Диалоги с атеистами: могла ли Вселенная возникнуть без Бога?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.






О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов, говорит в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” Сергей Худиев.
Что отвечать человеку, который скажет, что вселенную можно объяснить без Бога?
Объяснить — значит указать причину. И объяснить существование веселенной без Бога невозможно. Об этом говорит Космологический Аргумент.
Его можно кратко сформулировать так:
Все, что начало существовать, имеет причину;
Вселенная начала существовать;
У вселенной есть причина, находящаяся вне ее, и эта причина — Бог.

Этот аргумент может показаться несколько трудным, отвлеченным и философским — но, на самом деле, ничего особенно сложного в нем нет. Он восходит еще к Аристотелю, подробно его (в разных формах) сформулировал великий средневековый мыслитель Фома Аквинский. Он связан с вопросом о причине существования — как этот вопрос сформулировал великий германский философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, «почему существует нечто, а не ничто?». Этот аргумент существует в различных формах, но мы рассмотрим только одну — аргумент «от обусловленности» (или «от случайности»).
Почему существует ноутбук, на котором я пишу этот текст? Я купил его в магазине. Как он туда попал? Его изготовили на заводе, и это потребовало как определенного сырья, так и усилий множества людей — математиков, изобретателей, инженеров, рабочих. Причины существования моего ноутбука лежат вне его — он обладает, как говорят философы, обусловленным (или случайным, в том смысле, что его могло бы и не быть) бытием. Таким же обусловленным бытием обладаю и я сам — я существую благодаря браку моих родителей, дышу воздухом, потребляю воду и пищу. Для всего этого необходимо, как минимум, существование нашей планеты. Планета земля также не является своей собственной причиной — она образовалась около четырех с половиной миллиардов лет назад из материи, которая существовала до этого. Существование Солнца тоже обусловлено — оно не вечно, но сформировалось в результате процессов звездообразования в нашей галактике. Существование галактик обусловлено процессами, восходящими к моменту образования нашей вселенной, который космологи называют «большим взрывом». Чем обусловлен «большой взрыв» ученые (пока, во всяком случае) не знают.
Если все — от ноутбука у меня на столе до галактик — получает существование от чего-то (или кого-то) еще, то в самом конце цепочки должен существовать некий источник существования; первопричина, которая не нуждается в том, чтобы получать существование от кого-то, которая обладает абсолютным, независимым бытием. Что можно сказать об этой первопричине?
Она вечна — ведь если бы она возникла во времени, ей предшествовало бы что-то, что привело ее в бытие, и она уже не была бы первопричиной. Но вечная причина предполагала бы и вечное следствие — например, вечный мороз предполагал бы вечный лед. Для того чтобы породить цепочку причин и следствий во времени, первопричина должна обладать свободной волей и принять такое решение.

Но почему цепочка причин и следствий не может быть бесконечной?

По ряду причин, но для экономии места обратим внимание на то, что бесконечная цепочка никак не снимает вопроса об источнике. Представьте себе, что на Ваш компьютер приходит письмо с воззванием «Спасем леса Амазонки!». Это письмо прошло через множество компьютеров, через множество стран и континентов, люди, согласные с этим воззванием, пересылали его дальше — но мы, естественно, предположим, что у него был автор. Кто-то, озабоченный сохранением лесов Амазонки, запустил его в интернет. Вряд ли нас убедит предположение, что письма никто не писал, оно просто вечно и бесконечно крутится во всемирной сети. Чтобы оно могло там крутиться — вечно или нет — кто-то должен его написать.
Так и существование — постулирование бесконечной цепочки никак не отвечает на вопрос, откуда в этой цепочке взялось существование.

Почему вселенная сама по себе не может быть такой первопричиной? Почему она сама не может обладать абсолютным, необусловленным бытием?

Потому что сколько угодно материальных и обусловленных вещей — ноутбуков, звезд, планет, галактик — не может составить в сумме нечто абсолютное.
Итак, признавая, что мы с Вами сейчас существуем, мы признаем некий источник существования — вечный, находящийся за пределами материальной вселенной и однажды принявший решение привести эту материальную вселенную в бытие.
Источник
« Масленица: в преддверии Великого поста
Святитель Филарет Дроздов. История первая. Доклад »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Вот это да!
0
Восторг!!!