Что делает бабушку счастливой? Интервью с отцом Климентом Пэунеску

Отца Климента (Пэунеску), настоятеля монастыря Слэник в уезде Арджеш, я впервые увидел однажды летним воскресным днем в монастыре Аниноаса, духовником которого он тоже является. Отец Климент служил литургию, после чего произнес пламенную проповедь. Мне понравилась его ясная и откровенная речь, смелая и затрагивающая саму суть вещей. Понравилась и его патриархальная внешность, улыбка, полная доброты и чистосердечия.
Тогда я узнал, что у батюшки необычная история жизни: в 35 лет он стал монахом заодно с женой и сыном, тогда еще подростком. И инициатива принадлежала не кому иному, как сыну. Он так любил Христа, что хотел служить только Ему. Но через несколько лет, когда родители уже были монахами, каждый в своем монастыре, парень, бывший тогда послушником в монастыре Слэник и успевший окончить духовную семинарию, решил вернуться в мир. Сегодня он успешный адвокат и хороший семьянин, у него жена и четверо детей.
Отец Климент не жалеет о сделанном шаге. В вере и молитве он обрел глубокий душевный мир и считает, что этот выбор сделал за него Бог. Бог помог ему и оторваться от мира, омыться от помыслов, звавших его назад, в мир. А ведь это и есть та победа над помыслами, достигнутая молитвой, о которой может мечтать каждый верующий человек.



Протосингел Климент (Пэунеску)

«Страх тоже начинается с ума»

– Батюшка, никто так хорошо не знает, что такое постоянная борьба с помыслами, преграждающими путь к чистой, настоящей молитве, как монах, целиком посвятивший свою жизнь Богу. Преграда, которую силятся преодолеть все верующие люди…
– Борьбу с помыслами нельзя начинать, не уяснив своего душевного состояния, ведь помыслы проистекают из неопределенностей жизни. Чего я хочу? Куда ведет мой путь? Надо по-настоящему верить, что единственный путь – это спасение, то есть стяжание жизни вечной. А потом, ты нуждаешься в духовнике, который будет помогать тебе увидеть, какие помыслы тебя искушают чаще всего. Помыслы, которые губят нас, связаны со страстями, возымевшими над нами власть. Например, тебя мучает страсть пьянства, а ты говоришь, что покончишь с ней, но после того, как выпьешь хотя бы стакан. Это иллюзия. От одного стакана человек доходит до того, что уже не помнит себя, сраженный грехом пьянства.
Грех начинается с помысла, поэтому надо внимательно следить за тем, о чем мы думаем! Надо отвергать помыслы, подпитывающие страсть. Но универсального рецепта тут не существует. Каждый учится обуздывать свои устремления и помыслы своими способами. Поэтому важно постоянно советоваться с духовником и оказывать ему послушание.




Монастырь Аниноаса, храм свт. Николая Чудотворца
Однако будем ходить к духовнику не как к психологу, напряженно стараясь найти рациональные решения, а как к ходатаю пред Богом, с открытым сердцем. А открывается сердце молитвой. Так что будем уверены в силе молитвы!
В связи с этим хочу дать верующим один совет: не выбирайте себе духовника известного, популярного или того, кого вам посоветовали другие. Сходите на Божественную литургию в какую-нибудь церковь, потом во вторую и третью, ищите, пока не почувствуете общность с тамошним священником и не увидите, что своей проповедью он отвечает вам на ваши проблемы, хотя вы его ни о чем не спрашивали. На нем и останавливайтесь, потому что только у этого священника сможете исповедоваться по-настоящему.
С генеральной исповеди, доходящей до самого потаенного зла внутри нас, начинается исцеление. Священник – не прокурор, чтобы тебя допрашивать, и не судья, чтобы наказывать, он посредник. Он тот, через кого ты действительно говоришь с Богом. Он свидетель и носитель духовной помощи.
Как говорит отец Рафаил (Нойка), священник на исповеди должен прислушиваться к тому, что ему говорит Дух, а не судить по Пидалиону. И если Дух говорит тебе – причасти его, даже если Пидалион не разрешил бы этого, – тогда ты причасти его. Если же ничего не слышишь от Духа, ничего не говори и пригласи верующего прийти еще раз. Когда слушаешь Бога, ты не ошибаешься, и совесть твоя спокойна.



