Обычные люди, изменившие мир: кто такой апостол Тит?
В последний год своей земной жизни Спаситель избрал «семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк 10:1). Большинство имен этих избранников известны лишь из Священного Предания. Исключение составляют только первые семь дьяконов, избранные двенадцатью апостолами (Деян 6:1-6), и те, кто упомянуты в апостольских посланиях. Среди этих последних — апостол Тит.
Тит с юности увлекался поэзией и философией и старался вести жизнь праведную и благочестивую, подобно членам общины ессеев-терапевтов в Александрии, описанной Филоном Александрийским в трактате «О созерцательной жизни»: искоренял в себе пороки и страсти и занимался науками.
Святой Тит. Фреска в церкви святого Николая, город Печ, Косово (Сербия)
Титу был 21 год, когда ему попала в руки библейская Книга пророка Исаии, перевернувшая его представления об окружающем мире. Там утверждалось, что мнимая успешность опирается на самопревозношение, гордость и тщеславие и обречена рассыпаться в прах — как процветающие и самоуверенные вавилоняне перед лицом гнева Божия были обречены «погибнуть, как солома пред огнем», чтобы не осталось от них даже самого маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер.
А тут еще до Крита дошел слух о появившемся в Палестине великом Пророке и творимых Им чудесах, и родной дядя Тита, проконсул и правитель Крита, послал его туда — удостовериться во всем самому. В Иерусалиме Тит увидел Христа, слушал Его проповедь, уверовал в Него, был свидетелем Его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения, а в день Пятидесятницы, стоя в народе, слышал, как 12 апостолов после сошествия Святого Духа говорили на разных языках, в том числе и на его родном (Деян 2:11).
Когда-то на Крите существовала знаменитая минойская культура, центром которой был Кносский дворец — прибежище легендарного Минотавра. Но за полторы тысячи лет до Рождества Христова на острове Тира, в 130 километрах от Крита, произошло извержение вулкана Санторин, и вулканический пепел накрыл на Крите все поля, а прибрежные города и деревни были смыты гигантской волной цунами.
Ираклион, Крит, Греция
Потом на острове господствовала дорийская культура, а незадолго до пришествия в мир Спасителя Крит оказался во власти римлян. И бороться с этим многообразным языческим наследием пришлось в первую очередь апостолу Титу, коренному критянину и бывшему язычнику.
Делать это было непросто — критяне были людьми упрямыми, часто двуличными. Даже апостол Павел, цитируя античного автора Эпименида, говорил о них: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1:12). Но и в отношении этих упрямых, порой лживых людей он призывал своего ученика не терять надежды, ведь и они могут стать частью народа особенного, ревностного к добрым делам (Тит 2:14).
Но стоило Титу покинуть город, чтобы рассказать Павлу о результатах своей поездки, как христиане Коринфа тут же перессорились. И Павел, находившийся в Ефесе, вручил Титу второе послание, написанное от великой скорби и стесненного сердца (2 Кор 2:4).
Тит был с Павлом в Риме во время его первого заключения, сопровождал его во время обратного путешествия на Восток. Причалив к Криту, они вместе проповедовали во многих городах. А потом Павел отправился дальше, оставив Тита завершать устройство новой Церкви. Но тут взбунтовались неофиты-иудеи, и Павлу снова пришлось разруливать ситуацию.
Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил своему ученику личное послание, а когда Павла увезли на суд в Рим, Тит бросился за учителем и был с ним до самой его казни. А потом вернулся на Крит и до глубокой старости — а скончался он, по преданию, в возрасте 94 лет — трудился, создавая на родном острове и в соседних странах христианские общины. Говорят, перед смертью его лицо просияло, как солнце.
***
О подвиге первых апостолов митрополит Сурожский Антоний писал: «Когда они вышли в широкий, далекий мир — который для нас теперь стал довольно-таки небольшим, но тогда измерялся человеческим шагом, — они шли, шли через пустыни, плыли через моря, проходили через леса, подвергались опасности от разбойников, от бури, от лжебратии… И все это потому, что их сердце было полно такой любовью, такой жалостью ко всему, что чудо вечной жизни, радость о Христе они не могли сохранить для себя, а должны были ею делиться и давать, пока они живы».
Они не были воинами, за ними не следовали полки солдат, не гремело оружие. Они были обычными людьми. Но именно они изменили наш мир.
Учиться, учиться и учиться!
