Как быть, если ребёнок не желает ходить в церковь?
Лайфхак от моего духовника. Не ждите, когда он вам скажет, что не хочет. Ведите себя с ребёнком внимательно и тактично. Как только он начинает скучать и томиться, то есть, буквально, при первом его взгляде на дверь — идите с ним на улицу.
Когда я первый раз об этом написала, у меня дети были маленькие. Я их воспринимала как такое небольшое стадо пасомых, которому я задаю направление движения.
Для меня было нормой: встать в воскресение пораньше, всех растолкать, разодеть в пух и прах, объяснить, что до причастия мы не кушаем и не пьём и в любую погоду вести их в храм.
От совета отца Валерия (теперь он схиигумен Варнава) я опешила: ну как так-то!!! В храм же ходить — хорошее дело. Там благодать и все дела. А хорошее дело надо делать и все тут. Мало ли чего они там хотят или не хотят.
Но я послушалась. И вот недавно, на светлой, когда мы все были веселые и добрые, я провела опрос. Расспросила детей, когда им не нравилось в храме.
Ответ меня ошеломил! Отвечали они мне без дерзости и вызова. Это был хороший добрый разговор. Так вот. Самый трудный период для них был в 2-З года, когда, я процитирую: «Ты ничего не понимаешь, а тебя куда-то тащат, и приходится стоять в духоте»
То есть, проблема является не в подростковом возрасте, а раньше, просто мы ее не замечаем, потому что дети нас беспрекословно слушаются и идут туда, куда мы их ведём.
Лайфхак номер два. Обратите внимание на то, при каких обстоятельствах мы говорим с подросшими детьми. Пока все нормально, мы их не трогаем. Разговор начинается, когда нам от них что-то надо: «Убери носки, помой посуду, сделай уроки, помой руки»
Для подросших детей мы превращаемся в какую-то Фрекен Бок. Именно на фоне общения из-за мелких неприятностей и возникают проблемы с походами в храм.
Когда я кричу «Серёжа!» — а он сразу делает страдальческое лицо. Я для него — источник неприятных поручений.
В чем лайфхак? В том, что надо активно работать над наращиванием количества ситуаций, когда ребёнок нам рад, а мы ему. Общаться с ним не только потому, что он накосячил, но и ради самого общения. Педалировать тему радости. Базовый материал всегда в наших руках — хочешь клубники, Серёжа? Хочешь чаю с печеньками? Ты смотрел фильм «М3ган»?
Не надо его смирять. Его жизнь смиряет. Терние неприязни растёт само, а вот вкусные плоды взаимной любви вырастить трудно. Семь потов сойдёт.
Если нет творческого запала на позитивное общение надо хотя бы не затевать никаких разговоров, когда вы не в духе. Хотите поговорить о том, почему вам важно, чтобы он ходил в храм? Дождитесь момента, когда сами будете в добром расположении духа. В ресурсе, так сказать. И будьте готовы свернуть вашу миссионерскую деятельность, если ребёнок скажет, что не готов к разговору. Потому что если ваша проповедь будет исходить из вашего унылого или сердитого настроения, и вы будете руководствоваться желанием отмиссионерить ваше чадо чего бы вам и ему это не стоило, вы добьётесь как раз-таки совершенно обратного эффекта.
Лайфхак номер три. Ребёнок — подросток — совершенно новый человек, никак не связанный с тем милым малышом, который смотрел на вас восторженными широко распахнутыми глазами. Малыш ушел, остаться Карлсон. С подростком надо знакомиться заново. Типа, здравствуй племя молодое, я, такая-то, такая-то и я очень тебя люблю не потому, что ты был мил и мал, а люблю тебя такого, какой ты сейчас, люблю и не нарадуюсь, что ты со мной.
И это надо искренне говорить, дети адски чувствительны к фальши. Если вы не любите его, если вы его не принимаете, и все смотрите на фото куда-то исчезнувшего Малыша с тоской и ностальгией — проблемы не у ребёнка, а у вас. Вы не можете принять его-нового. А значит ваше настойчивое затаскиваете его в храм — это не из желания привести его к Богу, а попытка вернуть прошлое, остановить время, заставить его носить штанишки, из которых он вырос.
Так что прежде чем затеваться, ответьте сами себе на вопрос — зачем? Если для того, чтобы он перестал быть подростком, или чтобы он вас слушался, или чтобы хорошо учился — миссию ждёт провал. Потому что вы пытаетесь воспользоваться Богом, как инструментом усмирения и влияния. А Бог — это инструмент свободы.