Храм Рождества Богородицы в монастыре Слэник

– Но нам предстоит бороться не только с помыслами, связанными с грехами, но и с помыслами, проистекающими из повседневных житейских забот, а также из страха. Как хранить себя от них?
– Страх тоже начинается с ума. Мне приходилось бывать в таких обстоятельствах. Однажды я вел машину из Кымпулунга Мусчел в Питешть и после нескольких дней, проведенных почти без сна, чувствовал себя совсем разбитым. И вдруг чувствую, что начинаю задыхаться, а поскольку у меня проблемы с сердцем, то тут же началась паника. «Сейчас умру», – думал я. Мне было страшно, что устрою аварию, поэтому я свернул на обочину, остановился и стал молиться, но только не о том, чтобы остаться в живых, а с той мыслью, что, если умру, чтобы это произошло по-христиански, мы ведь верим, что «в чем застанет смерть, в том и будешь судим».
Закрыл я глаза и так молился. Минут через 5 мне стало лучше, а через 10 и следа от недомогания не осталось. И я понял, в чем заключается наше лекарство: смирись с тем, что с тобой может произойти всё что угодно, но не отчаивайся, потому что всё от Бога, и Ему надо молиться.
В большинстве случаев людям не удается пройти через тяжелые испытания потому, что они не могут принять того, что с ними происходит. Современный человек, например, не приемлет смерти. У него есть любовь к себе, которая не считается с трансцендентностью, то есть с той реальностью, что мы не только тело, но и душа, и что душа бессмертна.



Иконостас храма Рождества Богородицы в монастыре Слэник
– Значит, надо обязательно принимать всё, что с нами происходит?
– Да, и не роптать на Бога, и мы станем ближе к Нему. Но люди сегодня плохо понимают это. И даже если не винят Бога, то перекладывают вину на других. В семейной жизни, например, виноват только другой, когда возникают трудности или что-нибудь идет не так. А в духовной жизни мы ждем только от священников, церковной иерархии и от Христа, что они решат за нас всё, а мы ничего для этого делать не будем.
Наше бегство от страдания и ответственности и желание вести комфортную и беззаботную жизнь проистекают из любви к себе, которая делает нас открытыми для плохих мыслей. И они терзают нас, лишают покоя. А волнение причиняет телесную болезнь и душевную смерть.
Если мы хотим победить в борьбе с черными мыслями и обрести мир, надо принимать и то зло, которое с нами случается за наши грехи, не стараться во что бы то ни стало быть во всем правым, любить ближнего на самом деле, а не только на словах, и стараться хотя бы приглушать в себе себялюбие, если не можем от него отказаться.

