Содом и Гоморра: происхождение и значение фразеологизма
В современной разговорной речи выражение «содом и гоморра» означает крайний разврат и безнравственность, а в переносном смысле — шум, суматоху. Нарицательными именами стали названия двух древних городов — Содома и Гоморры. Их жители прославились своей жадностью, черствостью, эгоизмом, чудовищным распутством и иными злодеяниями. Их грехи переполнили чашу терпения Божьего. В итоге Бог уничтожил эти города, пролив на них огненный дождь.
В 2021 году организация Comet Research Group выступила с сенсационным заявлением: развалины города, находящиеся на месте раскопок Телль эль-Хаммам в Иордании — это руины того самого Содома. Описание катастрофы похоже на библейское: взрыв расплавил известняк и глинобитные блоки стен города и не оставил выживших, а соль Мертвого моря была разбросана на километры. Однако эта катастрофа датируется 1650 годом до Р.Х ., то есть более поздним временем. Ряд археологов предполагают, что руины Содома и Гоморры находятся южнее, где-то в районе древних городов Баб эд-Дра и Нумейра, несколько тысяч лет назад уничтоженных в результате природной катастрофы и последующих завоеваний. Есть и другие гипотезы. Так или иначе, до сих пор поиски Содома и Гоморры не увенчались успехом и их локализация достоверно не определена. Лишь бесплодная земля в окрестностях Мертвого моря остается напоминанием о небесной каре.
В 13-й главе Бытия рассказывается, как праведный Авраам и его племянник Лот разделили между собой территорию для выпаса скота. Лоту приглянулась окрестность Иордана, потому что в те времена это были невероятно плодородные земли. Но они соседствовали с Содомом и Гоморрой, жители которых, как говорит Писание, были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). Вскоре Лот переселился в сам Содом, что принесло ему немало бед. Так, однажды, когда цари Содома и Гоморры восстали против владычества Эламского царства (в современном Иране), его царь с союзниками пошел войной на эти города и разграбил их. При этом в плен увели и Лота, но Авраам, напав на вражеский отряд, освободил племянника.
Какое же зло творилось в городе, если даже милосердный Бог перестал его миловать?
Пророк Иезекииль объясняет: Ибо беззаконие Содомы, сестры твоей (было) таково: гордость от пресыщения хлебом и обилия вина, и роскошествовали она и дочери ея; (также) и это было у нея и дочерей ея: руки убогому и нищему они не простирали» (Иез 16:49, перевод П. А. Юнгерова). Плодородная, как сад Господень, земля сделала содомлян богатыми, но богатство, как это часто бывает, привело их к гордыне. Утопая в роскоши, презирая бедных и нищих, они сами не заметили, как опустились до уровня скотов. Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), гордыня сделала их сердца каменными, жители Содома и Гоморры приобрели плотской, а не духовный образ мысли, предались злодеяниям, сладострастию и разврату, в том числе противоестественному (Иуд 1:7). В погоне за плотскими удовольствиями содомляне прибегали к физическому насилию и нарушали священнейший для Ближнего Востока обычай гостеприимства.
Когда пришла пора гибели беззаконных городов, Бог послал в них Ангелов, чтобы они вывели оттуда Лота и его семью. Об этом и о последующем уничтожении Содома и Гоморры рассказывается в 19-й главе книги БытияБытие: Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содоми Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом (Быт 19:23–26).
Помимо Содома и Гоморры были разрушены также города Адма и Севоим. Вместе с еще одним городом, Сигором, они образовывали союз Пятиградия. Сигор был пощажен, поскольку он стал убежищем для Лота и его семьи. О них и о состоянии местности после катастрофы написано во Второзаконии: сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей (Втор 29:23).
Впоследствии пророки, апостолы и Сам Иисус Христос будут отсылать к Содому и Гоморре как к примеру беззаконного общества, заслуживающего кары с неба. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (Ис 1:9). И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф 11:23–24). Сегодня о Содоме и Гоморре чаще всего вспоминают, когда речь идет о противоестественных проявлениях плотской страсти, которые охватывают широкий спектр половых извращений. Возникло даже такое понятие — содомия.
В переносном смысле слово «содом» ещё можно встретить в литературе и пьесах. «А? бунт? ну так и жду содома» (А. С. Грибоедов. «Горе от ума»).
