В рамках антицерковной кампании в октябре 1918-го соответствующим органам поручили изъять драгоценную утварь из Александро-Свирской обители у Ладожского озера. А также вскрыть гробницу с мощами – обычная процедура в то время. Чекистам нужно было показать народу, что почитаемые святыни – всего лишь горстка полуистлевших костей.
Поднимая тяжелую крышку серебряного гроба, оперативники предвкушали «триумф материализма над мракобесием». Однако увиденное их озадачило… В раке лежали не человеческие останки, а, как написал в отчете Вагнер, «восковая кукла».
Большевики, видимо, до конца не осознавали, что покусились на одну из важнейших русских святынь: Александру Свирскому, основавшему в конце XV века в глухих ладожских лесах обитель, поклонялись еще при жизни. Верующие связывают с ним множество чудес. Главное – явление Пресвятой Троицы. Согласно вероучению, такое раньше случилось лишь с одним человеком – ветхозаветным пророком Авраамом.
Канонизировали монаха в 1547-м, через 15 лет после кончины. Особо почитал преподобного Иоанн Грозный, даже посвятил ему один из приделов храма Покрова-на-Рву на Красной площади. Но мощи обрели лишь в середине XVII столетия. Причем, как отмечают хроники, нетленными.
Серебряную раку весом сорок пудов, в которую их положили, большевики конфисковали. А «восковую куклу» передали медикам для изучения. Однако после тщательного исследования комиссия пришла к выводу: это не муляж, а настоящее человеческое тело, мумифицированное естественным образом.
А дальше было продолжение. Мощи отправили в институт проверять, брать пункцию, анализы, и прочее. При этих исследованиях святой Александр Свирский, как живой, открывал и закрывал глаза, чем очень досаждал докторам, и однажды ему при очередных исследованиях, их удалили…
Спустя время, эта хирург, женщина, которая решилась на это кощунство, тоже ослепла.