Дети (не)обетования: какой смысл в христианстве имеют образы сыновей Авраама — Измаила и Исаака?
В книге Бытие описывается история законной жены Авраама Сарры и его служанки-наложницы Агари. От обеих у Авраама были дети. Агарь родила ему Измаила, старшего сына, а Сарра — Исаака, который стал его законным наследником. В чем смысл всех этих событий и как они были переосмыслены в Новом Завете?
Сappa пpивoдит Агapь к Авpaaму
Когда Агарь узнала, что беременна, она возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра начала притеснять Агарь, и это вынудило ее бежать в пустыню. В пустыне к Агари явился Ангел Господень и сказал, чтобы она вернулась к Аврааму и Сарре и стала послушной своей госпоже. Ангел передал Агари весть от Бога, что от нее произойдет великий народ: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества (Быт 16:10). Сбежавшая Агарь вернулась к Сарре и родила Аврааму сына, которого назвала Измаилом.
Спустя 13 лет после рождения Измаила Бог явился Аврааму, чтобы поставить с ним завет, о котором мы говорили в прошлый раз. Господь пообещал ему, что Сарра родит Аврааму сына — Исаака: и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее (Быт 17:16).
Как и обещал Господь, Сарра зачала и родила ребенка, несмотря на то, что была уже стара. Авраам нарек ему имя Исаак. Когда младший сын Авраама был отнят от груди матери, отец устроил большой пир — он радовался, что наконец родился ребенок, обещанный Богом, от которого произойдет многочисленный народ. Однако вскоре Сарра стала замечать, что старший сын Измаил насмехается над Исааком. Тогда Сарра попросила Авраама выгнать служанку Агарь и ее сына. Аврааму было неприятно требование Сарры, ведь Измаил был его первенцем. Но Господь сказал ему: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт 21:12). Так, с благословения Бога Авраам удалил Агарь и Измаила из дома. Он дал Агари хлеб и мех (мешок из цельной шкуры животного, предназначенный для хранения жидкостей. — Прим. ред.) воды и отпустил ее вместе с сыном в пустыню.
Вышедши из дома, Агарь заблудилась в пустыне. Когда у нее не стало воды в мехе, она решила, что их с сыном ждет неминуемая смерть и, оставив Измаила, села вдали и возрыдала. И в эту минуту полного отчаяния Агарь вдруг услышала Ангела Божия, который воззвал к Агари со словами: не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ (Быт 21:17–18). И после этого Господь открыл ей глаза, и Агарь увидела источник. Так они были спасены.
«Точка соприкосновения для сравнения, — пишет об этом проф. Лопухин, — лежит в том, что как Агарь и Сарра были матери двух потомств Авраамовых, занявших различные места в истории, в силу различия в положении их матерей и характера своего происхождения, так и оба завета отпечатлевают каждый именно свой характер на народах, которые им обязаны своим происхождением. Один из этих заветов есть завет, заключенный при Моисее на горе Синайской и данный народу Израильскому. Как мать, этот завет дает рождающимся от нее детям свою печать и именно печать рабства. Поэтому-то служанка Агарь и есть прообраз (тип) этого завета».
Авраам изгоняет Агарь с сыном из дома
В отличие от Агари Сарра, свободная женщина и мать Исаака, истинного наследника Авраама по Божественному обетованию, выступает как духовная праматерь христиан, принадлежащих «вышнему Иерусалиму», то есть Царству Божьему, зримым выражением которого на земле служит Церковь. «Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан», — замечает проф. Лопухин.
Подобно тому как Агарь по повелению Божию удалилась из дома Авраама, так и люди, не принимающие евангельского благовестия, не могут быть наследниками Царства Божьего. Важно понимать, что апостол Павел не принижает значение закона Моисеева. Он лишь указывает, что закон не мог избавить человечество от рабства греху, в котором оно оказалось после изгнания Адама и Евы из рая и в котором находилось до пришествия Спасителя. Это рабство было упразднено и свобода от греха стала возможной только благодаря Иисусу Христу, Который принес на землю Новый Завет и установил с людьми новые отношения, основанные на благодати, любви и взаимном доверии.
Подобно тому как рождение Измаила от Агари не было исполнением обетования для Авраама, и его еще надлежало ожидать в Исааке, так и Ветхий Завет являл собой только приготовление к Новому. И как Исаак родился от Сарры по обещанию, данному Богом, и стал наследником Авраама, так и всякий верующий переживает рождение свыше в водах Крещения и наследует спасение, по слову Иисуса Христа: кто будет веровать икреститься, спасен будет (Мк 16:16).
Что за история?
