Искусство сострадать
Будучи верующими православными христианами, мы призваны жить в этом мире, но оставаться «не от мира».
«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17: 15‒19).
Эти слова могут показаться противоречивыми, если мы не смотрим духовными очами. Но если мы это сделаем, то найдем их логичными и находящимися в полной гармонии с Божиим планом для всех Его чад. Мы также должны судить судом праведным, но остерегаться фарисейства. «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7: 24). Обнаруживаю, что я каждый день (особенно в нынешнем поляризованном мире) иду по тонкой грани, стараясь быть бдительной, рассудительной и осторожной в своих суждениях о моих ближних, чтобы суд был для исправления, а не для осуждения. Граница между ними стирается и искажается.
Мы знаем, в чем состоит сущность нашей веры. Мы ранняя Церковь, Церковь апостолов, и мы призваны быть учениками Христовыми, посланцами Царства Божия. Бог послал Своего Сына к заблудшим, подавленным и страждущим овцам, включая и всех нас.
Это не значит, что мы должны упиваться пороками, а, наоборот, зная о делах тьмы, должны решительно нести Благую весть о Божией любви, прощении, искуплении и спасении. Но как мы можем служить чадам Божиим, когда сами судим других и нас переполняет желание критиковать? Как мы можем нести миру надежду и радость общения с Иисусом Христом, когда сами оказываемся злыми, мстительными и склонными к войне?
Физическая война ‒ не единственный вид войны.
«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).
Это духовная брань, и мы сражаемся с невидимыми врагами ежедневно; но давайте помнить, что в борьбе с тьмой и враждебными силами мы не должны становиться сообщниками и проводниками самой тьмы. Как это возможно?
Это возможно, когда мы разжигаем огонь ненависти и гнева в своих сердцах, когда осуждаем наших братьев и сестер, потому что видим в них врагов, которых нужно одолеть и победить. Христос уже победил смерть Своей смертью.
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10).
Мы здесь не для того, чтобы быть проводниками смерти, тьмы, разрушения или разделения. Мы здесь для того, чтобы сиять светом Христовым, который был дан нам при Крещении. Когда наш Господь сказал: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14: 18), ‒ Он именно имел в виду, что нас не оставит. Мы ощущаем Свет Христов не только в наших святых православных храмах, но призваны быть этим светом и за церковной оградой.
У меня тяжело на сердце, но моя ноша легка. Вместо того чтобы видеть глубокие, коренные причины, по которым греховность пронизывает наше естество и наш мир, мы хотим протестовать и злиться на симптомы, ‒ если хотите, на «ветви». При этом мы иногда применяем тактику насмешек, стереотипов и предубеждений, что не служит ни к назиданию, ни к освящению.
Мы должны бороться не с ветвями, а с тем самым корнем, который питает ветви; который не животворит, а иссушает; с корнем сопротивления Божиему плану для нашей жизни; с корнем наших «промахов» и «непопадания в цель», или «амартии» (ἁμαρτία), что в переводе с греческого означает грех.
У меня нет желания просыпаться каждый день, смотреть на мир и видеть только безнадежность. Бог создал нас не для того, чтобы мы пребывали в отчаянии. Бог знал нас еще до того, как сотворил во чреве матери (ср.: Иер. 1: 5), по Своей бесконечной любви и милосердию. Мы тоже призваны иметь любовь и милосердие друг к другу.
Как мы можем проявлять милосердие и дарить любовь миру, когда сами находимся в состоянии постоянной борьбы и споров? Правда в том, что мы этого не можем. Мы побеждаем самих себя еще до того, как у нас появляется возможность посеять семена в землю ‒ или даже стать сеятелями Господа.
Мы не обзываем ребенка, не запугиваем и не нападаем на него, а говорим о его проступке и необходимости исправления. Ограничивая свою способность видеть цельность другого человека, мы ограничиваем возможность служения ему во имя Иисуса Христа. Мы закрываем дверь, дающую людям возможность обратиться к Богу.