Гибель Содома и Гоморры, Джон Мартин, 1852
Ее основную часть занимает ярко пылающее пламя, с силой сокрушающее постройки. Багровые языки огня и темно-серый смрадный дым — яркое выражение гнева Божьего, как и молния, направленная к окаменевшей жене Лота, так и не расставшейся сердцем с порочным городом. Лот и две его дочери бегут, не оглядываясь ни на секунду.
Бегство Лота из Содома, Рафаэль Санти, 1519
В центре композиции других произведений живописи — сам Лот и его семья. На известной фреске художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1519) Лот и его дочери, убегающие в Сигор, охвачены одним стремлением — скорее покинуть место, где им грозит опасность.
Иное видение сюжета у известного иллюстратора Библии Гюстава Доре (1896)
Катастрофа изображена хоть и не слишком детально, но ее вид занимает больше трети картины. Главная же особенность в том, что Лот смотрит не в землю, а на небо — тем самым он показывает, что в ужасных обстоятельствах праведник уповает на Бога и молится Ему с надеждой.
«Садом и гамора» — что это выражение значит
С просьбой рассказать о «садоме» и «гаморе» поступали письма в нашу редакцию. Но в русском языке правильно писать название этих городов соответственно греческому переводу еврейского текста: Содом и Гоморра.Содом и Гоморра: история
Почти единственным источником по истории Содома и Гоморры по сей день остается Библия. Другие древние авторы, описывая пустынные окрестности Мертвого моря, также вспоминают об этих городах, но в основном повторяют то, что известно из Священного Писания. Расцвет Содома и Гоморры приходится на первую половину II тысячелетия до нашей эры, когда в той местности жил библейский патриарх Авраам. Этот святой лицезрел первые часы после катастрофы — видел столб дыма, поднимающийся от разрушенных городов. Археологи неоднократно пытались найти развалины древних городов вблизи Мертвого моря или даже на его дне, ведь, согласно 14-й главе книги Бытие, они находились недалеко от долины Сиддим, которая ныне часть Мертвого моря.В 2021 году организация Comet Research Group выступила с сенсационным заявлением: развалины города, находящиеся на месте раскопок Телль эль-Хаммам в Иордании — это руины того самого Содома. Описание катастрофы похоже на библейское: взрыв расплавил известняк и глинобитные блоки стен города и не оставил выживших, а соль Мертвого моря была разбросана на километры. Однако эта катастрофа датируется 1650 годом до Р.Х ., то есть более поздним временем. Ряд археологов предполагают, что руины Содома и Гоморры находятся южнее, где-то в районе древних городов Баб эд-Дра и Нумейра, несколько тысяч лет назад уничтоженных в результате природной катастрофы и последующих завоеваний. Есть и другие гипотезы. Так или иначе, до сих пор поиски Содома и Гоморры не увенчались успехом и их локализация достоверно не определена. Лишь бесплодная земля в окрестностях Мертвого моря остается напоминанием о небесной каре.
Содом и Гоморра в Библии
Впервые Содом и Гоморра упоминаются в 10-й главе книги Бытие, где сказано, что они были на границах владений хананеев — народа, жившего в Палестине до прихода евреев.В 13-й главе Бытия рассказывается, как праведный Авраам и его племянник Лот разделили между собой территорию для выпаса скота. Лоту приглянулась окрестность Иордана, потому что в те времена это были невероятно плодородные земли. Но они соседствовали с Содомом и Гоморрой, жители которых, как говорит Писание, были злы и весьма грешны пред Господом (Быт 13:13). Вскоре Лот переселился в сам Содом, что принесло ему немало бед. Так, однажды, когда цари Содома и Гоморры восстали против владычества Эламского царства (в современном Иране), его царь с союзниками пошел войной на эти города и разграбил их. При этом в плен увели и Лота, но Авраам, напав на вражеский отряд, освободил племянника.
Грехи Содома и Гоморры
Но самое большое огорчение Лот испытывал в Содоме от каждодневного лицезрения творящихся в городе мерзостей. Вспоминая историю Лота, апостол Петр подчеркивает это обстоятельство, когда пишет, что Господь …праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)…» (2 Пет 2:7–8). Никакие богатства города не могли утешить Лота.Какое же зло творилось в городе, если даже милосердный Бог перестал его миловать?
