Если Христос в пути, то всё будет хорошо: слово из Постной Триоди в преддверии Лазаревой субботы

Постная Триодь. Святитель Феофан называл ее великим сокровищем. И как же жаль, что зачастую мы проходим мимо этих действительно бесценных стихир, канонов, тропарей, которые звучат всего раз в году.






О Страстной говорить даже не буду, по крайней мере сейчас. Тексты Страстной уникальны. Но мы уже вплотную подходим к шестой седмице Великого Поста, именуемой Вербной, которая тоже стоит особняком. И это неудивительно, если осознать, чему она посвящена.
Для начала вспомним, что в пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается Четыредесятница. Не в смысле окончания поста, а в том смысле, что начинается то, к чему мы шли все эти дни. Ради чего очищали себя, омывали, пересматривали.
Ведь не с пустыми же руками и погасшим светильником подходить к встрече Господа, идущего навстречу нам.
А Он идет.
Идет сначала в Вифанию, чтобы воскресить Лазаря.
А затем – в Иерусалим. Чтобы воскресить всех нас.
И вот этим-то трепетным ожиданием, тщательной проверкой: а с чем я-то явлюсь? Что еще я могу успеть сделать/подумать/совершить? – наполнены эти дни.
***
Но мы проживаем их не наедине, мы словно каждый день входим в семейство Лазаря и скорбим с его сестрами:
«Вчера и сегодня болезнь Лазарева, сию бо являют Христу сродницы».
И день ото дня Лазарю становится хуже.
Если в понедельник сестры просто волнуются, то во вторник они уже предаются неутешному плачу:
«Рыданием обложены Лазаревы сестры».
Наступает среда. Лазарь скончался.
«Днесь Лазарь умерший погребается»;
«Днесь Лазарь умерший выносится, друг Христов, и рыдают о нем те, кто пришел к Марфе и Марии».
И тут же мы слышим другое. Да, в доме Лазаря – скорбь, безутешное горе, но Вифания призывается к радости, потому что «Христос радостию приходит к Лазарю показать людям, что Он есть Жизнь всех».
Если Христос уже в пути, то все будет хорошо, словно говорят тексты Триоди.
Но не только к радости призывает нас Церковь:
«… радостию, Вифания, уготовься, Жизнодавца угостити и Царя, с нами взывающе: Господи, слава Тебе».
«Вифания, готовься, украсись, разшири входы твои, идет Господь, чтобы Лазаря оживить».
Жди радостно, но не просто пассивно ожидай, нет. Восстань, воспрянь. Очисти, омой дом своей души. В него приходит Христос – каждый раз приходит в таинстве Святого Причащения.
Собственно, этим мы и занимались в течение Великого Поста – готовились встретить Его.
***
Наступает пятница, и время подготовки завершается, как завершается пост.
Вифания, Вифания, «отверзи твоя врата, вот, идет Господь, приими верою Владыку».
Христос идет, чтобы воскресить Лазаря, и в самом аду слышны Его шаги.
«Ад, касаясь ног Лазаря, глаголет: если воззовет тебя Жизнь, не обленись, но изыди: разумею бо мое разрушение вскоре».
Наивный ад! Думал отделаться одним Лазарем…
***
И вот раздается последний призыв пятницы, обращенный уже ко всем нам:
«Приидите, соберитесь, встретить Владыку и Царя, так Его приимем, как в Иерусалиме, в душах наших: идет бо спасти души наши».
Ей, гряди, Господи Иисусе!

Владимир Шишкин
« Выставление за ограду церкви: что такое анафема...
«От Меня это было»: глубокий смысл сочинения... »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.