Жена Авраама Сарра не могла зачать ребенка, поэтому она благословила Авраама на брак со своей служанкой Агарью. Агарь родила ему сына, которого назвали Измаилом. Позже у Сарры родился собственный сын Исаак. Отношения между Саррой и Агарью были сложными: они не любили друг друга, и Авраам удалил Агарь и Измаила из дома. Мать и сын долго блуждали по пустыне, но Ангел спас их, выведя к колодцу с водой.А теперь в подробностях
Аврааму было предсказано Богом, что у него будет множество потомков, как звёзд на небе. Сарра же, его жена, не рождала ему наследников, хотя обоим было уже за 80 лет. Отчаявшись, Сарра предложила Аврааму «войти» к их служанке Агари, чтобы затем усыновить детей от нее. Согласно тогдашним обычаям, рожденный служанкой на колени госпожи ребенок мог считаться законным сыном Сарры и Авраама. Авраам послушался Сарру и провел ночь с Агарью, после чего та забеременела. Как пишет в толковании на это библейское событие проф. Лопухин, «хотя в поступке Авраама и было допущено нарушение чистоты брачного союза (Быт 2:24), но извинением для него служило, во-первых, то, что он сделал это не по собственной страсти, а из послушания жене, и, во-вторых, то, что при совершении сего поступка преследовал не личные, низменные интересы, а высшие, теократические цели». Под последними имеется в виду желание Авраама соответствовать завету о множественном потомстве, как то было обещано ему Богом.Сappa пpивoдит Агapь к Авpaaму
Когда Агарь узнала, что беременна, она возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра начала притеснять Агарь, и это вынудило ее бежать в пустыню. В пустыне к Агари явился Ангел Господень и сказал, чтобы она вернулась к Аврааму и Сарре и стала послушной своей госпоже. Ангел передал Агари весть от Бога, что от нее произойдет великий народ: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества (Быт 16:10). Сбежавшая Агарь вернулась к Сарре и родила Аврааму сына, которого назвала Измаилом.
Спустя 13 лет после рождения Измаила Бог явился Аврааму, чтобы поставить с ним завет, о котором мы говорили в прошлый раз. Господь пообещал ему, что Сарра родит Аврааму сына — Исаака: и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее (Быт 17:16).
Как и обещал Господь, Сарра зачала и родила ребенка, несмотря на то, что была уже стара. Авраам нарек ему имя Исаак. Когда младший сын Авраама был отнят от груди матери, отец устроил большой пир — он радовался, что наконец родился ребенок, обещанный Богом, от которого произойдет многочисленный народ. Однако вскоре Сарра стала замечать, что старший сын Измаил насмехается над Исааком. Тогда Сарра попросила Авраама выгнать служанку Агарь и ее сына. Аврааму было неприятно требование Сарры, ведь Измаил был его первенцем. Но Господь сказал ему: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт 21:12). Так, с благословения Бога Авраам удалил Агарь и Измаила из дома. Он дал Агари хлеб и мех (мешок из цельной шкуры животного, предназначенный для хранения жидкостей. — Прим. ред.) воды и отпустил ее вместе с сыном в пустыню.
Вышедши из дома, Агарь заблудилась в пустыне. Когда у нее не стало воды в мехе, она решила, что их с сыном ждет неминуемая смерть и, оставив Измаила, села вдали и возрыдала. И в эту минуту полного отчаяния Агарь вдруг услышала Ангела Божия, который воззвал к Агари со словами: не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ (Быт 21:17–18). И после этого Господь открыл ей глаза, и Агарь увидела источник. Так они были спасены.
Как история Агари и Сарры понимается в Новом Завете?
Об истории Сарры и Агари вспоминает апостол Павел в Послании к Галатам. Он видит в рассказе об Агари и Сарре аллегорию о Ветхом и Новом Заветах: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам (Гал 4:22–25). По мнению апостола Павла, служанка Агарь символизирует синайское законодательство, данное Моисею («нынешний Иерусалим»), а Сарра — новую евангельскую эру.«Точка соприкосновения для сравнения, — пишет об этом проф. Лопухин, — лежит в том, что как Агарь и Сарра были матери двух потомств Авраамовых, занявших различные места в истории, в силу различия в положении их матерей и характера своего происхождения, так и оба завета отпечатлевают каждый именно свой характер на народах, которые им обязаны своим происхождением. Один из этих заветов есть завет, заключенный при Моисее на горе Синайской и данный народу Израильскому. Как мать, этот завет дает рождающимся от нее детям свою печать и именно печать рабства. Поэтому-то служанка Агарь и есть прообраз (тип) этого завета».
Авраам изгоняет Агарь с сыном из дома
В отличие от Агари Сарра, свободная женщина и мать Исаака, истинного наследника Авраама по Божественному обетованию, выступает как духовная праматерь христиан, принадлежащих «вышнему Иерусалиму», то есть Царству Божьему, зримым выражением которого на земле служит Церковь. «Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан», — замечает проф. Лопухин.
Подобно тому как Агарь по повелению Божию удалилась из дома Авраама, так и люди, не принимающие евангельского благовестия, не могут быть наследниками Царства Божьего. Важно понимать, что апостол Павел не принижает значение закона Моисеева. Он лишь указывает, что закон не мог избавить человечество от рабства греху, в котором оно оказалось после изгнания Адама и Евы из рая и в котором находилось до пришествия Спасителя. Это рабство было упразднено и свобода от греха стала возможной только благодаря Иисусу Христу, Который принес на землю Новый Завет и установил с людьми новые отношения, основанные на благодати, любви и взаимном доверии.
В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета?
В Ветхом Завете мы читаем, что Исаак родился по обетованию, став ответом на глубокую и безусловную веру Авраама, вопреки возрасту Сарры и рождению первенца Измаила от служанки. В Новом Завете апостол Павел вспоминает эпизод с Агарью и Саррой, указывая на его иносказательный смысл. Он обращается к христианам и подытоживает свою мысль: Мы, братия, дети обетования по Исааку (Гал 4:28).Подобно тому как рождение Измаила от Агари не было исполнением обетования для Авраама, и его еще надлежало ожидать в Исааке, так и Ветхий Завет являл собой только приготовление к Новому. И как Исаак родился от Сарры по обещанию, данному Богом, и стал наследником Авраама, так и всякий верующий переживает рождение свыше в водах Крещения и наследует спасение, по слову Иисуса Христа: кто будет веровать икреститься, спасен будет (Мк 16:16).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.