«Нищету Христову возлюбивши»: история одного «знакомства» с Ксенией Петербургской
6 февраля, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, очередь к часовне которой не иссякает до позднего вечера, как всегда, иду на могилку ее любимого мужа Андрея Петрова на Смоленском кладбище. И как не пойти, если без него не было бы у нас такой удивительной святой?!
Проживи Андрей и Ксения долго и счастливо, мир мог никогда не узнать об удивительной истории любви, которая не может не тронуть самое огрубевшее сердце. Но внезапная смерть мужа, не успевшего перед смертью покаяться в грехах, круто изменила жизнь 26-летней женщины. Часами молясь Господу в чистом поле о том, чтобы Он простил нераскаянные грехи ее любимого Андрея Федоровича, молодая вдова берет себе его имя, надевает его одежду, раздает все свое имущество и полностью отрекается от мира. И если на могиле Андрея Федоровича мы просим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего Андрея, прости все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное», то о Ксении Петровой мы не молимся. Мы молимся ей – святой блаженной Ксении Петербургской, взявшей на себя подвиг юродства из любви к почившему без покаяния мужу.
Здесь, у могилы Андрея Федоровича, со мной произошла удивительная история, связанная с двумя юродивыми Христа ради – русской Ксенией Блаженной и грузинским старцем Гавриилом (Ургебадзе), дни памяти которого отмечаются 22 февраля и 2 ноября. Началась она 5 февраля 2021 года, когда ночью я слушала акафист святой блаженной Ксении Петербургской. А уже утром по Промыслу Божьему я впервые в жизни оказалась возле часовни Блаженной Ксении в поселке Шушары Ленинградской области. Увы, часовня была закрыта. Но вскоре приехала группа крестоходцев, человек 15. Я взяла у ее организатора Александра икону и присоединилась к участникам ежегодного крестного хода, посвященного дню памяти всеми любимой петербургской юродивой. Прочитав акафист Блаженной Ксении возле закрытой часовни, крестный ход отправился на Смоленское кладбище. Пожилые люди шли так быстро, что уже через 2–3 часа я сильно отстала, потеряла их из виду в городской толкотне и поехала на кладбище на метро (крестоходцы добрались сюда поздно вечером).
Поклонившись мощам святой Ксении и обойдя вокруг часовни, я пошла в храм Смоленской иконы Божией Матери на вечернее богослужение. После службы я попросила у настоятеля благословение на проведение встречи, посвященной Блаженной Ксении и преподобному Гавриилу, ведь существует даже икона современного письма с их изображениями. Отец Евгений благословил провести такое мероприятие.
Каково же было мое удивление, когда на следующий день, 6 февраля 2021 года, после Покаянного канона и акафиста святой Ксении, вместе с несколькими крестоходцами я пришла на могилу Андрея Петрова, и именно там Сам Господь и святой Гавриил дали мне благословение. А дело было так.
Незнакомый батюшка закончил служить литию. Верующие крестились и молились, поправляли живые цветы на могиле Андрея Федоровича. Вдруг откуда-то появилась женщина и, подойдя к священнику, подарила ему маленькую ламинированную иконку преподобного Гавриила с диадемой на голове и пузырек с маслицем, сказав, что оно освящено на мощах старца в Грузии. Ничего необычного в этом поступке вроде бы не было. Возможно, это был ее знакомый священник. Но неожиданно для меня женщина, которая больше ни к кому не подходила, протянула и мне такие же подарки – иконку и бутылочку с надписью на грузинском языке. От неожиданности я не успела узнать ее имя. Сколь внезапно незнакомка появилась, столь же внезапно она исчезла. А так хотелось расспросить ее, почему она сделала именно мне такой бесценный подарок.
И дело даже не в цене, а в том, что в Санкт-Петербурге я не видела такое масло ни в одном храме.
Вспомнилась статья Дениса Ахалашвили «Масло от святого Гавриила». Я подумала: «Это почерк грузинского старца – дарить подарки там и тогда, где и когда ты их не ждешь». Но, в отличие от известного журналиста, получившего подарок от старца Гавриила из рук женщины, которую он знал много лет, я свою дарительницу видела впервые. Поэтому ее подарок поразил меня гораздо больше, чем случай, описанный Денисом.
Женщина, конечно, не могла знать, что я не раз писала об иконе старца Гавриила, его многочисленных чудесах, о его пророчествах.
