История храма-парохода «Святитель Николай Чудотворец»

Пять навигаций ходил по Каспийскому морю и низовьям Волги первый и единственный в мире пароход с плавучей семиглавой церковью «Святитель Николай Чудотворец». Каким был этот пароход? Зачем сделали эту церковь? И куда пароход исчез потом?

Зачем понадобился храм на корабле

«Береговая полоса Каспийского моря переполнена рыбаками разного племени и вероисповедания. Их насчитывается здесь десятки тысяч. Все они месяцами не пристают к берегу, не посещают храмов Божьих, не слышат церковных служб!» — с этими словами миссионер отец Стефан Парадизов обращался в 1908 году к членам комиссии, собранной советом Кирилло-Мефодиевского братства. Комиссия решала вопрос о приобретении готового парохода и переделке его под храм.
Во время многомесячной путины в дельте Волги, на рыболовецких и тюленьих островных промыслах, на кипящем от судов двенадцатифутовом рейде оказывались десятки тысяч верующих. Это место так и называли — «плавучий город». Находился он почти в двухстах километрах от Астрахани, в северной части Каспия. Здесь были свои плавучие конторы со штатом служащих, которые контролировали движение грузов, магазины, перевалочные базы, склады, таможня, полиция, пассажирские пристани, больница, почта, телеграф… Сотни морских судов, баржи, шхуны… Население «города» насчитывало до ста тысяч человек!



Рейд. Дореволюционная открытка

Почему все эти люди выбрали для себя такую странную жизнь — на воде?
Не по доброй воле. Их суда — морские, с глубокой осадкой, — не могли добраться до главного местного порта, до Астрахани. Им мешало мелководье в устье Волги. В результате торговые корабли вставали на рейд у берегов Каспийского моря, и моряки порой по восемь месяцев не сходили на берег.
Это были, конечно, не только православные. Но христиане составляли большинство. И церкви им очень не хватало. «Не слыша живого слова о Любящем Творце и Промыслителе мира, о загробной жизни и о наказаниях за грехи, рыбаки грубеют, дичают и развращаются, особенно в лице своего молодого поколения», — писал о них протоиерей Дмитрий Фаворский.
Так что храм «плавучему городу» необходим был как воздух.

Беспрецедентный проект

Оригинальная идея пустить церковь по воде первому пришла в голову набожному астраханскому мещанину Н. Е. Янкову. Он занимался скупкой рыбы на море и продажей ее на берегу, надолго уходил на промысел и сам остро ощущал нехватку церковной жизни и потребность в мобильном морском храме.
Путь к финальному проекту был долгий. Обсуждали и финансовые, и чисто конструктивные вопросы. Как вообще устроить церковь на воде? Сделать складной и поместить на имеющийся корабль? Построить для нее специальное судно? Складную — сложно, отдельный корабль — слишком дорого… Прецедентов создания подобного плавучего храма не было нигде в мире, брать пример было неоткуда. Решили все-таки купить уже готовый пароход и переделать его под храм.
Янкову выдали подписной лист. Стали собирать пожертвования.
Рыбаки на взморье сдавали по пять копеек с рубля добытой рыбы. Потихоньку, когда люди стали узнавать о проекте, поток пожертвований увеличивался. За год набрали 20 476 рублей.

Новая жизнь «Пирата»

Для будущего плавучего храма в общей сложности просмотрели около 30 судов. Выбрали буксиропассажирский пароход «Пират». Пароход был старый — собрали его из английских деталей в России, под Симбирском, еще в 1860 году. И назывался он изначально «Криуши». Долго он ходил по Волге, буксировал баржи, потом его продали, переименовали в «Пирата», отправили на Северную Двину, снова вернули на Волгу… «Пират» успел сгореть, был списан, и вот, наконец, неожиданно получил шанс на новую судьбу.




