Допустима ли ложь во имя добра?
«— Кто это сделал?! — Это Федотов! — Федотов, выйди из класса!» Это вспомнился мне мультфильм «Буревестник», когда зашла речь о лжи во спасение и о том, всегда ли христианин должен говорить правду.
Ложь во спасение допустима для христианина? Такой вопрос задают часто, и я сам себе его начал задавать тридцать лет назад, едва крестившись. Окончательного ответа у меня нет до сих пор, но кое-что все-таки я понял.
С одной стороны, из Священного Писания мы знаем, кто отец лжи. Мы можем привести множество библейских цитат насчет лжи. В том числе Библия говорит нам и о «лжи во спасение». Например, апостол Петр трижды отрекся от Христа ради спасения своей жизни. И плакал горько.
Лживость — серьезная духовная болезнь, как знаем мы и из творений святых отцов, и из церковного предания, и из собственного опыта. Мне вот до крещения она была очень даже свойственна, и преодолевать ее оказалось мучительно трудно. До конца так и не справился, но работа идет.
Отрывок из м/ф «Буревестник»
А с другой стороны, правда — антоним лжи — тоже может быть губительной. Разве Иуда, указав иудейским властям на Христа, сказал неправду? А разве неправду про апостолов кричала одержимая бесами служанка? … сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян 16:17). Но Павел запретил ей, изгнал из нее «духа прорицательного». Казалось бы, зачем? Правда же!
И противоположный пример — волхвы, пообещавшие Ироду указать ему место рождения Христа, но «кинувшие» его, нарушившие обещание. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12) Какие нечестные люди, однако! Обманули бедного Ирода, обидели!
Вывод: все не так просто, если смотреть не в целом, а по конкретным ситуациям. Потому что именно в конкретных ситуациях (а не в общих рассуждениях) мы только и можем реализоваться как христиане. И, решая, как поступить правильно, должны опираться на главный посыл Священного Писания, а не на вырванные из контекста цитаты. А главный посыл — спасение людей, причем спасение не только (и даже не столько) от земных, посюсторонних бед, а прежде всего от смерти как вечного разлучения человека с Богом.
Иуда сказал правду. Была ли эта правда спасительной для его души? Волхвы обманули Ирода. Был ли этот обман губительным для их душ? Ответ в обоих случаях очевиден. И столь же очевидно то, что, солгав, апостол Петр нанес чудовищную рану своей душе, а диакон Стефан, первомученик, говоря иудеям правду, обрел Царствие Небесное.
То есть надо смотреть на мотивы правды и лжи. Солгать из шкурных соображений, да не обязательно даже из шкурных, просто из бытовых — это грех, это душевредно. Сказать правду из тех же шкурных соображений (например, выдать немецким оккупантам односельчан, укрывающих еврейских детей) — ничуть не меньший грех. Солгать тем же оккупантам, что ничего не видел, ничего не знаю, никого не подозреваю — это доблесть. Хотя и стопроцентная ложь.
И таких ситуаций может быть полным-полно. Не обязательно экстрим, не обязательно погромы и расстрелы. В самых обыденных, мирных обстоятельствах бывает так, что солгать (или просто скрыть правду) означает предотвратить чью-то беду. И наоборот, проявив «честность и принципиальность», на кого-то беду навлечь. Пусть даже беду не смертельную, а просто «Федотов, вон из класса!»
Но тут, конечно, появляется огромный соблазн — замаскировать для себя самого свои шкурные соображения соображениями высокими, идейными, даже духовными. Причем и в случае лжи, и в случае правды. В обоих случаях, если постараться, можно найти красивое оправдание. Даже, при желании, подкрепить его библейскими цитатами. Мол, я выдаю полиции этого человека, потому что я христианин, я не должен лгать, я за правду (и множество отсылок к Евангелию). Хотя на самом деле я просто не хочу неприятностей с властями. Или я лгу, потому что от моей маленькой лжи никакой большой беды никому не случится, зато я сохраню себя для предстоящих мне огромных добрых дел, и всем будет польза. Хотя на самом деле я просто испугался неприятностей.
Предвижу, мне на это скажут: а как же Христос? Он-то никогда никому не лгал! Так что нечего тут накручивать сложности и неоднозначности, надо просто быть как Христос! А я на это отвечу: все, что Христос говорил и делал, Он делал не ради Себя, а ради спасения людей. Спасения в вечности. Когда Он говорил кому-то слова резкие, жесткие, то говорил именно то, что конкретному человеку могло помочь. А вы на такое способны? Вы, говоря правду, всегда делаете это из высокой христианской любви? Ваша правда всегда была спасительна? Вы точно это знаете?
Вот поэтому ложь, которая абсолютно недопустима — это ложь самому себе. Тем более ложь, которая прикрывается богословскими доводами. Человек может быть слаб, он может в каких-то тяжелых обстоятельствах спасовать, повести себя недостойно. Но по крайней мере, это нужно ясно видеть, понимать, что да, это грех, в этом грехе нужно всерьез каяться. И это будет правдой во спасение.
