Иконография праздника Благовещения: интервью с иконописцем

Мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы рассказывает иконописец Ольга Спиридонова.




Благовещение. конец. XIV в. ГТГ
– Давайте начнем наш разговор об иконографии Благовещения с византийской иконы конца XIV в. из Третьяковской галереи.
– Я бы хотела начать разговор о Благовещении не с какой-то конкретной традиционной иконы, а с одного очень важного момента. В храме место сюжета Благовещения – это царские врата, и одно только это ведет за собою множество смыслов, где врата – это и открывающаяся Книга Евангелия, и сама Благая весть, и напоминание о завесе Святая Святых Иерусалимского храма. За изготовлением этой завесы прошло детство Марии, Она, будучи в обручении, ткала по оказанной Ей чести, и именно эта завеса разорвалась в момент смерти Её Сына на Кресте.
Священное Писание говорит о событии Благовещения только в Евангелии от Луки, и именно из этого повествования вышла ликующая молитва о Радости: «Богородице Дево, радуйся...».
Даже визуально сюжет легко переносится на обе части дверей царских врат.




Царские врата. Благовещение. Художник Александр Солдатов

Если же говорить об иконографии на примере названной византийской иконы, на ней мы видим вполне традиционное изображение: Дева Мария сидит, слушая Архангела Гавриила. Здесь очевидное противопоставление фигур: динамичной, стремительной – Архангела и смиренной, немного взволнованной – Девы Марии. Посланник Неба жестом призывает слушать его – его рука простерта в ораторском жесте, который в античности использовался для привлечения внимания, он же – жест благословляющий.
Совет превечный открывая Тебе, Отроковице,
Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая:
Радуйся, земле ненасеянная;
Радуйся, купино неопалимая;
Радуйся, глубино неудобозримая;
Радуйся, мосте, к Небесем преводяй,
и лествице высокая, юже Иаков виде;
Радуйся, Божественная стамно манны;
Радуйся, разрешение клятвы;
Радуйся, Адамово воззвание:
С Тобою Господь.
На заднем фоне иконы – архитектурные строения, обозначающие дом праведного Иосифа, иногда с садом. Велум – красная ткань на «палатках» – напоминает о том, что событие происходит тайно от глаз, за стеной.
– На других иконах Богородица изображается стоящей, как, например, в византийской иконе 1-й четверти XIV в. из ГМИИ им. А.С. Пушкина.
– И это логично, ведь Она слушает Благую весть, и здесь византийская иконографическая традиция опирается на византийский церемониал, когда императорские указы оглашались и слушались стоя. В указанном памятнике мы видим служанку – возможно, она появляется как свидетель События.
Вообще, Благовещение – один из самых знакомых всем иконографических сюжетов после Распятия. Он широко используется и в светском искусстве, варьируясь по желанию авторов бесконечно, но в сюжете всегда остаются Ангел и Дева.
– Пряжа, которую прядет Богородица, – тоже не просто историческое упоминание...
– Да, пурпур (драгоценная пряжа для Завесы) выступает и в роли символа, говорящего о самом непостижимом, о тайне Боговоплощения, о том, как Божественным образом созидается Плоть Христа. Пример этому мы видим, например, в знаменитом Устюжском Благовещении (XII в.) Где, кстати, мы видим в композиции ту самую двучастность, о которой говорилось в самом начале. Но, главное, здесь в лоно Богородицы входит Младенец.




Благовещение. XII в. Моанстырь Св. Екатерины, Синай
– Как и, например, в иконе XII в. из монастыря Св. Екатерины на Синае.
– Да, в этой иконе внизу и изображение птиц, рыб – такой образ Рая. А еще – это иллюстрация богослужебного текста «Всякое дыхание да хвалит Господа…». Неслучайно Благовещение приходится на весенний период, когда сама природа возрождается после зимы и смерти. В православной традиции есть обряд выпускания птиц на волю, как символ спасения души от вечной смерти.
Раз уж речь зашла об изображении птиц, здесь сразу вспоминается икона XVI в. из Владимиро-Суздальского историко-художественного музея. В нижней части иконы лебеди – и как символ душ верующих, и как образ чистоты и невинности, пришедший из фольклора.
Порой мы видим, что Святой Дух изображается в виде голубя в луче от мандорлы с Ветхим Денми, но эта традиция богословски никак не обоснована, так как голубь в Писании являлся только один раз, во время Богоявления. Зато не вызывает вопросов «Спас в Силах» в маленькой мандорле сверху, или хотя бы благославляющая Десница.
В некоторых памятниках – отсыл к протоевагельскому тексту Иакова, когда Дева Мария изображается у источника (кладезя), а Архангел таинственно сходит сверху. Например, фреска Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502–1503) или мозаика XIV в. из монастыря Хора в Константинополе.



Мозаика. Благовещение… XIV в. Монастырь Хора. Константинополь
Есть уже в более поздних традициях, особенно в западной, изображение Девы Марии за книгой. Западное искусство так же обильно раскрасило событие бытом, а Архангел изображается здесь все чаще с лилией. Вместе с западной культурой в XVI в. этот извод попадает в Россию и сосуществует вместе с восточными традициями.
– Если говорить о таких событиях, неслучайно ещё с раннехристианских времен Благовещение порой изображается рядом с Изгнанием из Рая.
– Два эти события изменили ход истории человечества, потому Христа с Богородицей святые отцы и называют Новым Адамом и Новой Евой.
В западной традиции сюжет Благовещения порой разворачивается на фоне Древа познания со змием. У нас этой традиции нет, возможно, чтобы не возникло сомнительного разночтения или сопоставления Архангела с Адамом или даже с искусителем. Хотя символ Древа тут возник, скорее всего, как напоминание о протоевангельском памятнике, где Господь призвал Гавриила для помощи в спасении Адама.
– Богородица мыслится и как символ Церкви.
– И в некоторых изображениях Благовещения на это делается особый акцент. Например, в мозаике из Санта Мария Маджоре XIII века Богородица изображается на фоне архитектуры, а рядом стоящий Ангел – на чистом золотом фоне мозаики: он – посланник Небес.



Мозаика. Благовещение. XIII в. Храм Санта Мария Маджоре. Италия
– Вы сами писали Благовещение?
– Писала этот сюжет на царских вратах, и не раз. Помимо того, что в художественной задаче присутствует общая идея всего пространства, Благовещение как сюжет позволяет решить тему связи Неба и земли, осмысление того, что «бремя легко» (Мф. 11, 30).
Богородица изображается в разных временных отрезках истории: здесь Она только слышит глас, здесь Она изумляется словам, потом жестом вопрошает и возражает, временами Богородица отворачивается от Вестника, и вот уже принимает решение – проверить его слова и отправиться навестить Елизавету, чтобы услышать от неё: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 43).
Не менее интересный образ самого Архангела Гавриила – пафос грядущего Воскресения, самого рая, глашатай Любви Божьей!
Поэтому для иконописца интереснейшей задачей является уловить сложное состояние, духовную работу за счет одного только силуэта!
– Что изображения Благовещения на иконах и царских вратах помогают осмыслить верующим, пришедшим на богослужение?
– Верующих таким образом допускают видеть и участвовать в литургическом таинстве спасения души.

С Ольгой Спиридоновой
беседовала Оксана Головко
« Почему любовь не может служить оправданием для...
Всё, что нужно знать о двунадесятом празднике... »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.