Я устала. Устала видеть обе стороны битвы. Устала от греховности в мире, но также и от движимых благими намерениями православных христиан, у которых не получается быть посланцами Царствия Христова. Наша вера основана не на политике, не на идеологии, не на каких-то там земных планах. Наша вера основана на Слове Божием, Его учении, а также на учении святых отцов Православной Церкви. Это наш якорь, наш путеводный свет и цель, к которой мы стремимся, ‒ не признание и похвала от людей, а угождение Богу и одобрение от Господа.
Будем же мужественными, как первые христиане, которые подвергали себя опасности и жертвовали своей жизнью за веру. Как те, которые не только посещали храм раз в неделю, но знали Свет Христов ‒ тот живой, дышащий Свет, пребывающий в каждом из нас. Будем же светом в этом мире и будем делиться Благой вестью о спасении!
Недавно, в момент сосредоточенной молитвы, когда я и сама испытывала физическую боль, на мгновение я словно увидела лица многих моих знакомых, которые сейчас – каждый по-своему – страдают. Одни страдают из-за принятых ими сознательных решений, которые привели к трудностям и даже падениям. Другие страдают более загадочным образом, когда сходу не укажешь причину их страданий. И все же в молитве я получила ответ: «Имей сострадание!» Как только я смогла проявить сострадание – вне зависимости от понимания причин чужого страдания, ‒ я тут же почувствовала, что моя собственная боль не только ослабла, но и вообще исчезла.
Любовь и милосердие есть дары, которые мы дарим другим, а также самим себе, когда позволяем своему сердцу наполниться состраданием к нашим братьям и сестрам. Греческие православные пастыри не раз говорили мне, что любить Бога и ближнего – это заповедь, данная нам в Новом Завете. Это урок, о котором мы должны помнить.
Настало время противостоять тьме во всех ее формах и в то же время судить праведным судом, без фарисейства. Пришло время стать светом и любовью в мире, который так сильно в них нуждается. Один путь ведет к надежде, а другой – к отчаянию. Давайте всегда избирать надежду!
Джеки Кэтрин
Перевел с английского Дмитрий Лапа
«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17: 15‒19).
Эти слова могут показаться противоречивыми, если мы не смотрим духовными очами. Но если мы это сделаем, то найдем их логичными и находящимися в полной гармонии с Божиим планом для всех Его чад. Мы также должны судить судом праведным, но остерегаться фарисейства. «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7: 24). Обнаруживаю, что я каждый день (особенно в нынешнем поляризованном мире) иду по тонкой грани, стараясь быть бдительной, рассудительной и осторожной в своих суждениях о моих ближних, чтобы суд был для исправления, а не для осуждения. Граница между ними стирается и искажается.
Мы знаем, в чем состоит сущность нашей веры. Мы ранняя Церковь, Церковь апостолов, и мы призваны быть учениками Христовыми, посланцами Царства Божия. Бог послал Своего Сына к заблудшим, подавленным и страждущим овцам, включая и всех нас.
Это не значит, что мы должны упиваться пороками, а, наоборот, зная о делах тьмы, должны решительно нести Благую весть о Божией любви, прощении, искуплении и спасении. Но как мы можем служить чадам Божиим, когда сами судим других и нас переполняет желание критиковать? Как мы можем нести миру надежду и радость общения с Иисусом Христом, когда сами оказываемся злыми, мстительными и склонными к войне?
Физическая война ‒ не единственный вид войны.
«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).
Это духовная брань, и мы сражаемся с невидимыми врагами ежедневно; но давайте помнить, что в борьбе с тьмой и враждебными силами мы не должны становиться сообщниками и проводниками самой тьмы. Как это возможно?
Это возможно, когда мы разжигаем огонь ненависти и гнева в своих сердцах, когда осуждаем наших братьев и сестер, потому что видим в них врагов, которых нужно одолеть и победить. Христос уже победил смерть Своей смертью.
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10).
