Притча о потерянной драхме: толкование

В своих притчах Христос нередко строит сюжет вокруг темы денег. Одна из таких притч — короткая история о потерянной драхме. В ней рассказывается, как женщина, имеющая десять драхм, потеряла одну и начала тщательно искать ее по дому, для этого она зажгла свечи и начала мести пол. Когда же она нашла потерянную монету, то созвала подруг, чтобы они вместе с ней порадовались находке. Почему же женщина так обрадовалась найденной пропаже? Неужели она настолько нуждалась в деньгах?

Текст притчи

Драхма — серебряная монета с портретом правителя — была мелкой денежной единицей. Один талант, фигурирующий в других евангельских притчах, был равен шести тысячам драхм. Потерять такую мелкую монету было легко, тем более что в домах простых иудеев было довольно темно (единственным источником света было небольшое окно ), а глинобитный пол был устлан сухим камышом или тростником. Именно поэтому женщина в притче зажгла свечи и начала мести пол — так она могла заметить поблескивание монеты или услышать ее звон.

Притча о потерянной драхме: толкование

Израильская драхма. Фото из открытых источников

Очевидно, найти такую мелкую монету было непростой задачей. Зачем тогда так упорно ее искать? На это есть несколько возможных причин. Самая очевидная — крайняя нужда женщины, имеющей только десять драхм. Однако некоторые исследователи выдвигают и другую гипотезу.

Дело в том, что в Древней Иудее драхму использовали не только как способ оплаты, но и как традиционное украшение. Замужние женщины носили головной убор, на котором были пришиты десять или более серебряных монет. А невеста выходила в таком виде к жениху, и это было чем-то вроде приданого. По закону эти монеты были неприкосновенны, их нельзя было отдавать в залог даже кредитору.

Потерять такую монету грозило женщине большими проблемами: муж мог подумать, что она их использовала не по назначению, наперекор его воле. И возможно, что именно о такой драхме идет речь в притче. Поэтому ее героиня так обрадовалась, найдя в полумраке, среди покрывающей пол сухой травы, маленькую драхму.

Давая своим слушателям оценить радость женщины, Христос сравнивает это чувство с той радостью, что испытывает Бог и Его ангелы «об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10). Христос обличает в этой притче книжников и фарисеев, обвиняющих Его в том, что Он общается и трапезничает с изгоями иудейского общества — мытарями и грешниками.

Размышляя над этой притчей Христа, святитель Иоанн Златоуст в своем толковании сравнивает потерянную драхму с Адамом после грехопадения, а женщину — с Самим Христом, искупившим грехи человечества: «Необходимо, возлюбленные, сказать, кто это жена, имеющая десять драхм. Это мудрость Божия, имеющая десять драхм. Какие? Сосчитай: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, престолы, господства, херувимы, серафимы и первозданный Адам. Эту драхму, Адама, отторгнутую диавольской злобой, увлеченную в эту бездну жизни и погруженную в различные греховные удовольствия, пришедшая мудрость Божия обрела. Как обрела, возлюбленные? Она, придя с неба, берет скудельный светильник тела, зажигает светом божества, поставляет на подсвечнике креста, ищет драхму, вводит ее во двор и пастбище ангелов».

Оставить комментарий

Последние комментарии

p_p_p

«Бред сивой кобылы» вместе с еврейскими пояснениями библии

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024