Форма, но не содержание: о кельтском кресте
Кельтский крест – это один из самых знаменитых символов кельтских стран. В первую очередь Ирландии, именно там сохранилось примерно шесть десятков крестов, созданных до середины XII века, позже их уже практически не сооружали.
Те кресты, которые устанавливались монахами и на которых изображены различные библейские сюжеты, служили для окружения церквей, соборов, монастырей, для обозначения границ церковного пространства. Отношение к захоронениям кельтские кресты имели далеко не всегда. Само название «кельтский», или «ирландский», высокий, крест впервые появилось в XIX веке, когда ирландская, шотландская и валлийская знать стала устанавливать такие кресты на месте захоронений, чтобы таким образом подчеркнуть знатность своего происхождения. В истории этот период именуется кельтским Возрождением: тогда у жителей Ирландии, Шотландии, Уэльса и других кельтских областей проснулся жгучий интерес к своему прошлому, своим традициям. Важно, что сам крест относится к кельтской культуре в целом, а не какой-либо отдельной стране, поскольку кельты представляли собой огромное количество национальностей, объединенных общей культурой, схожестью религиозных представлений и социальных обычаев.
История кельтского креста как символа окружена большим количеством легенд. Исследователи считают, что кельтский крест появился как символ мученичества с приходом христианства в кельтские страны, с реформами святого Патрика и святого Колумба. Крест святого Патрика и святого Колумба – это равнолучевые кресты с кругом. Существует несколько концепций появления круга на ирландском кресте. Главная из них гласит о том, что таким образом святой Патрик соединил важный для кельтских жрецов-друидов символ круга с христианским крестом. Круг – это древний солнечный символ жизни. Здесь мы видим сплав христианских и языческих представлений. В то же время можно с уверенностью сказать, что круг на кельтском кресте – это христианский символ вечности и бесконечной любви Господа.
Кельтские кресты привлекают своей оригинальностью, мастерством художественного исполнения, своей узорчатостью – это особые кельтские узлы, зооморфные образы, которые составляют известный звериный стиль, это различные геометрические фигуры и витиеватые рисунки.
Самый древний тип кельтских крестов – это кресты, вырезанные на каменной поверхности вертикальных плит. Вырезан либо просто крест, либо сцена распятия с различными фигурками, чаще всего с изображением людей.
Далее появляются уже собственно кресты, на которых изображены сюжетные сцены. Конечно же, это сцены охоты, сражений и библейские сюжеты. Такие высокие кресты – это массивные каменные сооружения, как правило, на постаменте с серьезной библейской иконографией. Замечательный тому пример – крест Измуна в графстве Килдэр, на котором можно увидеть фигуры двенадцати апостолов на основании креста под сценой Распятия. Подобные кресты встречаются с VIII по XII век на Британских островах, в Англии, Шотландии, Уэльсе, острове Мэн. Поражают также кресты разрушенного ирландского монастыря Клонмакнойс. Орнамент этих крестов схож узорами знаменитой ирландской книги «Келлс».
Главный сюжет, изображенный на кельтских крестах, – это Распятие. Стиль Распятия очень разнообразен и зависит от времени и места создания креста. Интересно, что постоянной чертой ирландских крестов является изображение двух небольших фигур, одна из которых держит в руках копье, другая – губку. Так же на ирландских крестах в сцене Распятия не фигурируют Дева Мария и Иоанн.
Часты иллюстрации сцен из Ветхого Завета. Конечно же, это грехопадение первых людей, жертвоприношение Авеля, Иона во чреве кита, Даниил в яме со львами, различные сцены из жизни святого Антония. Так же на кельтских крестах встречаются сцены из апокрифов. Например, история о трех отроках в огненной печи.
За весь этот богатый сюжетный набор исследователи называют кельтские кресты теологией в камне. На одном из огромных пятиметровых кельтских крестов даже написана целая поэма в форме сна – это модификация литературного жанра. В ней повествование ведется от лица самого Креста, который стал свидетелем евангельских событий.
Несомненно, кельтский крест художественно невероятно притягателен, как и многие кельтские украшения. Конечно, он больше взывает к эстетическому созерцанию своей красоты, чем горестному воспоминанию о страданиях Христа. Можно сказать, что в кельтском кресте форма абсолютно главенствует над содержанием.
