Как дискутировать с атеистами
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов, говорит Сергей Худиев.
Напомним, что материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а все явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. С материализмом неизбежно связан натурализм — то есть представление о реальности как о замкнутой системе причинно-следственных связей, управляемой безличными и неизменными законами природы (и только ими). В рамках этой картины мира любые события могут быть только результатом предыдущих состояний системы и неизменных законов движения материи.
Один из «новых атеистов», американский физик Виктор Штенгер, формулирует это воззрение так: «представление о том, что все есть материя и ничего больше».
Натурализм не допускает существования чего-либо сверхъестественного — то есть выходящего за рамки этой системы. При этом философы (в том числе материалисты) признают, что материализм имеет ряд неразрешенных — и, видимо, неразрешимых — проблем. Одна из них — это проблема свободной воли.
Но ведь христиане тоже признают существование материи, управляемой законами природы? Конечно. Христианский теизм (то есть мировоззрение, постулирующее веру в личностного Бога-Творца) признает реальность материальной природы как системы, управляемой определенными безличными законами. Но с точки зрения христиан, реальность не исчерпывается природой — у природы есть Создатель, Бог, который создал ее и поддерживает в бытии; Бог также создал и нематериальные сущности — ангелов, архангелов и души людей. Дух может взаимодействовать с материей, а в определенных, исключительно редких и важных случаях, Бог может действовать поверх знакомых нам законов природы, творя чудеса.
Как пишет об этом нейрофизиолог (и убежденный материалист) Френсис Крик, «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы — не более чем набор нейронов… хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить”.
Известный космолог (и атеист) Стивен Хокинг пишет в своей книге “Высший Замысел”: “Хотя мы думаем, что способны делать осознанный выбор, наши познания в области молекулярных основ биологии свидетельствуют, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии, а потому столь же детерминированы, как и орбиты планет… Трудно себе представить, как может проявляться свобода воли, если наше поведение определяется физическими законами. Поэтому, похоже, мы представляем собой ни что иное, как биологические машины, а свобода воли просто иллюзия».
Материализм, как объясняет известный атеистический публицист Докинз, означает, что свободная воля — иллюзия:
“Будучи материалистом, я придерживаюсь того взгляда, что сознание – это нечто, что возникает из мозга, внутри мозга. И я думаю, что компьютеры не наделены свободной волей в том смысле, что я совершенно уверен, что все, происходящее в компьютере, предопределено другими событиями во внешнем мире и – в большей степени – внутри самого компьютера. Так что в этом смысле, у компьютеров нет свободной воли. Но в этом смысле ее, скорее всего, нет и у нас… Я не могу с точностью сказать, что это значит, но думаю, что это означает или может означать, что когда я думаю, что принимаю решение, когда иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю «мной», принимает решение, оно уже принято”.
Итак, материализм не оставляет места не только для Бога, но и для человека; остается только “иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю «мной»”.
Это мировоззрение, которое требует от Вас объявить иллюзией не только мистический опыт молитвы и богообщения, но и самый повседневный опыт свободной воли. Но хуже того, кто в таком случае страдает от иллюзии? Докинз прекрасно это сформулировал: “Иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю «мной»”. Но кто этот “я”, который ошибочно считает “себя” “собой”? Иллюзия, которая страдает от иллюзии?
Итак, отметим это, материализм противоречит нашему непосредственному опыту — опыту свободной воли.
Что отвечать атеисту, утверждающему, что человек это просто набор молекул?
Такой точки зрения придерживаются люди, выбравшие материализм своим мировоззрением.Напомним, что материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а все явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. С материализмом неизбежно связан натурализм — то есть представление о реальности как о замкнутой системе причинно-следственных связей, управляемой безличными и неизменными законами природы (и только ими). В рамках этой картины мира любые события могут быть только результатом предыдущих состояний системы и неизменных законов движения материи.
Один из «новых атеистов», американский физик Виктор Штенгер, формулирует это воззрение так: «представление о том, что все есть материя и ничего больше».
Натурализм не допускает существования чего-либо сверхъестественного — то есть выходящего за рамки этой системы. При этом философы (в том числе материалисты) признают, что материализм имеет ряд неразрешенных — и, видимо, неразрешимых — проблем. Одна из них — это проблема свободной воли.
Но ведь христиане тоже признают существование материи, управляемой законами природы? Конечно. Христианский теизм (то есть мировоззрение, постулирующее веру в личностного Бога-Творца) признает реальность материальной природы как системы, управляемой определенными безличными законами. Но с точки зрения христиан, реальность не исчерпывается природой — у природы есть Создатель, Бог, который создал ее и поддерживает в бытии; Бог также создал и нематериальные сущности — ангелов, архангелов и души людей. Дух может взаимодействовать с материей, а в определенных, исключительно редких и важных случаях, Бог может действовать поверх знакомых нам законов природы, творя чудеса.
И какие проблемы у материализма со свободной волей?
В рамках материализма все наши мыслительные и волевые акты целиком и полностью обусловлены чрезвычайно сложными, но полностью материальными процессами в коре нашего головного мозга. Эти процессы (как и все в мироздании) развиваются согласно неизменным законам природы, их результат полностью определяется чисто материальными причинами.Как пишет об этом нейрофизиолог (и убежденный материалист) Френсис Крик, «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы — не более чем набор нейронов… хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить”.
Известный космолог (и атеист) Стивен Хокинг пишет в своей книге “Высший Замысел”: “Хотя мы думаем, что способны делать осознанный выбор, наши познания в области молекулярных основ биологии свидетельствуют, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии, а потому столь же детерминированы, как и орбиты планет… Трудно себе представить, как может проявляться свобода воли, если наше поведение определяется физическими законами. Поэтому, похоже, мы представляем собой ни что иное, как биологические машины, а свобода воли просто иллюзия».
Материализм, как объясняет известный атеистический публицист Докинз, означает, что свободная воля — иллюзия:
“Будучи материалистом, я придерживаюсь того взгляда, что сознание – это нечто, что возникает из мозга, внутри мозга. И я думаю, что компьютеры не наделены свободной волей в том смысле, что я совершенно уверен, что все, происходящее в компьютере, предопределено другими событиями во внешнем мире и – в большей степени – внутри самого компьютера. Так что в этом смысле, у компьютеров нет свободной воли. Но в этом смысле ее, скорее всего, нет и у нас… Я не могу с точностью сказать, что это значит, но думаю, что это означает или может означать, что когда я думаю, что принимаю решение, когда иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю «мной», принимает решение, оно уже принято”.
Итак, материализм не оставляет места не только для Бога, но и для человека; остается только “иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю «мной»”.
Это мировоззрение, которое требует от Вас объявить иллюзией не только мистический опыт молитвы и богообщения, но и самый повседневный опыт свободной воли. Но хуже того, кто в таком случае страдает от иллюзии? Докинз прекрасно это сформулировал: “Иллюзорная сущность внутри меня, которую я считаю «мной»”. Но кто этот “я”, который ошибочно считает “себя” “собой”? Иллюзия, которая страдает от иллюзии?
Итак, отметим это, материализм противоречит нашему непосредственному опыту — опыту свободной воли.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Не надо никому навязывать своё мнение, просто уважать чужое! Верит в богоа- молодец, не верит — такой же молодец, а вот церкви ипрочие строения — стройте пожалуйста на пожертвования верущих, а не за счёт казны и неверующих людей. А по моему глубокому убеждению, вера не в церкви, пожертвованиях и т.п., а в голове лично каждого, и насильно влиять на это никто не имеет права!
- ↓