Была ли послушна своему отцу — воинствующему язычнику — христианка Параскева, нареченная Пятницей? Нет. И так она спаслась и воссияла в лике святых.
Ой.
Ну и зачем тогда? Вы мечтаете, чтобы ребёнок был верующим, чтобы на него не оказывали влияния плохие ребята? Чтобы он вырос и создал семью? Давайте почитаем жития святых. Их святость — это смерть за Христа. Такой вот плод духовной зрелости. Доросли ли мы сами до мученичества и исповедничества? Нет? Почему тогда мы требуем этого от наших детей? А мы ведь именно этого требуем: быть другим, не от мира сего, не таким, как его сверстники. Мы хотим именно исповедничества.
Заключительный лайфхак. Когда вы не интересуетесь жизнью ребёнка (учеба и уборка не считается), когда он от вас закрыт, у вас нет общих дел, вы не любите проводить время друг с другом — и вдруг — шарах! Вы приступаете к нему с миссионерскими речами, тогда вы становитесь похожи на людей в костюмах с Библией, которые стучатся в рандомные дома и предлагают поговорит о Боге. Потому что комната вашего ребёнка в вашем доме — это квартира в квартире, государство в государстве, его отдельная от вашей территория. И ребёнок готов яростно отстаивать ее независимость и неприкосновенность. Тук-тук. Хотите поговорить о Боге? Даже не ответите, если к вам так придут. Просто дверь захлопните. Ну вот и ребёнок такожды творит.
Первичны ваши с ним отношения, потихоньку трансформирующиеся из алгоритма «пастух-овцы» в алгоритм «пастух-пастух».
Ребёнок воспримет то, что вы ему говорите только в том случае, если для него в принципе важно то, что вы говорите, важны вы сами.
А если он переживает своё человеческое становление через богоборчество, единственная правильная стратегия поведения — отец блудного сына. Пока он не съест пару порций свиных рожков, в вашу сторону и не глянет. А откушав сие неприятное кушанье глянет только в случае, если в его сердце есть надежда, что вы все-таки его примите, а не начнёте вопить «Я же говорил! Я предупреждал! Ну ты дурак!»
Одним словом — силушки вам всем богатырской и терпения вам выдающегося, достойного книги Гиннеса.
Унывать не надо — ведь это прекрасный повод прокачать и отапгрейдить уже имеющиеся у вас добродетели.
Светлана Зайцева
Когда я первый раз об этом написала, у меня дети были маленькие. Я их воспринимала как такое небольшое стадо пасомых, которому я задаю направление движения.
Для меня было нормой: встать в воскресение пораньше, всех растолкать, разодеть в пух и прах, объяснить, что до причастия мы не кушаем и не пьём и в любую погоду вести их в храм.
От совета отца Валерия (теперь он схиигумен Варнава) я опешила: ну как так-то!!! В храм же ходить — хорошее дело. Там благодать и все дела. А хорошее дело надо делать и все тут. Мало ли чего они там хотят или не хотят.
Но я послушалась. И вот недавно, на светлой, когда мы все были веселые и добрые, я провела опрос. Расспросила детей, когда им не нравилось в храме.
Ответ меня ошеломил! Отвечали они мне без дерзости и вызова. Это был хороший добрый разговор. Так вот. Самый трудный период для них был в 2-З года, когда, я процитирую: «Ты ничего не понимаешь, а тебя куда-то тащат, и приходится стоять в духоте»
То есть, проблема является не в подростковом возрасте, а раньше, просто мы ее не замечаем, потому что дети нас беспрекословно слушаются и идут туда, куда мы их ведём.
Лайфхак номер два. Обратите внимание на то, при каких обстоятельствах мы говорим с подросшими детьми. Пока все нормально, мы их не трогаем. Разговор начинается, когда нам от них что-то надо: «Убери носки, помой посуду, сделай уроки, помой руки»
Для подросших детей мы превращаемся в какую-то Фрекен Бок. Именно на фоне общения из-за мелких неприятностей и возникают проблемы с походами в храм.
Когда я кричу «Серёжа!» — а он сразу делает страдальческое лицо. Я для него — источник неприятных поручений.
В чем лайфхак? В том, что надо активно работать над наращиванием количества ситуаций, когда ребёнок нам рад, а мы ему. Общаться с ним не только потому, что он накосячил, но и ради самого общения. Педалировать тему радости. Базовый материал всегда в наших руках — хочешь клубники, Серёжа? Хочешь чаю с печеньками? Ты смотрел фильм «М3ган»?