Ложь во спасение допустима для христианина? Такой вопрос задают часто, и я сам себе его начал задавать тридцать лет назад, едва крестившись. Окончательного ответа у меня нет до сих пор, но кое-что все-таки я понял.
С одной стороны, из Священного Писания мы знаем, кто отец лжи. Мы можем привести множество библейских цитат насчет лжи. В том числе Библия говорит нам и о «лжи во спасение». Например, апостол Петр трижды отрекся от Христа ради спасения своей жизни. И плакал горько.
Лживость — серьезная духовная болезнь, как знаем мы и из творений святых отцов, и из церковного предания, и из собственного опыта. Мне вот до крещения она была очень даже свойственна, и преодолевать ее оказалось мучительно трудно. До конца так и не справился, но работа идет.
Отрывок из м/ф «Буревестник»
А с другой стороны, правда — антоним лжи — тоже может быть губительной. Разве Иуда, указав иудейским властям на Христа, сказал неправду? А разве неправду про апостолов кричала одержимая бесами служанка? … сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян 16:17). Но Павел запретил ей, изгнал из нее «духа прорицательного». Казалось бы, зачем? Правда же!
И противоположный пример — волхвы, пообещавшие Ироду указать ему место рождения Христа, но «кинувшие» его, нарушившие обещание. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12) Какие нечестные люди, однако! Обманули бедного Ирода, обидели!
Вывод: все не так просто, если смотреть не в целом, а по конкретным ситуациям. Потому что именно в конкретных ситуациях (а не в общих рассуждениях) мы только и можем реализоваться как христиане. И, решая, как поступить правильно, должны опираться на главный посыл Священного Писания, а не на вырванные из контекста цитаты. А главный посыл — спасение людей, причем спасение не только (и даже не столько) от земных, посюсторонних бед, а прежде всего от смерти как вечного разлучения человека с Богом.
Иуда сказал правду. Была ли эта правда спасительной для его души? Волхвы обманули Ирода. Был ли этот обман губительным для их душ? Ответ в обоих случаях очевиден. И столь же очевидно то, что, солгав, апостол Петр нанес чудовищную рану своей душе, а диакон Стефан, первомученик, говоря иудеям правду, обрел Царствие Небесное.
То есть надо смотреть на мотивы правды и лжи. Солгать из шкурных соображений, да не обязательно даже из шкурных, просто из бытовых — это грех, это душевредно. Сказать правду из тех же шкурных соображений (например, выдать немецким оккупантам односельчан, укрывающих еврейских детей) — ничуть не меньший грех. Солгать тем же оккупантам, что ничего не видел, ничего не знаю, никого не подозреваю — это доблесть. Хотя и стопроцентная ложь.
И таких ситуаций может быть полным-полно. Не обязательно экстрим, не обязательно погромы и расстрелы. В самых обыденных, мирных обстоятельствах бывает так, что солгать (или просто скрыть правду) означает предотвратить чью-то беду. И наоборот, проявив «честность и принципиальность», на кого-то беду навлечь. Пусть даже беду не смертельную, а просто «Федотов, вон из класса!»
Но тут, конечно, появляется огромный соблазн — замаскировать для себя самого свои шкурные соображения соображениями высокими, идейными, даже духовными. Причем и в случае лжи, и в случае правды. В обоих случаях, если постараться, можно найти красивое оправдание. Даже, при желании, подкрепить его библейскими цитатами. Мол, я выдаю полиции этого человека, потому что я христианин, я не должен лгать, я за правду (и множество отсылок к Евангелию). Хотя на самом деле я просто не хочу неприятностей с властями. Или я лгу, потому что от моей маленькой лжи никакой большой беды никому не случится, зато я сохраню себя для предстоящих мне огромных добрых дел, и всем будет польза. Хотя на самом деле я просто испугался неприятностей.
Предвижу, мне на это скажут: а как же Христос? Он-то никогда никому не лгал! Так что нечего тут накручивать сложности и неоднозначности, надо просто быть как Христос! А я на это отвечу: все, что Христос говорил и делал, Он делал не ради Себя, а ради спасения людей. Спасения в вечности. Когда Он говорил кому-то слова резкие, жесткие, то говорил именно то, что конкретному человеку могло помочь. А вы на такое способны? Вы, говоря правду, всегда делаете это из высокой христианской любви? Ваша правда всегда была спасительна? Вы точно это знаете?
Вот поэтому ложь, которая абсолютно недопустима — это ложь самому себе. Тем более ложь, которая прикрывается богословскими доводами. Человек может быть слаб, он может в каких-то тяжелых обстоятельствах спасовать, повести себя недостойно. Но по крайней мере, это нужно ясно видеть, понимать, что да, это грех, в этом грехе нужно всерьез каяться. И это будет правдой во спасение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.