Мы здесь не для того, чтобы быть проводниками смерти, тьмы, разрушения или разделения. Мы здесь для того, чтобы сиять светом Христовым, который был дан нам при Крещении. Когда наш Господь сказал: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14: 18), ‒ Он именно имел в виду, что нас не оставит. Мы ощущаем Свет Христов не только в наших святых православных храмах, но призваны быть этим светом и за церковной оградой.
У меня тяжело на сердце, но моя ноша легка. Вместо того чтобы видеть глубокие, коренные причины, по которым греховность пронизывает наше естество и наш мир, мы хотим протестовать и злиться на симптомы, ‒ если хотите, на «ветви». При этом мы иногда применяем тактику насмешек, стереотипов и предубеждений, что не служит ни к назиданию, ни к освящению.
Мы должны бороться не с ветвями, а с тем самым корнем, который питает ветви; который не животворит, а иссушает; с корнем сопротивления Божиему плану для нашей жизни; с корнем наших «промахов» и «непопадания в цель», или «амартии» (ἁμαρτία), что в переводе с греческого означает грех.
У меня нет желания просыпаться каждый день, смотреть на мир и видеть только безнадежность. Бог создал нас не для того, чтобы мы пребывали в отчаянии. Бог знал нас еще до того, как сотворил во чреве матери (ср.: Иер. 1: 5), по Своей бесконечной любви и милосердию. Мы тоже призваны иметь любовь и милосердие друг к другу.
Как мы можем проявлять милосердие и дарить любовь миру, когда сами находимся в состоянии постоянной борьбы и споров? Правда в том, что мы этого не можем. Мы побеждаем самих себя еще до того, как у нас появляется возможность посеять семена в землю ‒ или даже стать сеятелями Господа.
Мы не обзываем ребенка, не запугиваем и не нападаем на него, а говорим о его проступке и необходимости исправления. Ограничивая свою способность видеть цельность другого человека, мы ограничиваем возможность служения ему во имя Иисуса Христа. Мы закрываем дверь, дающую людям возможность обратиться к Богу.
Я устала. Устала видеть обе стороны битвы. Устала от греховности в мире, но также и от движимых благими намерениями православных христиан, у которых не получается быть посланцами Царствия Христова. Наша вера основана не на политике, не на идеологии, не на каких-то там земных планах. Наша вера основана на Слове Божием, Его учении, а также на учении святых отцов Православной Церкви. Это наш якорь, наш путеводный свет и цель, к которой мы стремимся, ‒ не признание и похвала от людей, а угождение Богу и одобрение от Господа.
Будем же мужественными, как первые христиане, которые подвергали себя опасности и жертвовали своей жизнью за веру. Как те, которые не только посещали храм раз в неделю, но знали Свет Христов ‒ тот живой, дышащий Свет, пребывающий в каждом из нас. Будем же светом в этом мире и будем делиться Благой вестью о спасении!
Недавно, в момент сосредоточенной молитвы, когда я и сама испытывала физическую боль, на мгновение я словно увидела лица многих моих знакомых, которые сейчас – каждый по-своему – страдают. Одни страдают из-за принятых ими сознательных решений, которые привели к трудностям и даже падениям. Другие страдают более загадочным образом, когда сходу не укажешь причину их страданий. И все же в молитве я получила ответ: «Имей сострадание!» Как только я смогла проявить сострадание – вне зависимости от понимания причин чужого страдания, ‒ я тут же почувствовала, что моя собственная боль не только ослабла, но и вообще исчезла.
Любовь и милосердие есть дары, которые мы дарим другим, а также самим себе, когда позволяем своему сердцу наполниться состраданием к нашим братьям и сестрам. Греческие православные пастыри не раз говорили мне, что любить Бога и ближнего – это заповедь, данная нам в Новом Завете. Это урок, о котором мы должны помнить.
Настало время противостоять тьме во всех ее формах и в то же время судить праведным судом, без фарисейства. Пришло время стать светом и любовью в мире, который так сильно в них нуждается. Один путь ведет к надежде, а другой – к отчаянию. Давайте всегда избирать надежду!
Джеки Кэтрин
Перевел с английского Дмитрий Лапа
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.