Пароход Товарищества Волго-Вятского пароходства «Александр» собран по тому же проекту, что и «Пират». Именно так выглядел пароход до переоборудования в церковь

Пришлось кардинально изменить и внешний облик «Пирата», и внутреннее устройство судна. По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас со старинными ценными иконами, написанными в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма богато украсили декоративными элементами.
«В «Епархиальных ведомостях» за 1910 год мне встретилось описание некоторых икон и внутреннего убранства церкви, — пишет современный исследователь Людмила Севостьянова. — Впереди иконостаса размещался аналой, на котором выставлялась икона святого Николая Чудотворца, почитаемого всеми ловцами, покровителя обездоленных и страждущих. Он был изображен по пояс, в митре, украшенной драгоценными камнями, и красной рясе, препоясанной голубой лентой — саккосом. Правой рукой святой благословлял всех верующих, а в левой держал Библию в синем переплете с золотом».
Алтарь расположился на месте матросского кубрика. Часовню-звонницу установили над штурвальной рулевой рубкой. Рядом с корабельным оборудованием здесь установили шесть колоколов весом от семи пудов (больше 100 кг) до двенадцати фунтов (5 кг). Самый тяжелый колокол-благовест, весивший более двухсот пятидесяти килограммов, закрепили позади звонницы. Кормовые каюты переделали в кельи иеромонахов — три каюты оборудовали для священника, диакона и старосты.




Здесь же разместилась трапезная-столовая для неимущих. А рядом — лазарет для прихожан.

Корабль-лазарет

Пароход был еще и лечебным учреждением. Астраханское врачебное отделение обеспечило экипаж полной аптечкой с инструментами и лекарственными принадлежностями. На борту имелась аптека и лазарет-каюта на три койки с фельдшером. Медицинская помощь оказывалась не только прихожанам церкви, но и всем, кто за ней обращались. Лекарства выдавались бесплатно. В 1911 году за медицинской помощью на корабль обратились 145 человек, в 1912 году — уже 250. Среди них были киргизы, калмыки, казахи...

Белое с золотым

Украшением бывшего «Пирата» стали пять церковных куполов-луковок, установленных ближе к носовой части парохода над помещением самого храма.
Храм получился большой! Вмещал он более четырехсот молящихся: до двухсот — внизу, больше сотни — на хорах и около ста человек — на палубе.



Макет плавучего храма

Для церковных служб Чуркинская обитель назначила монашествующих и послушников: иеромонаха, иеродьякона, трех певцов, алтарника, фельдшера и повара. Была и светская команда: командир корабля, штурвальный, три матроса, машинист, помощник машиниста и два кочегара-маслёнщика.
Белоснежные борта, золоченые купола с крестами на храме, на звоннице, над алтарем — всё это ослепительно сияло в лучах солнца, на мачте развевался белый треугольный флаг с крестом… Плавучая церковь представляла собой удивительное, великолепное зрелище, какого в здешних местах никто доселе не видел.

Освящение

С самого утра воскресенья 11 апреля 1910 года на просторной астраханской пристани рыбопромышленника И. В. Беззубикова толпился народ. Собирались купцы и моряки, военные и духовенство, рабочие пристани и простые обыватели… Все желали стать свидетелями и участниками уникального события: освящения храма «Святитель Николай Чудотворец».
Звон благовеста и перезвон колоколов церковной звонницы ознаменовал начало торжественного богослужения. Молящихся впустили на пароход. Храм, хоры, палуба — всё было заполнено народом.
Освещал храм епископ Астраханский и Енотаевский Георгий. После церемонии архиерей назвал прообразом плавучего храма лодку, с которой проповедовал на Тивериадском озере Господь Иисус Христос.



Фрагмент хроники об освящении баржи. Астраханский листок

Весть о спуске на воду «Святителя Николая Чудотворца» скоро дошла до столицы и до самого государя. Николай II написал астраханскому губернатору: «Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства».

В добрый путь!