После интервью с Марией Пуховой – автором акафиста преподобному Гавриилу мы подружились с ней и постоянно общаемся. Писала я и о вечере, посвященном преподобному Гавриилу и святителю Иоанну Шанхайскому. Не так давно вышло интервью с москвичкой Лией, также получившей удивительные подарки от старца Гавриила.
Он вошел в мою жизнь несколько лет тому назад. А вот святая блаженная Ксения Петербургская стала самой первой святой, у мощей которой я оказалась задолго до своего воцерковления.
Впервые на Смоленское кладбище привезла меня москвичка Ирина, с которой мы учились в аспирантуре ИМЛИ РАН. Я предложила ей поехать в Санкт-Петербург на ежегодные Достоевские чтения в Дом-музей Ф.М.Достоевского, а она позвала меня к Блаженной Ксении… на кладбище. Это сейчас я полюбила подолгу гулять по Ваганьковскому кладбищу в Москве, где похоронено много благочестивых людей, от которых не хочется уходить. А тогда я была шокирована предложением Ирины, но почему-то согласилась пропустить несколько докладов, хотя раньше этого никогда не делала во время чтений. Ира тогда уже начала воцерковляться, а я еще даже молитву «Отче наш» толком не знала.
Не помню, как долго мы пробыли в часовне Ксении Петербургской, не помню, просила ли я ее о чем-то или нет. Все было, как в тумане. Возможно, это кадил священник. Ни о каких чудесах святой Ксении я тогда не знала и сама ничего не испытала. Поэтому долгие годы не молилась ей…
Но четверть века спустя Господь привел меня в Санкт-Петербург – летом 2020 года, и лишь тогда я познакомилась с Блаженной Ксенией по-настоящему, узнала о ее многочисленных чудесах. Все это так впечатлило меня, что я полюбила читать акафист святой и ездить к ее мощам на Смоленское кладбище.
В храме Смоленской иконы Божией Матери 18 и 19 января 2021 года я встретила праздник Крещения Господня, везла отсюда через весь город крещенскую воду. Бывало, что по 11–12 часов проводила с Ксеньюшкой. Не хочется отсюда уходить, как и от Матроны Босоножки, от могил владыки Иоанна Снычева на Никольском кладбище и протоиерея Василия Ермакова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Такая благодать там разлита!
Каждый год вечером 5 февраля и утром 6 февраля к мощам святой Ксении Петербургской стоит огромная очередь. В 2021-м году вместе с участниками крестного хода я читала здесь Покаянный канон. Пока мы молились, краем глаза я наблюдала за медленным течением реки-очереди к часовне. В руках у многих были цветы. В маленькой часовенке охапки цветов не помещались, и служители, не зная, куда девать эту благоухающую красоту, выносили их обратно на мороз. Все желающие могли взять из большой тележки, доверху заполненной замерзшими цветами, освященные на мощах розы, хризантемы, гвоздики, гиацинты…
С тех пор святая Ксения Петербургская стала для меня такой же близкой и родной, как Матрона Московская. Моя жизнь кардинально изменилась, и нет конца чудесам. Сбежав от пандемии в крестный ход «Святая Русь» с копией Животворящего Небоявленного Креста Господня (600-летие со дня его явления мы будем отмечать 11 июня 2023 года), я познакомилась с удивительными людьми, обрела новых друзей и знакомых, новое дело и возможность посетить места, о которых даже не мечтала.
За последние 2 года по молитвам питерских святых – Блаженной Ксении Петербургской, праведного Иоанна Кронштадтского, благоверного Великого князя Александра Невского, преподобных Серафима Вырицкого и Александра Свирского, святых Царственных великомучеников – я участвовала во многих крестных ходах, посетила большинство Царских мест Санкт-Петербурга и области, впервые в жизни побывала на острове Талабск на могиле протоиерея Николая Гурьянова, приняла участие в создании и проведении передвижной фотовыставки «Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича. 1890–1891 гг.». С ней и с точной копией Животворящего Креста Господня мы побывали в разных храмах Санкт-Петербурга, Гатчины, Петергофа, в Великом Новгороде, Старой Руссе, Пскове, Троице-Сергиевой пустыни, Никандровой пустыни, Псково-Печерском, Тихвинском, Спасо-Елеазаровском и других монастырях Святой Руси.
Год назад, 6 февраля 2022 года, наш очередной крестный объезд Санкт-Петербурга завершился у часовни святой блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Мы прочитали акафист Ксении Блаженной, помолились о России, о себе и своих родных, и каждый увез домой цветок от мощей любимой святой:
«Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием».