Радость – это здоровье души



Братские келлии в монастыре Слэник

– Перед интервью вы говорили, что наука доказала одну удивительную вещь: 60% нашего телесного здоровья связано с радостью. Чем больше нам удается радоваться, тем здоровее мы физически и психически. Прекрасная новость, если бы только знать еще, как обрести эту радость, которой, кажется, становится все меньше и меньше в окружающем мире, полном лишений и опасностей.
– Радость мы тоже молитвой обретаем, но только рука об руку с молитвой должен идти благий помысл или же следовать за ней. Например, ты просыпаешься утром и думаешь: «Я жив-здоров!» Это повод для радости, за это нельзя не возблагодарить Бога. Вот как благий помысл превращается в молитву. Или ты осознаешь, как это важно, что дорогие твоему сердцу люди сейчас рядом с тобой: родители, супруг, дети, – и благодаришь за это. Или же подумай о том, как это хорошо, что ты можешь положить на стол свой хлеб насущный, и возблагодари Бога. Или взгляни в окно и порадуйся солнечному дню, расцветшему дереву или свежевыпавшему снегу. Ведь всё это дано Богом, чтобы порадовать тебя!
Думая о хорошем и красивом, что у нас есть и что окружает, мы даем место радости и отгоняем черные мысли. А если подкрепляем радость молитвой, то по-настоящему бываем счастливы. Радость – это здоровье души. Вот в чем смысл увещания, повторяемого Спасителем: «Радуйтесь!» – а также: «Мир вам». Радость приносит мир. Покой и веселье – самое важное для нашей жизни здешней и тамошней, для нашего спасения.
– Вы до сих пор говорили о мыслях, которые надо отгонять, чтобы можно было молиться. Вы верите в их силу? Верите в то, что мыслью мы можем изменить реальность?
– Да, только надо быть осторожными, потому что мы можем изменить ее как в позитивную, так и в негативную сторону. В последние времена мысли нам чаще всего наводит лукавый. Сейчас в его распоряжении есть такие софистические средства, как телевизор и интернет. Когда часами смотрят телевизор или всякую всячину по интернету, человеческий ум перемалывает мысли других, мысли, которые вносятся в него извне, и уже не рождает своих.
Через такие средства коммуникации передаются подсознательные сообщения, которые повреждают нашу рассудительность. Поэтому отец Клеопа говорил: «Того, кто смотрит телевизор, я не причащаю три года». Это не было наказанием, это было способом очистить ум человека, желающего духовно возрастать.
Даже дети, которые смотрят только мультики, повреждаются, потому что их ум формируется определенным образом. Есть научные исследования, подтверждающие эти истины. Желательно, чтобы маленькие не смотрели телевизор до того возраста, когда смогут сами различать, что хорошо и что плохо, и чтобы не начинали работать за компьютером до 15–16 лет.
Конечно, и телевизор, и интернет могут быть полезны, но надо обрести некую зрелость и не злоупотреблять ими. В последнее время большим спросом пользуются социальные сети, фейсбук. Люди говорят, что там они социализируются. Да, они социализируются со всем миром, а со своими близкими, с семьей, супругом, детьми, родителями, реальными друзьями пообщаться забывают. А получили бы гораздо больше, если бы поговорили с ними.
Нет большей радости, чем общаться с друзьями и семьей лицом к лицу. Живое общение дарит эмоции, радость, пробуждает столько источников радости, о которой мы говорили. В межвоенный период (между первой и второй мировыми войнами) у нас было по 4–5 детей в городских семьях и по 10–11, даже до 20-ти детей в селе; вот где можно было увидеть социализацию!
Возвращаясь к нашей теме, да, от наших мыслей зависит, чем и как мы живем. При условии, что это мысли благие. Но, чтобы иметь благую мысль, надо удалить из своей жизни источники ненависти и зла. Иначе борьба становится крайне затруднительной, а риск проиграть ее очень велик. Отец Думитру Стэнилоае говорил: «Не пытайся изменить мир, измени себя, и частичка мира станет лучше, а от этого получит пользу все человечество».
То же самое и с мыслями. Моя благая мысль содействует тому, чтобы весь мир стал лучше, а моя плохая мысль делает весь мир хуже.
Мы окружены невидимым миром, миром духов, добрых и злых. Злой дух подходит ко мне со злой мыслью, я ее принимаю, и тогда это зло действительно осуществляется. Таким образом, мы притягиваем к себе зло мыслью. Будем же отбрасывать всякую плохую мысль таким рассуждением: «Со мной ничего плохого не произойдет, Бог заботится обо мне, я в этом уверен». А если со мной что-нибудь все же происходит, буду уверен, что этим Бог дает мне знак, что я в чем-то погрешил.
Самой лучшей защитой для нас тоже является молитва. Когда начинаем день, сделаем поклон и попросим Бога, святых и ангела-хранителя, чтобы заботились о нас, и так отгоним любой страх. Если мы вручили свою жизнь Господу, чего нам еще бояться? Я лично абсолютно уверен, что с человеком, который молится утром, ничего плохого не произойдет.

Бабушка и благий помысл

– У вас был какой-нибудь личный опыт, когда мысль меняла реальность?
– У меня была очень набожная бабушка, которая меня очень любила и, когда я женился, воспитывала моего ребенка до пяти лет. Она не отходила от церкви и всегда приводила мне примеры из житий святых, Священного Писания и проповедей священников. И мой ребенок перенял веру от нее. Он рос в вере.
А я до 30 лет был атеистом. После революции (1989 года) однажды вечером у меня с бабушкой произошел разговор, после которого меня осенила мысль: а почему эта женщина так сияет, она же такая бедная, простая и не видела в жизни особых радостей? Что она находит в церкви, почему так благодарна ей? Сказанное ею заставило меня задуматься. Она ведь намного счастливей меня. У нее нет никаких страхов. Вера наполняет ее жизнь радостью.



Монастырь Куртя-де-Арджеш
Это было в сентябре 1990 года. На другой день было воскресенье, и я пошел в церковь, в монастырь Куртя-де-Арджеш, к мощам святой Филофеи. Простоял всю службу, ничего не понимая. Приходил еще, но уходил через 5 минут, потому что надоедало стоять. Однако после этого воскресенья больше ни разу не пропустил Божественную литургию. Что-то – может, разговор со старушкой или мысли, которые она во мне пробудила, – подталкивало меня идти в храм снова и снова и продвигаться вперед по пути веры.



Святые мощи прп. Филофеи Румынской

Всё началось с одного вопроса: что делает бабушку счастливой? Бог услышал мою мысль как молитву и ответил мне. Видимо, важно было и то, что бабушка молилась за меня. Так я на своем личном опыте убедился, что мысль может изменить реальность: меня, атеиста, она сделала верующим.

C протосингелом Климентом (Пэунеску)
беседовал Клавдий Тырзиу
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
« 25 января — день святой мученицы Татианы
Как следует понимать заповедь Христа «любите... »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.