Не надо его смирять. Его жизнь смиряет. Терние неприязни растёт само, а вот вкусные плоды взаимной любви вырастить трудно. Семь потов сойдёт.
Если нет творческого запала на позитивное общение надо хотя бы не затевать никаких разговоров, когда вы не в духе. Хотите поговорить о том, почему вам важно, чтобы он ходил в храм? Дождитесь момента, когда сами будете в добром расположении духа. В ресурсе, так сказать. И будьте готовы свернуть вашу миссионерскую деятельность, если ребёнок скажет, что не готов к разговору. Потому что если ваша проповедь будет исходить из вашего унылого или сердитого настроения, и вы будете руководствоваться желанием отмиссионерить ваше чадо чего бы вам и ему это не стоило, вы добьётесь как раз-таки совершенно обратного эффекта.
Лайфхак номер три. Ребёнок — подросток — совершенно новый человек, никак не связанный с тем милым малышом, который смотрел на вас восторженными широко распахнутыми глазами. Малыш ушел, остаться Карлсон. С подростком надо знакомиться заново. Типа, здравствуй племя молодое, я, такая-то, такая-то и я очень тебя люблю не потому, что ты был мил и мал, а люблю тебя такого, какой ты сейчас, люблю и не нарадуюсь, что ты со мной.
И это надо искренне говорить, дети адски чувствительны к фальши. Если вы не любите его, если вы его не принимаете, и все смотрите на фото куда-то исчезнувшего Малыша с тоской и ностальгией — проблемы не у ребёнка, а у вас. Вы не можете принять его-нового. А значит ваше настойчивое затаскиваете его в храм — это не из желания привести его к Богу, а попытка вернуть прошлое, остановить время, заставить его носить штанишки, из которых он вырос.
Так что прежде чем затеваться, ответьте сами себе на вопрос — зачем? Если для того, чтобы он перестал быть подростком, или чтобы он вас слушался, или чтобы хорошо учился — миссию ждёт провал. Потому что вы пытаетесь воспользоваться Богом, как инструментом усмирения и влияния. А Бог — это инструмент свободы.
Была ли послушна своему отцу — воинствующему язычнику — христианка Параскева, нареченная Пятницей? Нет. И так она спаслась и воссияла в лике святых.
Ой.
Ну и зачем тогда? Вы мечтаете, чтобы ребёнок был верующим, чтобы на него не оказывали влияния плохие ребята? Чтобы он вырос и создал семью? Давайте почитаем жития святых. Их святость — это смерть за Христа. Такой вот плод духовной зрелости. Доросли ли мы сами до мученичества и исповедничества? Нет? Почему тогда мы требуем этого от наших детей? А мы ведь именно этого требуем: быть другим, не от мира сего, не таким, как его сверстники. Мы хотим именно исповедничества.
Заключительный лайфхак. Когда вы не интересуетесь жизнью ребёнка (учеба и уборка не считается), когда он от вас закрыт, у вас нет общих дел, вы не любите проводить время друг с другом — и вдруг — шарах! Вы приступаете к нему с миссионерскими речами, тогда вы становитесь похожи на людей в костюмах с Библией, которые стучатся в рандомные дома и предлагают поговорит о Боге. Потому что комната вашего ребёнка в вашем доме — это квартира в квартире, государство в государстве, его отдельная от вашей территория. И ребёнок готов яростно отстаивать ее независимость и неприкосновенность. Тук-тук. Хотите поговорить о Боге? Даже не ответите, если к вам так придут. Просто дверь захлопните. Ну вот и ребёнок такожды творит.
Первичны ваши с ним отношения, потихоньку трансформирующиеся из алгоритма «пастух-овцы» в алгоритм «пастух-пастух».
Ребёнок воспримет то, что вы ему говорите только в том случае, если для него в принципе важно то, что вы говорите, важны вы сами.
А если он переживает своё человеческое становление через богоборчество, единственная правильная стратегия поведения — отец блудного сына. Пока он не съест пару порций свиных рожков, в вашу сторону и не глянет. А откушав сие неприятное кушанье глянет только в случае, если в его сердце есть надежда, что вы все-таки его примите, а не начнёте вопить «Я же говорил! Я предупреждал! Ну ты дурак!»
Одним словом — силушки вам всем богатырской и терпения вам выдающегося, достойного книги Гиннеса.
Унывать не надо — ведь это прекрасный повод прокачать и отапгрейдить уже имеющиеся у вас добродетели.
Светлана Зайцева
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
не принуждать, придет время сам захочет, а если нет, то и не надо
- ↓