Пророк Иезекииль объясняет: Ибо беззаконие Содомы, сестры твоей (было) таково: гордость от пресыщения хлебом и обилия вина, и роскошествовали она и дочери ея; (также) и это было у нея и дочерей ея: руки убогому и нищему они не простирали» (Иез 16:49, перевод П. А. Юнгерова). Плодородная, как сад Господень, земля сделала содомлян богатыми, но богатство, как это часто бывает, привело их к гордыне. Утопая в роскоши, презирая бедных и нищих, они сами не заметили, как опустились до уровня скотов. Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), гордыня сделала их сердца каменными, жители Содома и Гоморры приобрели плотской, а не духовный образ мысли, предались злодеяниям, сладострастию и разврату, в том числе противоестественному (Иуд 1:7). В погоне за плотскими удовольствиями содомляне прибегали к физическому насилию и нарушали священнейший для Ближнего Востока обычай гостеприимства.
Гибель Содома и Гоморры, или как Как Лот пытался уберечь своих гостей и чем закончился последний грех содомлян?
Много лет терпел Господь нечестие этих городов и даже, как обещал Аврааму, мог бы и дальше миловать их, если бы там нашлось хоть десять праведников. Но и такого малого числа порядочных людей там не оказалось.Когда пришла пора гибели беззаконных городов, Бог послал в них Ангелов, чтобы они вывели оттуда Лота и его семью. Об этом и о последующем уничтожении Содома и Гоморры рассказывается в 19-й главе книги БытияБытие: Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содоми Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом (Быт 19:23–26).
Помимо Содома и Гоморры были разрушены также города Адма и Севоим. Вместе с еще одним городом, Сигором, они образовывали союз Пятиградия. Сигор был пощажен, поскольку он стал убежищем для Лота и его семьи. О них и о состоянии местности после катастрофы написано во Второзаконии: сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей (Втор 29:23).
Впоследствии пророки, апостолы и Сам Иисус Христос будут отсылать к Содому и Гоморре как к примеру беззаконного общества, заслуживающего кары с неба. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (Ис 1:9). И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф 11:23–24). Сегодня о Содоме и Гоморре чаще всего вспоминают, когда речь идет о противоестественных проявлениях плотской страсти, которые охватывают широкий спектр половых извращений. Возникло даже такое понятие — содомия.
В переносном смысле слово «содом» ещё можно встретить в литературе и пьесах. «А? бунт? ну так и жду содома» (А. С. Грибоедов. «Горе от ума»).
«Содом и Гоморра» Пруста
В европейской литературе содомский грех время от времени упоминался в сатирическом (напр. «Декамерон» Боккаччо) или обличительном контексте (средневековая поэма Этьена де Фужера «Книга о нравах», или Le Livre des Manières). Но лишь в Новое время писатели уделили содомии пристальное внимание и по-разному отразили в литературе. Так, в романе «Содом и Гоморра», четвертой части семитомника «В поисках утраченного времени», Марсель Пруст изобразил скучающее светское общество и ужасающую главного героя тайну об однополых отношениях, в которые вовлечены не только порочные дворяне, но и его возлюбленная, сирота Альбертина. Как добропорядочный гражданин, главный герой испытывает к этому отвращение. Здесь, как и в Библии, прослеживается связь между пресыщенностью и склонностью к безудержному распутству.Содом и Гоморра: картины
На полотнах художников можно увидеть сам момент гибели нечестивых городов, когда на них с неба проливается огненный, испепеляющий все живое дождь. Одна из самых известных картин принадлежит кисти Джона Мартина. Она так и называется — «Гибель Содома и Гоморры» (1852).Гибель Содома и Гоморры, Джон Мартин, 1852
Ее основную часть занимает ярко пылающее пламя, с силой сокрушающее постройки. Багровые языки огня и темно-серый смрадный дым — яркое выражение гнева Божьего, как и молния, направленная к окаменевшей жене Лота, так и не расставшейся сердцем с порочным городом. Лот и две его дочери бегут, не оглядываясь ни на секунду.
Бегство Лота из Содома, Рафаэль Санти, 1519
В центре композиции других произведений живописи — сам Лот и его семья. На известной фреске художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1519) Лот и его дочери, убегающие в Сигор, охвачены одним стремлением — скорее покинуть место, где им грозит опасность.
Иное видение сюжета у известного иллюстратора Библии Гюстава Доре (1896)
Катастрофа изображена хоть и не слишком детально, но ее вид занимает больше трети картины. Главная же особенность в том, что Лот смотрит не в землю, а на небо — тем самым он показывает, что в ужасных обстоятельствах праведник уповает на Бога и молится Ему с надеждой.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.