Когда и почему живые позавидуют мёртвым?

«В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр 9:6).

Откуда цитата «Живые позавидуют мертвым»?

Выражение «Живые позавидуют мертвым» известно многим читателям по переводу «Острова сокровищ» Р. Л. Стивенсона, но появилось гораздо ранее. Еще Н. Карамзин в повести «Марфа-посадница» употребил эту фразу от лица Марфы Борецкой. Иногда предполагают, что цитата происходит из Библии, но история ее гораздо сложнее — дословно ее в Библии нет, но корни следует искать именно там.
Исследователи отмечают, что самое раннее появление фразы именно в таком виде – в слове инока Дамаскина о скончании мира и об антихристе. Оно известно по рукописи начала XVIII века. Описывая невыносимые бедствия, которые наступят в царстве антихриста, автор говорит (приводим современный русский перевод): «В то время люди будут завидовать мертвым, говоря: “Благополучны те, которые не дожили до этих дней!”. Воскликнут громким голосом: “Откройте гробы и примите туда нас!”» Это сочинение – переработка творений древних святых отцов, в том числе и слова преподобного Ефрема Сирина об антихристе: «…но все люди будут называть блаженными мертвецов, преданных погребению прежде, нежели пришла на землю та великая скорбь». А теперь, зная это, нам нетрудно найти первоисточник, откуда цитата «Живые позавидуют мертвым» берет корни: это Книга Екклесиаста: И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе (Еккл 4:2).

«Живые позавидуют мертвым» в Библии






Апокалипсис. Триптих. 1380. Мастер Бертрам из Миндена

Так как первое появление фразы «живые позавидуют мертвым» относится к апокалиптическим временам, найдем подобное выражение в Откровении Иоанна Богослова (Откр 9:6):
В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.И въ ты́я дни́ взы́щутъ человѣ́цы сме́рти, и не обря́щутъ ея́: и вожделѣ́ютъ умре́ти, и убѣжи́тъ от ни́хъ сме́рть.Время перед Вторым Пришествием Господа будет особенно ужасным, о нем Сам Иисус Христос сказал: и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим 3:2–5). Но при этом они будут верить, что наступление всеобщего благоденствия близко и все нации объединятся под руководством великого гения и филантропа, каким и изобразит себя антихрист. Столь пустые мечты обречены на провал: люди, ставшие подобными демонам, потерпят зло от самих демонов, которые, по толкованию святителя Андрея Кесарийского, изображены в 9-й главе Апокалипсиса под видом саранчи из бездны. Зло, которое изберут отступившие от Господа люди, обратится для них же в наказание.
Найдем еще один прототип этого выражения в Книге Екклесиаста (Еккл 4:1–3):
И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.И обрати́хся а́зъ и ви́дѣхъ вся́ оклевета́нiя быва́ющая подъ со́лнцемъ: и се́, сле́зы оклевета́нныхъ, и нѣ́сть и́мъ утѣша́ющаго, и от руки́ клеве́щущихъ на ня́ крѣ́пость, и нѣ́сть и́мъ утѣша́ющаго. И похвали́хъ а́зъ всѣ́хъ уме́ршихъ, и́же умро́ша уже́, па́че живы́хъ, ели́цы жи́ви су́ть досе́лѣ: и бла́гъ па́че обои́хъ си́хъ, и́же еще́ не бы́сть, и́же не ви́дѣ вся́каго сотворе́нiя лука́ваго сотворе́ннаго подъ со́лнцемъ.Книга Екклесиаста имеет форму рассуждения мудреца, ищущего, каков смысл в земной жизни — столь скоротечной, полной трудов и печалей. Священный писатель приходит к выводу, что круговращение земных дел — это суета сует и томление духа. Мудрый и глупый, богатый и бедный, добрый и злой — что бы они ни делали, всё кажется бессмысленным, потому что кончается смертью. Но если сам Екклесиаст, испытав все виды удовольствий, признал, что нет от них пользы, а они лишь утомили его дух, что тогда сказать о тех, кто всю жизнь изнывает от бича надсмотрщика, палки тирана и несправедливого приговора судьи? Не лучше ли тем, кто лежит в могиле и ни о чем житейском не помышляет?
Так же возжаждал смерти и праведный Иов, когда сатана обрек его нищете, болезни и людскому презрению: На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? (Иов 3:20–22). Впрочем, в конце книги Екклесиаст приходит к выводу: день смерти — это день, когда дух человека возвратится к Богу. Тогда-то всякое дело, доброе или худое, Господь приведет на суд.
Итак, в Библии мы видим много примеров страдальцев, которые завидуют мертвым. Они могут мучиться либо внешними обстоятельствами, либо собственными страстями, либо тем и другим вместе, так что им кажется, что могильный покой лучше их жалкого существования. Однако в Новом Завете, когда Христос победил смерть и открыл всю полноту Божественных тайн, стало возможным сказать словами апостола Павла: для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп 1:21).
« Как святой Мина и Богородица защитили кенийское...
3 притчи о разном »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.