Те кресты, которые устанавливались монахами и на которых изображены различные библейские сюжеты, служили для окружения церквей, соборов, монастырей, для обозначения границ церковного пространства. Отношение к захоронениям кельтские кресты имели далеко не всегда. Само название «кельтский», или «ирландский», высокий, крест впервые появилось в XIX веке, когда ирландская, шотландская и валлийская знать стала устанавливать такие кресты на месте захоронений, чтобы таким образом подчеркнуть знатность своего происхождения. В истории этот период именуется кельтским Возрождением: тогда у жителей Ирландии, Шотландии, Уэльса и других кельтских областей проснулся жгучий интерес к своему прошлому, своим традициям. Важно, что сам крест относится к кельтской культуре в целом, а не какой-либо отдельной стране, поскольку кельты представляли собой огромное количество национальностей, объединенных общей культурой, схожестью религиозных представлений и социальных обычаев.
История кельтского креста как символа окружена большим количеством легенд. Исследователи считают, что кельтский крест появился как символ мученичества с приходом христианства в кельтские страны, с реформами святого Патрика и святого Колумба. Крест святого Патрика и святого Колумба – это равнолучевые кресты с кругом. Существует несколько концепций появления круга на ирландском кресте. Главная из них гласит о том, что таким образом святой Патрик соединил важный для кельтских жрецов-друидов символ круга с христианским крестом. Круг – это древний солнечный символ жизни. Здесь мы видим сплав христианских и языческих представлений. В то же время можно с уверенностью сказать, что круг на кельтском кресте – это христианский символ вечности и бесконечной любви Господа.
Кельтские кресты привлекают своей оригинальностью, мастерством художественного исполнения, своей узорчатостью – это особые кельтские узлы, зооморфные образы, которые составляют известный звериный стиль, это различные геометрические фигуры и витиеватые рисунки.
Самый древний тип кельтских крестов – это кресты, вырезанные на каменной поверхности вертикальных плит. Вырезан либо просто крест, либо сцена распятия с различными фигурками, чаще всего с изображением людей.
Далее появляются уже собственно кресты, на которых изображены сюжетные сцены. Конечно же, это сцены охоты, сражений и библейские сюжеты. Такие высокие кресты – это массивные каменные сооружения, как правило, на постаменте с серьезной библейской иконографией. Замечательный тому пример – крест Измуна в графстве Килдэр, на котором можно увидеть фигуры двенадцати апостолов на основании креста под сценой Распятия. Подобные кресты встречаются с VIII по XII век на Британских островах, в Англии, Шотландии, Уэльсе, острове Мэн. Поражают также кресты разрушенного ирландского монастыря Клонмакнойс. Орнамент этих крестов схож узорами знаменитой ирландской книги «Келлс».
Главный сюжет, изображенный на кельтских крестах, – это Распятие. Стиль Распятия очень разнообразен и зависит от времени и места создания креста. Интересно, что постоянной чертой ирландских крестов является изображение двух небольших фигур, одна из которых держит в руках копье, другая – губку. Так же на ирландских крестах в сцене Распятия не фигурируют Дева Мария и Иоанн.
Часты иллюстрации сцен из Ветхого Завета. Конечно же, это грехопадение первых людей, жертвоприношение Авеля, Иона во чреве кита, Даниил в яме со львами, различные сцены из жизни святого Антония. Так же на кельтских крестах встречаются сцены из апокрифов. Например, история о трех отроках в огненной печи.
За весь этот богатый сюжетный набор исследователи называют кельтские кресты теологией в камне. На одном из огромных пятиметровых кельтских крестов даже написана целая поэма в форме сна – это модификация литературного жанра. В ней повествование ведется от лица самого Креста, который стал свидетелем евангельских событий.
Несомненно, кельтский крест художественно невероятно притягателен, как и многие кельтские украшения. Конечно, он больше взывает к эстетическому созерцанию своей красоты, чем горестному воспоминанию о страданиях Христа. Можно сказать, что в кельтском кресте форма абсолютно главенствует над содержанием.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.