Святая блаженная мати наша Ксения, моли Бога о нас и о спасении России. Аминь.
Ирина Ахундова
Проживи Андрей и Ксения долго и счастливо, мир мог никогда не узнать об удивительной истории любви, которая не может не тронуть самое огрубевшее сердце. Но внезапная смерть мужа, не успевшего перед смертью покаяться в грехах, круто изменила жизнь 26-летней женщины. Часами молясь Господу в чистом поле о том, чтобы Он простил нераскаянные грехи ее любимого Андрея Федоровича, молодая вдова берет себе его имя, надевает его одежду, раздает все свое имущество и полностью отрекается от мира. И если на могиле Андрея Федоровича мы просим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего Андрея, прости все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное», то о Ксении Петровой мы не молимся. Мы молимся ей – святой блаженной Ксении Петербургской, взявшей на себя подвиг юродства из любви к почившему без покаяния мужу.
Здесь, у могилы Андрея Федоровича, со мной произошла удивительная история, связанная с двумя юродивыми Христа ради – русской Ксенией Блаженной и грузинским старцем Гавриилом (Ургебадзе), дни памяти которого отмечаются 22 февраля и 2 ноября. Началась она 5 февраля 2021 года, когда ночью я слушала акафист святой блаженной Ксении Петербургской. А уже утром по Промыслу Божьему я впервые в жизни оказалась возле часовни Блаженной Ксении в поселке Шушары Ленинградской области. Увы, часовня была закрыта. Но вскоре приехала группа крестоходцев, человек 15. Я взяла у ее организатора Александра икону и присоединилась к участникам ежегодного крестного хода, посвященного дню памяти всеми любимой петербургской юродивой. Прочитав акафист Блаженной Ксении возле закрытой часовни, крестный ход отправился на Смоленское кладбище. Пожилые люди шли так быстро, что уже через 2–3 часа я сильно отстала, потеряла их из виду в городской толкотне и поехала на кладбище на метро (крестоходцы добрались сюда поздно вечером).
Поклонившись мощам святой Ксении и обойдя вокруг часовни, я пошла в храм Смоленской иконы Божией Матери на вечернее богослужение. После службы я попросила у настоятеля благословение на проведение встречи, посвященной Блаженной Ксении и преподобному Гавриилу, ведь существует даже икона современного письма с их изображениями. Отец Евгений благословил провести такое мероприятие.
Каково же было мое удивление, когда на следующий день, 6 февраля 2021 года, после Покаянного канона и акафиста святой Ксении, вместе с несколькими крестоходцами я пришла на могилу Андрея Петрова, и именно там Сам Господь и святой Гавриил дали мне благословение. А дело было так.
Незнакомый батюшка закончил служить литию. Верующие крестились и молились, поправляли живые цветы на могиле Андрея Федоровича. Вдруг откуда-то появилась женщина и, подойдя к священнику, подарила ему маленькую ламинированную иконку преподобного Гавриила с диадемой на голове и пузырек с маслицем, сказав, что оно освящено на мощах старца в Грузии. Ничего необычного в этом поступке вроде бы не было. Возможно, это был ее знакомый священник. Но неожиданно для меня женщина, которая больше ни к кому не подходила, протянула и мне такие же подарки – иконку и бутылочку с надписью на грузинском языке. От неожиданности я не успела узнать ее имя. Сколь внезапно незнакомка появилась, столь же внезапно она исчезла. А так хотелось расспросить ее, почему она сделала именно мне такой бесценный подарок.
И дело даже не в цене, а в том, что в Санкт-Петербурге я не видела такое масло ни в одном храме.
Вспомнилась статья Дениса Ахалашвили «Масло от святого Гавриила». Я подумала: «Это почерк грузинского старца – дарить подарки там и тогда, где и когда ты их не ждешь». Но, в отличие от известного журналиста, получившего подарок от старца Гавриила из рук женщины, которую он знал много лет, я свою дарительницу видела впервые. Поэтому ее подарок поразил меня гораздо больше, чем случай, описанный Денисом.
Женщина, конечно, не могла знать, что я не раз писала об иконе старца Гавриила, его многочисленных чудесах, о его пророчествах.
После интервью с Марией Пуховой – автором акафиста преподобному Гавриилу мы подружились с ней и постоянно общаемся. Писала я и о вечере, посвященном преподобному Гавриилу и святителю Иоанну Шанхайскому. Не так давно вышло интервью с москвичкой Лией, также получившей удивительные подарки от старца Гавриила.
