, сам попадешь», а также в словарной статье «Яма» замечает: «Рыть кому яму, искать гибели его. Кто другому яму роет, сам в нее ввалится». В широком смысле рыть яму — значит покушаться причинить любое зло.
Эта пословица встречается и в сочинениях русских классиков. «Ты моим несчастьем вздумал воспользоваться! Ты рыть яму ближнему! Погоди еще, может быть, сам туда попадешь!» — сетует Павлин Устрашимов, герой пьесы А. Н. Островского «Свои собаки грызутся, чужая не приставай»: Михаил Бальзаминов (охотник за богатым приданым, известный по «Женитьбе Бальзаминова») увёл у него невесту Анфису Антрыгину. В конце этой пьесы так и вышло: Анфиса вернулась к Устрашимову, а Бальзаминов остался ни с чем.
А Д. С. Мережковский, рассуждая о русофобии польских националистов, писал: «Стоит ли доказывать, что воля к небытию России для Польши преступна и безумна, самоубийственна? Стоит ли доказывать логикой мышления то, что логикой бытия уже доказано? Вот, когда можно сказать; не рой другому яму — сам в нее упадешь. Не Польша, а кто-то за Польшу рыл яму России, и Польша едва в нее не упала. В одну яму едва не упала, начнет ли рыть другую?»
Эта пословица имеет аналоги и в других европейских языках. Сербы говорят: «ко другоме јаму копа, сам у њу упада», а англичане «he who digs a pit for others falls in himself». Но она древнее, чем большинство народов Европы, ее аналоги есть у античных писателей Цицерона и Эзопа, а еще раньше она появляется в учительных книгах Ветхого Завета.
Не рой другому яму — значение выражения
Пословица «Не рой другому яму» означает, что человек, намеревающийся кого-либо погубить или причинить другому зло, сам готовит себе погибель. Случается, что злодей наказывает себя собственным поступком или собственным орудием злодеяния, и в Библии несколько таких случаев описаны. В книге Бытие праведного Иосифа продали в египетское рабство его же братья, но Бог устроил так, что с этого поступка началась череда событий, вознесших Иосифа на положение первого лица после фараона. Когда братья пришли в Египет просить хлеба, Иосиф имел полную власть заключить их самих под стражу или обратить в рабство и лишь по своему милосердию простил им грехи.В другой исторический период, когда Вавилон был завоеван персами, царь Дарий Мидянин приблизил к себе пророка Даниила. Прочие вельможи ему позавидовали и решили вызвать на него царский гнев, зная, что Даниил всегда молится Богу. Они подговорили царя подписать указ, согласно которому во всем царстве нельзя было молить о милости никого, кроме царя, и тот легкомысленно подписал его. Но Даниил продолжал молиться, и его в наказание бросили в ров со львами. Однако животные не посмели тронуть пророка, и разгневанный царь освободил Даниила, а его клеветников приказал сбросить львам, которые их растерзали.
Для каждого иудея памятен праздник Пурим, посвященный тому, как при царе Артаксерксе (в еврейской традиции Ахашверош, отождествляемый с царем Ксерксом I) евреи спаслись от уничтожения. Началась же история с того, что высокопоставленный персидский сановник Аман затаил злобу на еврея Мардохея, не кланявшегося ему, и убедил царя подписать указ об истреблении еврейского народа. Однако царь вспомнил о том, что Мардохей спас его от заговорщиков, и оказал ему те же почести, какие Аман хотел для себя. Узнав, что среди тех, кого хочет истребить Аман, сама царица Есфирь, Ахашверош приказал повесить сановника на том же дереве, на котором нечестивец хотел повесить Мардохея.
Но главный пример того, как злоумышленник сам себе навредил своими кознями, относится к новозаветной истории. Сатана, изобретатель всякого греха, искал, как бы погубить Иисуса Христа. Он соблазнил Иуду предать своего Учителя иудеям (Ин 13:2), а начальников иудейских — предать Иисуса Пилату на крестную смерть. Дьявол рассчитывал погубить Спасителя, но Тот, сойдя после смерти во ад, Сам сокрушил адовы врата. «Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!» — пишет святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове на Святую Пасху.
Происхождение выражения
Для христианских стран первоисточником выражения являются слова, изреченные праведными царями Давидом и Соломоном почти 3000 лет назад.Давид воспевает в псалме: Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил (Пс 7:15–16). В этом псалме Давид просит Бога о защите, указывая на свою беспомощность перед врагами и невиновность как перед ними, так и перед Господом. Он молится о том, чтобы Бог обнаружил перед всеми его правду. Называя Бога «судией праведным», Давид выражает уверенность, что Он вразумит его врагов, выкопавших для него ров.
Среди притч Соломона есть изречение: Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится (Притч 26:27). В Книге Екклесиаста, автором которой также традиционно считается Соломон, есть похожий афоризм: Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей (Еккл 10:8). Но библейские притчи больше, чем просто пословицы: они выражают нерушимые Божественные законы, по которым злоумышленник всегда наносит вред прежде всего себе. Казалось бы, как это работает, если многие злодеи, в том числе преступники Второй мировой войны, ушли от ответственности? Но в перспективе вечности, как пишет о том святитель Иоанн Златоуст, единственным потерпевшим оказывается сам злодей, который, совершая злодеяние, вредит в первую очередь своей душе. Этому посвящено его «Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.