На защите жизни: памяти протоиерея Максима Обухова

Протоиерей Максим Обухов многим известен как организатор первого Центра кризисной беременности, как защитник жизни. Отсчет работы центра идет с 2000 года.






Немного истории. В советское время легко относились к абортам. Тогда была другая жизнь, другая идеология, и у Церкви не было возможности вести активную борьбу против абортов. В СССР «прерывание беременности» было разрешено после смерти Сталина – в 1953 году, в большинстве западных стран – после Второй мировой войны, а в США право «выбора» было дано женщинам в 1973 году.
В начале 1990‑х годов у Русской Православной Церкви появилась возможность вести деятельность за сохранение жизни еще не родившихся младенцев. Организация, созданная отцом Максимом Обуховым, была одной из первых, в которой стали заниматься этим системно. Была своя типография, и сотрудники центра распространили миллионы листовок – обеспечивали информацией всю страну и даже ближнее зарубежье.
Отец Максим лично написал методические указания, основываясь на существующем опыте и опыте западных коллег. Эти брошюры можно сейчас найти и в бумажных, и оцифрованных архивах, в 2007 году издали еще одну методическую работу под авторством отца Алексия Тарасова из города Волжского. Она подробно рассказывает, как помогать во время кризисной беременности, как вести разговор с людьми, которые обращаются. Открыли горячую линию. В течение первых двух лет стало ясно, что получается. Пусть с трудностями, но есть положительные результаты! Постепенно центры стали появляться в разных регионах России.
Отец Максим реально оценивал ситуацию, возможности центра. Он говорил, что, если из 10-ти пришедших в центр женщин удается отговорить одну, – это уже хороший результат. Это оправдывает деятельность организации, значит, этим стоит заниматься.
О работе центра можно судить по цифрам: столько обратились, стольким помогли, но сильное впечатление производят не сухие числа на бумаге, а реальные примеры. Отец Максим делился:
«За время работы центра наметилась одна четкая тенденция: люди, которых отговорили от аборта, всегда нам благодарны. Как бы потом ни было трудно с ребенком, они всегда благодарны. Еще никто никогда не сказал, мол, зря мы вас послушались, надо было избавляться от беременности».
В начале года к отцу Максиму подошла супружеская пара со взрослым чадом, и они сказали:
«Вот смотрите, пожалуйста, – наш ребенок! Много лет назад вы уговорили нас сохранить беременность, подарить жизнь. Вот он вырос, уже студент. Мы очень рады, что он есть у нас!»
Другая история. Девочка из трудной семьи, сложная ситуация, напряженная обстановка в доме, родители пьют, скандалят. В 14 лет ей случайно попались в руки листовки центра кризисной беременности. Она не только с интересом прочитала, но и прониклась идеями за сохранение жизни младенцев. Пусть у нее жизнь сложилась не просто, не так, как, может быть, хотелось. Но зато она родила троих детей и не сделала ни одного аборта! Сейчас ее дети уже взрослые. Она благодарна центру, часто созванивалась с отцом Максимом, поддерживала с ним связь.
Был и такой забавный случай. Одна девушка обратилась к отцу Максиму и слезно просила по телефону сообщить ее матери об интересном положении. Отец Максим не смог отказать. Мама девушки буквально взорвалась, выплеснула на священника все, что только можно, хотя батюшка был всего-навсего посредником. Свою горячую речь она закончила словами: «Это скандал, пусть срочно идет на аборт!» Мать выгнала дочку из дома, а та все равно родила.
Как же развивалась ситуация? Сначала мать толкала единственную дочь на убийство не родившегося малыша, то есть своего первого внука, а потом с ней произошло какое-то изменение. Отец Максим рассказывал:
«Я узнаю, что молодую женщину с ребенком все-таки оставили в квартире у матери. Молодая мама жалуется мне по телефону и спрашивает: что делать с бабушкой? Со стороны взрослой женщины – гиперопека, она не отходит от внука, возится с ним, с рук не спускает, ухаживает, заботится. Вот так: еще недавно она настаивала на аборте, а теперь привязалась к внуку».
Отрицательные примеры тоже бывают. Женщина с психическими заболеваниями. Брошена на произвол судьбы, она конфликтная, не может создать семью, а репродуктивная функция работает – ребенок у нее есть. В какой-то момент ей пришлось иметь дело с ювенальной юстицией, были проверки из органов опеки, потом процесс отбирания ребенка…
Батюшка объяснял так:
«Люди с небольшими психическими отклонениями не могут управлять своей жизнью, они часто попадают в кризисные ситуации и с ними вечно что-то происходит: они болеют, получают травмы на ровном месте, что-то теряют, забывают, у них случаются пожары, одним словом – оказываются в отчаянном положении. Плюс ко всему они часто рожают без мужа (стоит отметить, что дети могут быть психически здоровые). Измениться такие женщины не могут, и окружающие должны их принять такими, какие они есть. Им нужно некоторое сопровождение, “ведение по жизни”, мы стараемся им помогать…»
Или другая ситуация. Мать одиночка с тремя детьми, у нее беда – нет жилья. Центр пытается как-то помогать, материнского капитала не хватает, чтобы купить жилье, если только в совсем удаленной деревне, но женщина не сможет там жить с детьми. Правда, отец Максим считал, что это пример одновременно и положительный, и отрицательный. Все-таки женщина сохранила жизнь детям, они любят ее, она любит их, но ситуация тяжелая из-за квартирного вопроса.
Выход из жилищных проблем отец Максим видел такой:
«У нас деревни, поселки вымирают, жилье освобождается, дешевеет, продается почти за бесценок. Можно строить недорогие дома по известным современным технологиям. Это недорого и быстро. Для нашей страны обеспечить несколько тысяч семей бесплатным жильем в год – это задача вполне выполнимая и посильная. Тем более, что в бюджете есть 10 млрд руб. лишних – это деньги, которые государство платит через наши налоги за аборты и сомнительную операцию ЭКО. Если эти средства пустили бы на строительство недорогого жилья для родивших и нуждающихся в крыше над головой, то это привело бы к лучшему. Арифметика простая: один дом – 1 млн руб., а за 10 млрд рублей получили бы 10 тысяч домов в год. А по сути, к сожалению, получается, что 10 млрд рублей выкинуты в никуда».
Отец Максим запомнился человеком, который не осуждал, не критиковал, не читал нотаций, а относился с любовью и милосердием к женщинам, попавшим в непростую ситуацию, протягивал руку помощи. Он повторял:
«Нельзя осуждать – ребенок вне брака, его воспитывает мать-одиночка. Пусть многие ситуации, в которые попали женщины, обратившиеся в центр, и неправильны. Но ребенок ни в чем не виноват! Жизнь каждого чада бесценна. Тем более что у нас тяжелая демографическая ситуация…»
Когда я его спрашивала, как удается отговорить от аборта, батюшка подчеркивал, что не стоит ожидать от женщин, пришедших в центр, религиозности. То есть аргумент «Церковь не разрешает аборты» не действует. Если бы эта логика для них работала, то они бы не пришли к мысли избавиться от беременности. А центр имеет дело с теми, кто планирует такое. Мысль об аборте пришла женщинам в голову, они видят в аборте выход из сложной ситуации – а это значит, что рассуждения верующих людей для них сложны. Можно, конечно, говорить о религии, но в основном действуют другие аргументы.
Нужно подойти с другой стороны: объяснять, что это вредно для здоровья, взывать к общечеловеческим понятиям. Сказать, например: жалко же котенка выкинуть или утопить? А щенка прогнать? Есть даже общество защиты животных. Почему же мы от ребенка (не родившегося) избавляемся? Еще, конечно, пробуждение материнских инстинктов. С этим сложнее. Это тоже работает, но очень часто у беременных женщин, которые пришли на аборт, материнский инстинкт отсутствует, иначе они бы не настраивались на операцию по прерыванию беременности. Но отец Максим был уверен, что эти инстинкты просыпаются и после рождения ребенка.
«Их не было, не было, а малыш появился на свет, мама начинает за ним ухаживать – инстинкты появляются. С грудным кормлением у нее начинает развиваться то, что и должно развиваться, – естественное явление. В женщине, которая держит на руках ребенка, проявляется то, что заложено в нее Господом и природой. Материнский инстинкт начинает работать в нашу пользу», – рассуждал отец Максим.
Отец Максим искренне радовался, что положительных примеров, достижений центра больше, чем неудач или проблем. По его наблюдениям, как правило, у обратившихся женщин жизнь налаживается после рождения ребенка. Они живут не в вакууме, устраиваются, находят работу. Всегда есть добрые люди. Конечно, некоторые стесняются просить помощи, но в основном немало хороших людей, которые готовы поделиться чем-то, помочь так, чтобы не смущать.

Александра Грипас
Источник
« Метанойя на Крайнем Севере
«Неудобные» вопросы Богу »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.