16 апреля 1910 года «Святитель Николай Чудотворец» снялся с якоря на астраханском рейде и через нескольких часов прибыл в низовья Волги. Фактически служба судна началась 6 сентября 1910 года.
Церковь окормляла и экипажи шаланд частных владельцев, и русских рыбаков, и крещеных калмыков — жителей прибрежных сел, которые ставили в плавучем храме свечки «Микулю Бурхану» — святителю Николаю — и получали проповедническую литературу. Прикомандированный иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык — это помогало плавучей церкви приводить к вере некрещеных калмыков.
Во время навигаций, с начала путины до осени, «Святитель Николай Чудотворец» ходил по акватории по расписанию и делал остановки на один, два, три дня в местах, удаленных друг от друга примерно на полсотни верст. Всего за время навигации плавучий храм прошел больше четырех тысяч километров. Его ждали, к его приходу готовились.
Церковная жизнь и морской быт священнослужителей и моряков «Святителя Николая Чудотворца» переплетались тесно и необычно. Пароход пережил несколько штормов, но не пострадал. Вот выдержки из письма протоиерея Петра Горохова, который был первым настоятелем храма на пароходе, на имя архиерея:
«… Из Астрахани мы выехали на плавучей церкви в Великую пятницу в 12 часов ночи после молитвы со всей командой, при северо-западном ветре. На рейд прибыли вместо 10 часов утра Великой Субботы только в 5 часов вечера. Утреню и литургию служили в Великую Субботу во время плавания для себя и команды, утреню в 5 часов утра, а литургию в 11 ½. Поразительно было священное зрелище для мимоидущих пароходов и судов, когда мы с о. Пионием делали торжественное обнесение плащаницы вокруг церкви, сопровождаемое пением Святый Боже. По словам команды, все плывшие в эти минуты мимо с благоговением крестились и на глазах многих блестели слезы. Нужно сказать, что даже одно появление церкви производило у всех чувство живой радости и все видели, как все встречные набожно осеняли себя крестным знамением, поровнявшись с нашей плавучей церковию».



«… Прием везде был самый радушный и сердечный: мы не делали никаких докладов, столь обычных в городах, нас встречали при подъезде или сами хозяева, или командиры шхун. С молебным пением мы ездили целый день — до 7 часов; времени много уходило на переезды, так как дебаркадеры и шхуны стоят друг от друга в 2–7 верстах».
Храм отправлял любые требы — от крестин до венчания и отпевания. Пароход был приписан к Астраханскому речному порту. Там же он и зимовал, когда заканчивалась навигация.

Куда делся корабль?

Всё закончилось в 1915 году. Почему? Епископ Астраханский и Енотаевский Филарет посетил тогда плавучую церковь, и она своей ветхостью произвела на него удручающее впечатление. И вот после зимовки, в 1915 году, «Святитель Николай» в очередное плавание уже не вышел. Наступила усталость металлического корпуса. Средств на ремонт не было.
Продавать храм, конечно, не разрешалось никакими канонами. Епископ Филарет нашел выход: плавучую церковь превратили в «износившийся пароход» и продали на слом, как продают старые пожарные насосы и другую рухлядь. На самом деле таковым он не являлся, что убедительно доказывала газета «Астраханский листок» в феврале 1916 года. Если бы нашлась возможность немного вложиться в ремонт судна, оно бы еще послужило.
И многие астраханцы, и мореходы, и речники этого желали. Были протесты против продажи «Святителя Николая», были попытки возродить миссию — все астраханские капитаны предлагали отбуксировать храм, если только с него будут сняты утяжелявшие судно паровые машины. Хотели объявить сбор средств на нужды плавучей церкви. Посылались обращения в Синод за поддержкой уникального проекта. Но время было такое, что в центре мало кого интересовал старый астраханский пароход, пусть даже и с церковью на борту. Шла война, Россию лихорадило от предреволюционных волнений, денег не было…
Купил пароход за бесценок — всего за 5000 рублей — владелец бондарных заведений, сделавший из него буксир «Нечаянный», который стал теперь перевозить бочки под рыбу.
После Февральской, а тем паче Октябрьской революции о восстановлении плавучей церкви все благополучно забыли.
У «Нечаянного» была запутанная судьба. По одним сведениям, он ходил по Волге и Каспию до 1924 года, а потом его разобрали в Астрахани на металлолом. По другим — корпус судна использовался под бранд-вахту на одном из волжских рыбзаводов. Краевед П. С. Лебедев утверждает, что «Нечаянный» в 1918 году стал морским спасательным судном, а потом и вовсе был переоборудован в… плавучий театр для рыбаков! И называться стал «Иосиф Сталин». А позднее — «Моряна». Есть версия, что дожил пароход аж до шестидесятых годов, и в нем находилось общежитие в поселке Оранжерейный в восьмидесяти километрах от Астрахани.
В наше время энтузиасты сделали макеты «Святителя Николая». Один из них стоит в речном порту Волгограда, другой находится на теплоходе «Кулибин».
Источник
« История даров волхвов
Без посторонних глаз: фотопроект о жизни... »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.