Уроженец Крита из знатной семьи, Тит вырос в античной среде. По меркам своего времени человеком он был образованным, и именно знания сыграли не последнюю роль в том, что «нравственный закон, высеченный на сердце язычника», деятельно реализовывался в его жизни.Тит с юности увлекался поэзией и философией и старался вести жизнь праведную и благочестивую, подобно членам общины ессеев-терапевтов в Александрии, описанной Филоном Александрийским в трактате «О созерцательной жизни»: искоренял в себе пороки и страсти и занимался науками.
Святой Тит. Фреска в церкви святого Николая, город Печ, Косово (Сербия)
Титу был 21 год, когда ему попала в руки библейская Книга пророка Исаии, перевернувшая его представления об окружающем мире. Там утверждалось, что мнимая успешность опирается на самопревозношение, гордость и тщеславие и обречена рассыпаться в прах — как процветающие и самоуверенные вавилоняне перед лицом гнева Божия были обречены «погибнуть, как солома пред огнем», чтобы не осталось от них даже самого маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер.
А тут еще до Крита дошел слух о появившемся в Палестине великом Пророке и творимых Им чудесах, и родной дядя Тита, проконсул и правитель Крита, послал его туда — удостовериться во всем самому. В Иерусалиме Тит увидел Христа, слушал Его проповедь, уверовал в Него, был свидетелем Его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения, а в день Пятидесятницы, стоя в народе, слышал, как 12 апостолов после сошествия Святого Духа говорили на разных языках, в том числе и на его родном (Деян 2:11).
«Лжецы, злые звери, утробы ленивые»
В 49 году Тит уже сопровождал апостолов Павла и Варнаву на Иерусалимский Собор (Гал 2:1). Он был с апостолом Павлом в его миссионерских путешествиях, выполнял его поручения и, наконец, был им рукоположен во епископа Критского.Когда-то на Крите существовала знаменитая минойская культура, центром которой был Кносский дворец — прибежище легендарного Минотавра. Но за полторы тысячи лет до Рождества Христова на острове Тира, в 130 километрах от Крита, произошло извержение вулкана Санторин, и вулканический пепел накрыл на Крите все поля, а прибрежные города и деревни были смыты гигантской волной цунами.
Ираклион, Крит, Греция
Потом на острове господствовала дорийская культура, а незадолго до пришествия в мир Спасителя Крит оказался во власти римлян. И бороться с этим многообразным языческим наследием пришлось в первую очередь апостолу Титу, коренному критянину и бывшему язычнику.
Делать это было непросто — критяне были людьми упрямыми, часто двуличными. Даже апостол Павел, цитируя античного автора Эпименида, говорил о них: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1:12). Но и в отношении этих упрямых, порой лживых людей он призывал своего ученика не терять надежды, ведь и они могут стать частью народа особенного, ревностного к добрым делам (Тит 2:14).
Ученик ученика
Постепенно Тит стал одним из самых близких сотрудников апостола Павла. Именно Тита он послал в Коринф со своим первым посланием и с заданием объяснить, как организовать сбор пожертвований для братий в Иерусалиме.Но стоило Титу покинуть город, чтобы рассказать Павлу о результатах своей поездки, как христиане Коринфа тут же перессорились. И Павел, находившийся в Ефесе, вручил Титу второе послание, написанное от великой скорби и стесненного сердца (2 Кор 2:4).
Тит был с Павлом в Риме во время его первого заключения, сопровождал его во время обратного путешествия на Восток. Причалив к Криту, они вместе проповедовали во многих городах. А потом Павел отправился дальше, оставив Тита завершать устройство новой Церкви. Но тут взбунтовались неофиты-иудеи, и Павлу снова пришлось разруливать ситуацию.
Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил своему ученику личное послание, а когда Павла увезли на суд в Рим, Тит бросился за учителем и был с ним до самой его казни. А потом вернулся на Крит и до глубокой старости — а скончался он, по преданию, в возрасте 94 лет — трудился, создавая на родном острове и в соседних странах христианские общины. Говорят, перед смертью его лицо просияло, как солнце.
***
О подвиге первых апостолов митрополит Сурожский Антоний писал: «Когда они вышли в широкий, далекий мир — который для нас теперь стал довольно-таки небольшим, но тогда измерялся человеческим шагом, — они шли, шли через пустыни, плыли через моря, проходили через леса, подвергались опасности от разбойников, от бури, от лжебратии… И все это потому, что их сердце было полно такой любовью, такой жалостью ко всему, что чудо вечной жизни, радость о Христе они не могли сохранить для себя, а должны были ею делиться и давать, пока они живы».
Они не были воинами, за ними не следовали полки солдат, не гремело оружие. Они были обычными людьми. Но именно они изменили наш мир.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.