Он вошел в мою жизнь несколько лет тому назад. А вот святая блаженная Ксения Петербургская стала самой первой святой, у мощей которой я оказалась задолго до своего воцерковления.
Впервые на Смоленское кладбище привезла меня москвичка Ирина, с которой мы учились в аспирантуре ИМЛИ РАН. Я предложила ей поехать в Санкт-Петербург на ежегодные Достоевские чтения в Дом-музей Ф.М.Достоевского, а она позвала меня к Блаженной Ксении… на кладбище. Это сейчас я полюбила подолгу гулять по Ваганьковскому кладбищу в Москве, где похоронено много благочестивых людей, от которых не хочется уходить. А тогда я была шокирована предложением Ирины, но почему-то согласилась пропустить несколько докладов, хотя раньше этого никогда не делала во время чтений. Ира тогда уже начала воцерковляться, а я еще даже молитву «Отче наш» толком не знала.
Не помню, как долго мы пробыли в часовне Ксении Петербургской, не помню, просила ли я ее о чем-то или нет. Все было, как в тумане. Возможно, это кадил священник. Ни о каких чудесах святой Ксении я тогда не знала и сама ничего не испытала. Поэтому долгие годы не молилась ей…
Но четверть века спустя Господь привел меня в Санкт-Петербург – летом 2020 года, и лишь тогда я познакомилась с Блаженной Ксенией по-настоящему, узнала о ее многочисленных чудесах. Все это так впечатлило меня, что я полюбила читать акафист святой и ездить к ее мощам на Смоленское кладбище.
В храме Смоленской иконы Божией Матери 18 и 19 января 2021 года я встретила праздник Крещения Господня, везла отсюда через весь город крещенскую воду. Бывало, что по 11–12 часов проводила с Ксеньюшкой. Не хочется отсюда уходить, как и от Матроны Босоножки, от могил владыки Иоанна Снычева на Никольском кладбище и протоиерея Василия Ермакова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Такая благодать там разлита!
Каждый год вечером 5 февраля и утром 6 февраля к мощам святой Ксении Петербургской стоит огромная очередь. В 2021-м году вместе с участниками крестного хода я читала здесь Покаянный канон. Пока мы молились, краем глаза я наблюдала за медленным течением реки-очереди к часовне. В руках у многих были цветы. В маленькой часовенке охапки цветов не помещались, и служители, не зная, куда девать эту благоухающую красоту, выносили их обратно на мороз. Все желающие могли взять из большой тележки, доверху заполненной замерзшими цветами, освященные на мощах розы, хризантемы, гвоздики, гиацинты…
С тех пор святая Ксения Петербургская стала для меня такой же близкой и родной, как Матрона Московская. Моя жизнь кардинально изменилась, и нет конца чудесам. Сбежав от пандемии в крестный ход «Святая Русь» с копией Животворящего Небоявленного Креста Господня (600-летие со дня его явления мы будем отмечать 11 июня 2023 года), я познакомилась с удивительными людьми, обрела новых друзей и знакомых, новое дело и возможность посетить места, о которых даже не мечтала.
За последние 2 года по молитвам питерских святых – Блаженной Ксении Петербургской, праведного Иоанна Кронштадтского, благоверного Великого князя Александра Невского, преподобных Серафима Вырицкого и Александра Свирского, святых Царственных великомучеников – я участвовала во многих крестных ходах, посетила большинство Царских мест Санкт-Петербурга и области, впервые в жизни побывала на острове Талабск на могиле протоиерея Николая Гурьянова, приняла участие в создании и проведении передвижной фотовыставки «Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича. 1890–1891 гг.». С ней и с точной копией Животворящего Креста Господня мы побывали в разных храмах Санкт-Петербурга, Гатчины, Петергофа, в Великом Новгороде, Старой Руссе, Пскове, Троице-Сергиевой пустыни, Никандровой пустыни, Псково-Печерском, Тихвинском, Спасо-Елеазаровском и других монастырях Святой Руси.
Год назад, 6 февраля 2022 года, наш очередной крестный объезд Санкт-Петербурга завершился у часовни святой блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Мы прочитали акафист Ксении Блаженной, помолились о России, о себе и своих родных, и каждый увез домой цветок от мощей любимой святой:
«Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием».
Святая блаженная мати наша Ксения, моли Бога о нас и о спасении России. Аминь.
Ирина Ахундова
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.