«За что лошадь бьёшь?» О дне памяти Флора и Лавра
В августовской Минее, содержащей тексты богослужений на каждый день, сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Но почему? Ведь они были не пастухами, а каменщиками.
Казалось бы, какое отношение к лошадям имеют два христианских мученика-каменотеса, жившие во II веке, нанятые на строительство языческого храма и за время стройки собравшие там целую христианскую общину, а заодно вылечившие сына местного жреца, когда тому в глаз попал осколок камня? А когда храм был построен, они собрали всех работавших на стройке христиан, установили в восточной части святилища крест и целую ночь простояли у него на молитве. За что их и казнили.
Правда, по устному преданию, с открытием мощей святых Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание этих святых как покровителей лошадей. Есть версия, что это почитание пришло на Русь с Балкан — с родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены искусству управлять лошадьми и понимать их язык самим архангелом Михаилом.
Икона «Чудо о Флоре и Лавре». Россия, конец XVI века
На иконе XIV века, хранящейся в Третьяковской галерее, в едином золотом пространстве изображены архангел Михаил, а по сторонам — святые Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый. Архангел Михаил вручает братьям их поводья. А под ними — скачущие на конях пастухи гонят к водопою табун разноцветных лошадей.
По преданию, именно архангел Михаил научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного: земледелию, скотоводству, ремеслам. И он же посвятил Адама и Сифа в тайны мироздания, а Авраама научил богопознанию.
«Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые, сохранили народный русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего ангела… <…> Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».
Вообще, в представлении большинства древних народов кони символизируют жизнь и смерть, бег времени и вселенную, плодородие и власть, солнце и небо.
Кони многократно упоминаются в Священном Писании. Пророк Захария видит четыре колесницы с конями разной масти: рыжими, вороными, белыми, пегими: Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной (Зах 6:6). Пророк Илия возносится на небо в колеснице, запряженной огненными конями (4 Цар 2:11). А еще конь — символ высшей мудрости, которая ведет человека по пути жизни: Господь вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались (Ис 63:13).
Есть кони и в Апокалипсисе (Откр 6:2–5, 7–8). В нем белый конь — атрибут Божественной силы, побеждающей зло: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный… И воинства небесные следовали за Ним на конях белых… (Откр 19:11, 14). По толкованиям святых отцов рыжий конь означает войну, вороной — голод, «бледный» — смерть. А вместе все четыре коня Апокалипсиса означают эсхатологический конец света.
Спасская башня московского Кремля тоже изначально была Фроловской — именно Флору и Лавру посвятил ее князь Дмитрий Донской. А на Зацепе, рядом с Павелецким вокзалом, где когда-то была ямская слобода, и сегодня есть большой действующий храм Флора и Лавра. В него с 1924 года сносили утварь, иконы и святыни из закрывающихся московских церквей, в том числе из взорванного Храма Христа Спасителя, пока в 1938 году и эту церковь не закрыли. Богослужения в ней возобновились лишь на Пасху 1991 года. Но теперь в ней вряд ли кто-то молится о здоровье лошадей.
Святых мучеников Флора и Лавра снова просят: «Утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих».
Лошадиные заступники
С древних времен хранилось на Руси в народе такое сказание. На второй день Третьего Спаса (Третий Спас — праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя, 29 августа) пахал мужик землю, чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась. Принялся мужик хлестать ее кнутом. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин бранится, грозит вспахать на ней целую десятину за день. Вдруг откуда ни возьмись два странника с посохами. «За что ты лошадь бьешь? — спрашивают. — Ты ведь за нее Богу ответишь, у Него всякая животина на счету. А лошадь и сама умеет Ему молиться. Завтра наш день — Флора и Лавра, вот мы и пришли заступиться. Ты сведи свою лошадь к церкви, и соседям тоже накажи, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту — Бог нам велел быть их заступниками и ходатаями перед Ним».Казалось бы, какое отношение к лошадям имеют два христианских мученика-каменотеса, жившие во II веке, нанятые на строительство языческого храма и за время стройки собравшие там целую христианскую общину, а заодно вылечившие сына местного жреца, когда тому в глаз попал осколок камня? А когда храм был построен, они собрали всех работавших на стройке христиан, установили в восточной части святилища крест и целую ночь простояли у него на молитве. За что их и казнили.
Правда, по устному преданию, с открытием мощей святых Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание этих святых как покровителей лошадей. Есть версия, что это почитание пришло на Русь с Балкан — с родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены искусству управлять лошадьми и понимать их язык самим архангелом Михаилом.
«Чудо о Флоре и Лавре»
Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» возник на Руси в XIV веке и у других православных народов неизвестен. Предание, послужившее для него основой, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастухам, потерявшим коней, и помогли найти пропажу.Икона «Чудо о Флоре и Лавре». Россия, конец XVI века
На иконе XIV века, хранящейся в Третьяковской галерее, в едином золотом пространстве изображены архангел Михаил, а по сторонам — святые Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый. Архангел Михаил вручает братьям их поводья. А под ними — скачущие на конях пастухи гонят к водопою табун разноцветных лошадей.
По преданию, именно архангел Михаил научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного: земледелию, скотоводству, ремеслам. И он же посвятил Адама и Сифа в тайны мироздания, а Авраама научил богопознанию.
Святые среди многоцветного табуна
Иконописцы Древней Руси,«богословствуя в красках», раскрывали через видимые образы тайны духовного мира. И образ святых мучеников Флора и Лавра — из числа таких откровений. Философ Евгений Трубецкой писал о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»:«Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые, сохранили народный русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего ангела… <…> Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».
Вообще, в представлении большинства древних народов кони символизируют жизнь и смерть, бег времени и вселенную, плодородие и власть, солнце и небо.
Кони многократно упоминаются в Священном Писании. Пророк Захария видит четыре колесницы с конями разной масти: рыжими, вороными, белыми, пегими: Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной (Зах 6:6). Пророк Илия возносится на небо в колеснице, запряженной огненными конями (4 Цар 2:11). А еще конь — символ высшей мудрости, которая ведет человека по пути жизни: Господь вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались (Ис 63:13).
Есть кони и в Апокалипсисе (Откр 6:2–5, 7–8). В нем белый конь — атрибут Божественной силы, побеждающей зло: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный… И воинства небесные следовали за Ним на конях белых… (Откр 19:11, 14). По толкованиям святых отцов рыжий конь означает войну, вороной — голод, «бледный» — смерть. А вместе все четыре коня Апокалипсиса означают эсхатологический конец света.
Возвращение смыслов
В крестьянской России день памяти мучеников Флора и Лавра по всей стране отмечали как «лошадиный праздник», когда лошадей положено было холить и лелеять и нельзя было использовать для работы. А в Москве на Мясницкой улице в этот день устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков, перед открытием которой во Фроловской (Фрол — русская интерпретация имени Флор) церкви неподалеку служили особый молебен.Спасская башня московского Кремля тоже изначально была Фроловской — именно Флору и Лавру посвятил ее князь Дмитрий Донской. А на Зацепе, рядом с Павелецким вокзалом, где когда-то была ямская слобода, и сегодня есть большой действующий храм Флора и Лавра. В него с 1924 года сносили утварь, иконы и святыни из закрывающихся московских церквей, в том числе из взорванного Храма Христа Спасителя, пока в 1938 году и эту церковь не закрыли. Богослужения в ней возобновились лишь на Пасху 1991 года. Но теперь в ней вряд ли кто-то молится о здоровье лошадей.
Святых мучеников Флора и Лавра снова просят: «Утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.